Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи-председательствующего Катаева М.Ю.
судей Пшеничникова Д.В., Клепчи С.Н.
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 августа 2013 года гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управления Роспотребнадзора по Курганской области) к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства, организации работ по очистке территории по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 07.05.2013, которым постановлено:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана устранить нарушения норм санитарного законодательства: организовать работы по очистке территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области обратилось в суд с иском к Администрации города Кургана об устранении нарушения норм санитарного законодательства.
В обоснование иска указало, что специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена экспертная оценка территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: Проверкой установлено, что обследуемая территория замусорена твердыми бытовыми отходами, контейнерная площадка не оборудована, сбор, временное хранение, удаление твердых бытовых отходов не организованы. Сложившаяся ситуация создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и способствует возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди жителей . Лиц, способствовавших организации свалки, установить не удалось. По информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области" расположенный напротив жилого дома по адресу: , земельный участок относится к землям населенных пунктов к кадастровому кварталу , расположен в границах города Кургана. Правообладатели на данный земельный участок отсутствуют. Полномочия по организации создания безопасных условий для сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, организация выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов Администрацией города Кургана должным образом не реализуются.
С учетом изложенного Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области просило возложить на Администрацию города Кургана обязанность устранить нарушения норм санитарного законодательства, а именно: организовать работы по очистке территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области - ., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дав пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Курган - ., действующий на основании доверенности, с иском не согласился. Пояснил, что, вероятно, свалка организована самими жителями близлежащих жилых домов.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Кургана выражает несогласие с принятым судом первой инстанции решением и просит его отменить с вынесением решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд не принял во внимание решение Курганской городской Думы от 14.11.2012 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Кургана", согласно которому физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять благоустройство, обеспечивать содержание отведенной территории, объектов и элементов благоустройства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей) своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями. Содержание и уборку объектов благоустройства осуществляют на территориях жилых домов индивидуальной застройки и прилегающих к ним территориях на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории (в том числе тротуарах), а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги - собственники или пользователи данных территорий, жилых домов. По мнению автора жалобы, несанкционированные свалки являются следствием не исполнения гражданами своих обязанностей, установленных правилами благоустройства территории города Кургана.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Курганской области решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывают, что ссылка ответчика на обязанность жителей убирать свалку несостоятельна, поскольку согласно экспертному заключению расстояние от жилого дома по адресу: , до несанкционированной свалки составляет более пяти метров.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области действующий на основании доверенности, с апелляционной жалобой Администрации г.Кургана не согласился. Полагал, что решение суда является законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации города Кургана в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие последнего.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под городским округом понимается городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в числе иных к вопросам местного значения городского округа отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
Закрепление за органами местного самоуправления городских округов полномочий в области обращения с отходами, в частности, организации в границах городского округа сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, установлено также п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законом прямо отнесено к вопросам местного значения.
Исходя из положений п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Из материалов дела следует, что 16.11.2012 специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: , в ходе которой установлено, что на обследуемой территории устроена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора, что не отвечает требованиям п.2.1.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест N 4690-88, а также, в нарушение п. 2.2.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест N 4690-88, не оборудованы контейнерные площадки, не организован сбор и удаление твердых бытовых отходов.
Судом установлено, что спорный земельный участок находится в границах муниципального образования город Курган Курганской области, сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют. Работы по ликвидации свалки бытовых отходов и мусора на указанном земельном участке Администрацией г. Курган не проводятся.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии неблагоприятного воздействия несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора на окружающую среду, и возложил на ответчика обязанность организовать очистку указанного земельного участка от несанкционированной свалки.
Согласно п. 1 ст. 3 Решения Курганской городской Думы N 211 от 14.11.2012 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Кургана" (далее - Правила) физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.
В соответствии с п. 1.3 ст. 4 Правил на территориях жилых домов индивидуальной застройки и прилегающих к ним территориях на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории (в том числе тротуарах), а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги, содержание и уборку объектов благоустройства осуществляют собственники или пользователи данных территорий, жилых домов.
Как следует из материалов дела, лица, виновные в организации несанкционированной свалки, не установлены. Земельный участок, на котором организована несанкционированная свалка, относится к землям населенных пунктов, находится в границах города Кургана, а сама свалка расположена вне пятиметровой зоны периметра территории индивидуальной жилой застройки, что подтверждается экспертной оценкой объекта N 1474 от 29.04.2013 (доказательств иного суду представлено не было), в связи с чем доводы апелляционной жалобы Администрации г.Кургана в этой части судебная коллегия находит несостоятельным.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не содержат доводов, влекущих его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 07.05.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.