Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 30 июля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению , действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней , к Администрации города Кургана, Главному управлению образования Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить нарушения путем восстановления в списках подпрограммы
по апелляционной жалобе Главного управления образования Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 апреля 2013 года, которыми постановлено:
"Исковые требования Лыжина С.А, действующего в интересах несовершеннолетней Лыжиной Е.С., и Лыжиной Г.В. к Администрации г. Курган удовлетворить.
Признать решение Администрации г. Кургана, доведенное до сведения заместителем директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства 05.12.2012 г. за исх. номером по исключению из списков участников действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и членов его семьи незаконным.
Обязать Администрацию г. Кургана устранить допущенное нарушение и восстановить и членов его семьи в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в том порядке очередности, в котором семья Лыжина С.А. состояла до исключения из списков".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., изложившей обстоятельства дела, объяснение представителя истцов Железняка М.С.,
УСТАНОВИЛА:
Лыжин С.А., действующий, в том числе, в интересах Лыжиной Е.С., и Лыжина Г.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации города Кургана, устранении допущенного нарушения, восстановлении истца и членов его семьи в списках участников подпрограммы в ранее существовавшем порядке очередности, включении семьи в сводный список участников подпрограммы, выдаче семье истца свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела истцы предъявили исковые требования к Администрации города Кургана, Главному управлению образования Курганской области.
В обоснование иска с учетом последующих изменений указывали, что их семья в составе трех человек признана Администрацией города Кургана нуждающейся в улучшении жилищных условий и с 2010 года ежегодно включалась в список семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Письмом от 08.12.2012 Администрация города Кургана уведомила об исключении семьи из данной подпрограммы в связи с достижением Лыжиной Г.В. возраста 36 лет. Считали такие действия ответчика незаконными, поскольку на момент принятия решения о включении семьи в указанную подпрограмму она отвечала всем необходимым требованиям. Семья была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, но не получила своевременно социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в связи с нецелевым использованием бюджетных средств. Вместе с тем принятые ответчиками обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения принятых на себя обязательств и одностороннее изменение их условий недопустимо. Считали, что отсутствие финансирования не может влиять на реализацию их прав и служить основанием для исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Указывали, что положения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы.
Просили суд признать решение Администрации города Кургана, доведенное до сведения Лыжина С.А. письмом заместителем директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства 05.12.2012 за исходящим номером об исключении семьи из списков участников действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" незаконным, возложить на Администрацию города Кургана обязанность устранить допущенное нарушение и восстановить Лыжина С.А. и членов его семьи в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в том порядке очередности, в котором семья состояла до исключения из списков.
В судебном заседании представитель истцов Железняк М.С., действующий на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав доводы, изложенные в иске. Полагал, что восстановление семьи истцов в списках участников подпрограммы не нарушит прав третьих лиц, поскольку восстановится ранее существовавшая очередность.
Представитель ответчика Администрации города Кургана - Яковлева Е.С., действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не соглашалась, указывая, что включение в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на каждый очередной год носит заявительный характер. В связи с непредставлением социальной выплаты в очередном году, истцам для участия в данной подпрограмме на следующий год необходимо вновь обращаться с заявлением о включении в списки участников с предоставлением всех необходимых документов. Поскольку Лыжина Г.В. достигла возраста 36 лет, семья истцов исключена их числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы обоснованно.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области Художиткова Е.А., действующая на основании доверенности, считала заявленные исковые требования необоснованными, просила отказать в их удовлетворении. Поясняла, что Главное управление образования Курганской области на основании представленных органами местного самоуправления списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы формирует сводный список, представляемый заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития РФ. А после определения размера субсидий, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый год, с учетом предусмотренных средств, утверждаются списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Соответствие претендентов условиям участия в названной подпрограмме проверяется на каждом этапе формирования списков. Требования истцов противоречат условиям участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поскольку на день принятия органом исполнительной власти решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Главное управление образования Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы включает два этапа: включение семьи в список молодых семей - участников подпрограммы и включение семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. На каждом из этапов семья оценивается на соответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050. При формировании списка участников подпрограммы на 2012 год семья истцов соответствовала предъявляемым требованиям. Однако, при формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, утвержденного в мае 2012 года, семья Лыжиных исключена из числа участников подпрограммы в связи с достижением в сентябре 2011 года Лыжиной Г.В. возраста 36 лет. Полагает, что включение семьи в число участников подпрограммы не обеспечит ей возможность дальнейшего участия в подпрограмме без ограничения возраста.
В возражениях на апелляционную жалобу Лыжин С.А., действующий, в том числе в интересах Лыжиной Е.С., Лыжина Г.В. считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. В обоснование возражений повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении.
В суде апелляционной инстанции представитель истцов на основании доверенности Железняк М.С. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Представители ответчиков Администрации города Курган, Главного управления образования Курганской области участия в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не принимали, о месте, дате и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Судом установлено, что с 12.03.2010 Лыжин С.А. с составом семьи два человека (он и его несовершеннолетняя дочь Лыжина Е.С.) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (карточка очередника, учетное дело - т. 1 л.д. 44, 45).
30.03.2010 Лыжин С.А. обратился в Администрацию города Кургана с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2011 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (т. 1 л.д. 53).
23.12.2010 Лыжин С.А. зарегистрировал брак с Альсовой (Лыжиной) Г.В. (т. 1 л.д. 17).
09.06.2011 Лыжин С.А. обратился в Администрацию города Кургана с заявлением о включении в состав участников названной подпрограммы молодой семьи в составе трех человек: Лыжин С.А, Лыжина Г.В., Лыжина Е.С. (т. 1 л.д. 51).
15.03.2012 Лыжин С.А. и Лыжина Г.В. подали в Администрацию города Кургана заявление о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (т. 1 л.д. 50).
На основании указанных заявлений и необходимого пакета документов семья истцов ежегодно включалась в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить субсидию в соответствующем году (т. 1 л.д. 86-88, 89-91).
Письмом заместителя директора Департамента ЖКХ и строительства Администрации города Кургана от 05.12.2012 Лыжин С.А. извещен о том, что в связи с достижением Лыжиной Г.В., года рождения, в 2011 году возраста 36 лет, его семья в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" не может более являться участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", поэтому исключена из списков участников действующей подпрограммы (т. 1 л.д. 16). В список молодых семей - участников названной подпрограммы в 2013 году семья истцов не включена (т. 1 л.д. 92-130).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Администрации города Кургана по исключению семьи истца из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в связи отсутствием оснований для дальнейшего участия в подпрограмме противоречат целям и задачам действующего законодательства, не предусматривающего возможности исключения молодой семьи, не реализовавшей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, из числа участников подпрограммы в связи с достижением одним из членов семьи возраста 36 лет. Удовлетворяя требования Лыжиных, суд исходил также из того, что отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты всем участникам подпрограммы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, полагая, что они сделаны в результате неправильного применения и толкования норм материального права.
Согласно п.п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В рамках осуществления нормативно-правового регулирования общественных отношений в социальной сфере, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи Правительство РФ постановлением от 17.12.2010 N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающую в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Подпрограмма). Целью Подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Источниками финансирования Подпрограммы являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, собственные и заемные средства молодых семей.
Постановлением Курганской областной Думы от 28.02.2006 N 1247 утверждена целевая программа Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области", одной из подпрограмм которой является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области" на 2007 - 2012 годы. Также постановлением Правительства Курганской области от 19.11.2012 N 555 утверждена целевая программа Курганской области "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области" на 2013 - 2015 годы.
Участие молодых семей в Подпрограмме является добровольным. При этом участники областной Подпрограммы признаются участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В приложении N 3 к Подпрограмме содержатся Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Участником Подпрограммы в соответствии с п. 6 Правил может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 17, 20 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, подаваемых молодой семьей, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, который представляется заказчику подпрограммы (п. 22 Правил).
После определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий и размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов на соответствующий год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23 Правил).
В п. 18 Правил перечислены основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, к которым относится, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 Правил.
Таким образом, закрепив в Подпрограмме и Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения выплаты, в том числе ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (подп. "а" п. 6 Правил), предоставив тем самым органу местного самоуправления, принимающему в соответствии с федеральным законодательством (п. 17 Правил) решение о признании молодой семьи участницей Подпрограммы, полномочия по исключению молодой семьи из списка участников Подпрограммы в случае, если будет установлено отсутствие у нее оснований для участия в Подпрограмме, в том числе в связи с несоответствием возрастному критерию.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом суда о том, что порядок исключения из списков участников подпрограммы молодых семей, уже включенных в утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списки молодых семей - участников Подпрограммы нормативно не урегулирован.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, возможность исключения молодой семьи из списка участников Подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в Подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, не противоречит целям и задачам Подпрограммы и соответствует адресному и целевому характеру использования бюджетных средств.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 апреля 2013 года отменить.
В удовлетворении исковых требований , действующего, в том числе, в интересах несовершеннолетней , и к Администрации города Кургана, Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным решения об исключении семьи из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, возложении обязанности устранить нарушения путем восстановления в списках участников подпрограммы отказать.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.