Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи-председательствующего Катаева М.Ю.
судей Пшеничникова Д.В., Клепчи С.Н.
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 августа 2013 года гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Петухово о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок
по апелляционной жалобе Администрации города Петухово Курганской области на решение Петуховского районного суда Курганской области от 03.06.2013, которым постановлено:
исковые требования прокурора Петуховского района Курганской области удовлетворить.
Обязать администрацию города Петухово Петуховского района Курганской области организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных: , на ; ; на ; на ; на ; от .
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., объяснения представителя ответчика Администрации г. Петухово Петуховского района Курганской области ., действующей на основании доверенности, мнение представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Петуховского района Курганской области обратился в суд с иском к Администрации города Петухово о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки.
В основание иска указывал, что прокуратурой Петуховского района совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды на территории г. Петухово Курганской области. Проверкой выявлены несанкционированные свалки, расположенные: на обочине дороги по , на обочине ; на ; на ; на ; на ; от . Несанкционированные свалки, непринятие мер по их выявлению и ликвидации нарушают конституционные права неограниченного числа лиц на благоприятную окружающую среду, которые закреплены в ст. 42 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного прокурор Петуховского района Курганской области просил возложить на Администрацию города Петухово обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных: на обочине дороги по , на обочине ; на ; на ; на ; на ; от .
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Петуховского района Курганской области заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации города Петухово в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки своевременно суд не уведомил.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по доверенности , исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что непосредственно перед судебным заседанием посещал места скопления несанкционированных свалок, которые до настоящего времени не ликвидированы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Петухово выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что суд руководствовался нормами закона, не подлежащими, по мнению автора жалобы, применению. Земельный участок, расположенный по адресу: , является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, которые и должны нести обязанность по ликвидации несанкционированной свалки. Несанкционированную свалку, расположенную в лесном массиве также, по мнению ответчика, должен ликвидировать собственник участка лесного фонда, который в силу положений действующего федерального законодательства находится в федеральной собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области выражает несогласие с апелляционной жалобой ответчика, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Петухово Петуховского района Курганской области действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, является общей долевой собственностью собственников жилым помещений многоквартирного дома. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом участка; в отношении замусоренного участка лесного фонда полагала, что ответственность должен нести собственник лесов; условия для сбора твердых бытовых отходов в , по мнению представителя ответчика, Администрацией г.Петухово созданы надлежащие путем установки мусорного контейнера.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие последнего.
Представитель истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая, что решение суда является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо отнесено к вопросам местного значения.
Так, согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под городским поселением понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в числе иных к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Закрепление за органами местного самоуправления поселений полномочий в области обращения с отходами, в частности, организации в границах городского поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлено также п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Петуховского района Курганской области при участии Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области проведены контрольные (надзорные) мероприятия по проверке соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды Администрацией города Петухово.
Проверкой выявлены факты размещения несанкционированных свалок на следующих территориях: ; ; ; ; ; ; ; от .
В подтверждение наличия несанкционированных свалок приложена соответствующая фототаблица.
Наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов не отвечает требованиям п.2.1.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест N 4690-88, а также, в нарушение п. 2.2.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест N 4690-88, не оборудованы контейнерные площадки, не организован сбор и удаление твердых бытовых отходов.
Работы по ликвидации свалок бытовых отходов и мусора на указанных земельных участках, расположенных в границах городского поселения, Администрацией г. Петухово не проводятся.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии неблагоприятного воздействия несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора на окружающую среду и возложил на ответчика обязанность организовать очистку указанных земельных участков от несанкционированных свалок.
Из пункта 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе и земли лесного фонда.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с вышеприведнными нормами законодательства Российской Федерации.
Согласно требованиям п. "е" части 39 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Суд первой инстанции, установив факт наличия несанкционированной свалки бытовых отходов, исходя из положений ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящих организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения поселения, на законных основаниях возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной лесном массиве через дорогу от жилых построек , на Администрацию г.Петухово.
Нахождение указанной свалки в границах городского поселения - муниципального образования г.Петухово, представителем ответчика в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.
Ссылки заявителя на нормы Лесного кодекса и подзаконные акты, определяющие компетенцию органов власти в сфере охраны и защиты лесов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку спорные правоотношения регулируются нормами иного законодательства - Федеральными законами "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые подлежали применению и были применены судом при рассмотрении иска прокурора Петуховского района.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в лесном массиве , на собственника лесного фонда судебной коллегией признаны не состоятельными.
Также судебной коллегией не принимается довод апелляционной жалобы в части необоснованного возложения на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в границах выделенного собственникам земельного участка площадью кв.м под многоквартирным жилым домом по , поскольку ответчик ссылается на доказательства, которые не были представлены суду первой инстанции и не являлись предметом оценки суда при постановлении обжалуемого решения.
В удовлетворении ходатайства представителя ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, подтверждающих принадлежность участка по с находящейся на нем свалкой бытовых отходов собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома, судом апелляционной инстанции на основании ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ было отказано в связи с признанием неуважительными причин, препятствовавших представлению таких доказательств в суд первой инстанции.
Согласно положениям ч.6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Ошибочные ссылки в мотивировочной части обжалуемого решения на положения п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", определяющих вопросы местного значения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (к каковым не относится Администрация г.Петухово, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г.Петухово, наделенным законом Курганской области от 06.07.2004 N 419 статусом городского поселения), не влияют на существо и правильность решения суда первой инстанции, в связи с чем данное обстоятельство не может быть положено в качестве основания к отмене обжалуемого ответчиком решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петуховского районного суда Курганской области от 03.06.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Петухово Петуховского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.