Судья Курганского областного суда Катаев М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 7 августа 2013 г. жалобу руководителя Администрации города Кургана Якушева А.Г. на решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 5 июля 2013 г. по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее УФАС по Курганской области) N26 от 7 мая 2013 г. Якушев А.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере руб.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 5 июля 2013 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд руководитель Администрации города Кургана Якушев А.Г. просит решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывая, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а должностное лицо подлежит административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Указывает, что должностные обязанности им исполнялись надлежащим образом. Считает, что его действия, выразившиеся в подписании постановления Администрации города Кургана от 19 мая 2011 г. N3542 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети города Кургана и сезонных садоводческих маршрутах" были направлены не на установление ограничений или устранение конкуренции, а на обеспечение осуществления Администрацией города Кургана полномочий по решению вопросов местного значения. Полагал, что действовал в рамках своих должностных обязанностей и полномочий, возложенных на него в соответствии со ст. 34 Устава муниципального образования города Кургана. Кроме того указывает, что ни при рассмотрении административного материала УФАС ни при вынесении решения не было учтено то, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении, постановлением Администрации города Кургана от 20 декабря 2012 г. N9765 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети города Кургана и сезонных садоводческих маршрутах" постановление Администрации города Кургана от 19 мая 2011 г. N3542 признано утратившим силу.
Заслушав пояснения представителя Якушева А.Г. Архиповой Т.А., представителя УФАС по Курганской области Баева А.Е., участвующих в деле, проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, предусмотренными ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения комиссией Курганского УФАС России дела N135 признано в действиях Администрации города Кургана нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в установлении оценочных баллов в приложении N2 к Порядку проведения конкурса, утвержденного постановлением Администрации города Кургана от 19 мая 2011 г. N3542 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети города Кургана и сезонных садоводческих маршрутах" при проведении конкурсов, которые ограничивают конкуренцию, а именно, оценочных показателей под NN 1; 2; 2.1; 2.2; 3; 4; 4.1; 4.2; 4.2.1; 4.3; 4.3.1; 4.4; 4.4.1; 5; 8 и начисление бонусных баллов только претендентам имеющим опыт работы в городе Кургане.
На основании заявления НП "Пассажирские перевозки" на постановление Администрации города Кургана от 19 мая 2011 г. N3542 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети города Кургана и сезонных садоводческих маршрутах" и действия заказчика торгов - Администрацию города Кургана было возбуждено дело в отношении Администрации города Кургана по ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О защите конкуренции", Уставом муниципального образования города Кургана, Решениями Курганской городской Думы от 1 марта 2006 г, N46 "О порядке создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории города Кургана" от 7 февраля 2007 г. N31 "Об утверждении Правил организации перевозок пассажиров на городском пассажирском транспорте общего пользования в городе Кургане", Администрация города Кургана утвердила порядок проведения Конкурса на право заключения договора на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети города Кургана и сезонных садоводческих маршрутов. В соответствии с указанным Порядком, распределение маршрутов осуществляется путем проведения Конкурса на право заключения договора на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети города Кургана и сезонных садоводческих маршрутов.
На официальном сайте города Кургана www.kurgan-city/ru был опубликован Порядок проведения конкурса, утвержденный постановлением Администрации города Кургана от 19 мая 2011 г. N3542 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети города Кургана и сезонных садоводческих маршрутах", утвержден порядок в соответствии с которым производится конкурс.
Вышеуказанная комиссия, исследовав письменные материалы, пришла к выводу о том, что в приложении N2 к порядку оценочные показатели под NN 1; 2; 2.1; 2.2; 3; 4; 4.1; 4.2; 4.2.1; 4.3; 4.3.1; 4.4; 4.4.1 не являются теми условиями, которые бы объективно могли влиять на безопасность дорожного движения и качество осуществляемых перевозок, не способствует объективному отбору перевозчиков в рамках конкурса и ограничивают потенциальных участников для участия в конкурсе, создают дискриминационные условия доступа на рынок, которые не удовлетворяют этим требованиям.
Показатель N6 отсутствие нарушений условий лицензирования за последние 3 года, "*" - бонусные баллы присуждаются только претендентам, отработавшим на рынке транспортных услуг по пассажирским перевозкам в городе Кургане не менее 3-х лет, ставит в неравные условия претендентов, осуществляющих свою деятельность менее 3-х лет и ограничивает конкуренцию на рынке пассажирских перевозок в городе Кургане.
Оценочные показатели под N5 дают преимущества тем претендентам, которые имеют продолжительность работы на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров более 3 лет, так как только им начисляются бонусные баллы.
Оценочные показатели под N8 устанавливают различие для транспортных средств со сроком эксплуатации до 3 лет - 3 балла и со сроком эксплуатации выше 3 лет - 1 балл, хотя пригодность транспортных средств к эксплуатации устанавливаются лицензионными требованиями и контролируется УГАДН.
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N26 от 7 мая 2013 г. Якушев А.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере руб.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья Курганского городского суда исходил из того, что вина должностного лица Якушева А.Г. в совершении вменяемого правонарушения доказана в полном объеме и подтверждена имеющимися в материалах дела доказательствами.
Между тем с таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку утвержденный порядок был принят во исполнение требований, установленных Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О защите конкуренции", Уставом муниципального образования города Кургана, Решениями Курганской городской Думы от 1 марта 2006 г. N46 "О порядке создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории города Кургана" от 7 февраля 2007 г. N31 "Об утверждении Правил организации перевозок пассажиров на городском пассажирском транспорте общего пользования в городе Кургане" и направлен на повышение уровня безопасности дорожного движения и предоставления более качественных услуг по перевозке пассажиров.
Оценочные показатели, указанные в приложении N2, напротив, способствуют объективному отбору перевозчиков в рамках конкурса и не ограничивают потенциальных участников для участия в конкурсе, не создают дискриминационные условия доступа на рынок.
Критерии отбора участников конкурса NN 4.1,4.2,4.2.1,4.3,4.3.1,4.4.1 не могут рассматриваться как дискриминационными, поскольку требования о наличии у претендента возможности осуществления технического обслуживания и ремонта подвижного состава установлены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Исходя из содержания правовых норм, изложенных в постановлении Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N280, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
К основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств относят:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Наличие собственных помещений для обслуживания и ремонта автотранспорта, собственного оборудования и пункта технического осмотра транспортных средств, наличие в штате работников необходимой квалификации безусловно должно оцениваться выше (при выборе претендента), чем у претендента арендующих помещения, оборудование и пользующихся услугами сторонних ремонтных организаций, поскольку это относится к качеству выполняемых работ на постоянной основе и, как следствие, к безопасности перевозок.
К безопасности перевозок относятся и критерии пунктов 1 (наличие круглосуточного пропускного режима на предприятии), 3 (наличие оборудованной стоянки для транспортных средств), поскольку их наличие исключает возможность допуска к автотранспорту посторонних лиц, а так же пунктов 2.1 и 2.2 предусматривающих наличие в штате специалиста по охране труда и безопасности дорожного движения, поскольку вытекают из требований ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Пункт 5, предусматривающий возможность отдавать предпочтение претенденту имеющему больший стаж работы на рынке транспортных услуг, дает возможность тем предпринимателям и организациям, которые длительное время и без нарушений проработали на рынке транспортных услуг, зарекомендовали себя с положительной стороны, имеют преимущество перед претендентами, которые такого опыта работы не имеют, так же не может рассматриваться как нарушающий требования антимонопольного законодательства.
Наличие у претендента более новых, современных транспортных средств (п.8) говорит о возможности оказания качественных услуг по перевозке пассажиров, поскольку более современные модели транспортных средств разрабатываются с более высокими требованиями к безопасности и удобству пассажиров.
Применение пункта 6* - отсутствие нарушений условий лицензирования за последние три года только для претендентов, работающих на рынке города Кургана не ограничивают иногородних претендентов на участие в конкурсе. Поскольку выдача и отзыв лицензии осуществляется соответствующим региональным органом, проверить такие данные в отношении иногородних затруднительно.
Исходя из изложенного установленные критерии отбора участников конкурса не только не нарушают положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135 ФЗ "О защите конкуренции", но и направлены на повышение уровня безопасности дорожного движения и качество оказания услуг по перевозке пассажиров.
Указанное свидетельствует об отсутствии вины Якушева А.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, поэтому оспариваемые постановление должностного лица УФАС Курганской области N26 от 7 мая 2013 г и решение судьи Курганского городского суда от 5 июля 2013 г. подлежат отмене, производство по делу прекращению за отсутствием в действиях должностного лица состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N26 от 7 мая 2013 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 5 июля 2013 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении Якушева А.Г. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Решение в полном объеме изготовлено 9 августа 2013 г.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора области или его заместителей.
Судья М.Ю. Катаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.