Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Пшеничникова Д.В., Клепчи С.Н.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 30 июля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по организации работ по очистке территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 07.05.2013, которым постановлено:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по организации работ по очистке территорий по адресам: , г, , , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана в течение месяца с момента вступления решения в законную силу организовать работы по очистке территорий, расположенных напротив жилых домов по адресам: , , , , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности ., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с исками к Администрации города Кургана о возложении обязанности по очистке территорий от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
В обоснование требований указало, что специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена экспертная оценка территорий. Проверкой установлены несанкционированные скопления твердых бытовых отходов напротив жилых домов по адресам в . По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области" правообладатели земельных участков, на которых организованы несанкционированные свалки, отсутствуют; земельные участки располагаются в границах муниципального образования город Курган. На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" просили возложить на Администрацию города Курган обязанность по ликвидации несанкционированных свалок.
Определением Курганского городского суда Курганской области от гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что перед судебным заседанием был осуществлен выезд на места организации свалок в ходе которого установлено, что несанкционированные свалки не ликвидированы.
Представитель ответчика Администрации города Курган в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Курган выражает несогласие с принятым судом решением. В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения суд не принял во внимание положения Правил благоустройства территории города Курган, утвержденных Решением Курганской городской Думы от , согласно которым физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки. Содержание и уборку объектов благоустройства осуществляют на территориях жилых домов индивидуальной застройки и прилегающих к ним территориях на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории. По мнению заявителя, несанкционированные свалки по указанным адресам в г.Кургане располагаются в пятиметровой зоне, обязанность по содержанию которой несут собственники частных жилых домов.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Курганской области выражает несогласие с апелляционной жалобой, в удовлетворении которой просят отказать, а решение Курганского городского суда от 07.05.2013 оставить без изменения. Указывают, что собственником земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки, является Администрация города Кургана, на которую возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области действующий на основании доверенности, с апелляционной жалобой Администрации г.Кургана не согласился. Полагал, что решение суда является законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации города Кургана в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие последнего.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под городским округом понимается городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в числе иных к вопросам местного значения городского округа отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
Закрепление за органами местного самоуправления городских округов полномочий в области обращения с отходами, в частности, организации в границах городского округа сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, установлено также п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законом прямо отнесено к вопросам местного значения.
Исходя из положений п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Из материалов дела следует, что специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза территорий, расположенных напротив жилых домов в г.Кургане по адресам: , в ходе которой установлено, что на обследуемых территориях устроены несанкционированные свалки твердых и жидких бытовых отходов, что не отвечает требованиям п.2.1.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест N 4690-88, а также, в нарушение п. 2.2.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест N 4690-88, не оборудованы контейнерные площадки, не организован сбор и удаление твердых бытовых отходов.
Судом установлено, что спорные земельные участки находится в границах муниципального образования город Курган Курганской области, сведения о зарегистрированных правах на данные земельные участки отсутствуют. Работы по ликвидации свалки бытовых отходов и мусора на указанных земельных участках Администрацией г. Курган не проводятся.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии неблагоприятного воздействия несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора на окружающую среду, и возложил на ответчика обязанность организовать очистку указанных земельных участков от несанкционированных свалок.
Согласно п. 1 ст. 3 Решения Курганской городской Думы от "Об утверждении Правил благоустройства территории " (далее - Правила) физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.
В соответствии с п. 1.3 ст. 4 Правил на территориях жилых домов индивидуальной застройки и прилегающих к ним территориях на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории (в том числе тротуарах), а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги, содержание и уборку объектов благоустройства осуществляют собственники или пользователи данных территорий, жилых домов.
Как следует из материалов дела, лица, виновные в организации несанкционированных свалок, не установлены. Земельные участки, на которых организованы несанкционированные свалки, относятся к землям населенных пунктов, находятся в границах города Кургана, а сами свалки расположены вне пятиметровой зоны периметра территории индивидуальной жилой застройки (доказательств иного суду представлено не было), в связи с чем доводы апелляционной жалобы Администрации г.Кургана в этой части судебная коллегия находит несостоятельным.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не содержат доводов, влекущих его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 07.05.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.