Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Богдановой О.Н., Фоминой А.И.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 августа 2013 г. гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах к Администрации Шадринского района, Правительству Курганской области об обязании Администрацию Шадринского района Курганской области предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, на территории Шадринского района Курганской области, возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Шадринского района Курганской области на предоставление жилого помещения ,
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 29 мая 2013 г., которым постановлено:
исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах к Администрации Шадринского района Курганской области и Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского района Курганской области предоставить , года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, на территории Шадринского района Курганской области, площадью не менее 18 кв.м. соответствующее санитарно-техническим требованиям.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию расходов Администрации Шадринского района Курганской области на предоставление жилого помещения .
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор в интересах обратился в суд с иском к Администрации Шадринского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности профинансировать мероприятия по предоставлению жилья.
В обоснование иска, с учетом измененных исковых требований, указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители истца умерли. С принята на учет в качестве нуждающейся в жильем помещении. Закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания, иного помещения в собственности не имеет. Со ссылкой на положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Закона Курганской области, регулирующего вопросы дополнительных гарантий прав на жилое помещение для лиц из числа указанной категории граждан, просил обязать Администрацию Шадринского района предоставить по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Шадринского района, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле Кучин Д.Е., на иске настаивал.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации Шадринского района Парунина Е.Н. разрешение вопроса по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве на иск исковые требования не признал, указал, что в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, которые несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Ссылался также на отсутствие доказательств, подтверждающих включение истца в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Считал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку государственные полномочия Курганской области по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 г. Полагал, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот осуществляется в рамках межбюджетных отношений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации Шадринского района Курганской области Мишарина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснила, что принята на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жильем не обеспечена.
Представитель третьего лица финансового отдела Администрации Шадринского района Бурундукова С.В. в судебном заседании пояснила об отсутствии финансирования из бюджета Курганской области на предоставление жилья детям-сиротам.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Администрации Курганской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в письменных отзывах просили дело рассмотреть в их отсутствие, выразили несогласие с заявленными требованиями.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии изменениями, внесенными в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Считает, что заявленные прокурором требования по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение жилого помещения не подлежали разбирательству в данном споре, поскольку затрагивают межбюджетные отношения. Указывает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности средств, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники такого финансирования. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу, поскольку заявленные прокурором требования не относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области также просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на изменение с 2013 г. порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, которые предоставляются по сформированным на основании заявлений детей-сирот спискам. Указывает также, что, разрешая спор относительно возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию, суд вышел за пределы подведомственности спора суду общей юрисдикции, поскольку разрешил вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений.
В возражениях на апелляционные жалобы Правительства Курганской области и Финансового управления Курганской области старший помощник межрайонного прокурора выразил не согласие с доводами жалоб, указал, что поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, и ссылка в жалобах на установление иного порядка предоставления жилья несостоятельна. Считал также необоснованным довод жалобы относительно исключения внеочередного предоставления жилья указанной категории лиц, поскольку в настоящее время предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности не предусмотрено. Полагал также обоснованным возложение на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению истцу жилого помещения, поскольку расходными обязательствами Правительства Курганской области является покрытие расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилья.
В возражениях на апелляционные жалобы Администрация Шадринского района полагает решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилья законным. Указывает, что доводы жалоб относительно финансирования касаются не межбюджетных правоотношений, правоотношения по финансированию регламентированы законодательством в сфере государственного, жилищного права и права социального обеспечения.
Представитель прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразила несогласие с доводами жалоб, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Подпунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела усматривается, что истец родилась в , что подтверждается свидетельством о рождении III-БС от
Согласно свидетельствам о смерти I-БС и I-БС родители истца: , умерли и соответственно.
Постановлением Администрации муниципального образования - сельсовета Шадринского района Курганской области от за закреплен жилой дом по адресу: Курганской области.
Согласно акту обследования помещения от и заключению межведомственной комиссии, принятому на основании указанного выше акта, жилой дом по Курганской области непригоден для проживания.
Согласно справке ГБОУ НПО "Профессиональное училище " в период с по обучалась по очной форме обучения данного учебного заведения.
Согласно отчету о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей и лицах из их числа, состоящих на муниципальном учете на получение жилого помещения вне очереди в Шадринском районе, составленном по состоянию на состоит на муниципальном учете с под .
На основании постановления Администрации Шадринского района от включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района.
Сведения о предоставлении истцу жилья по договору социального найма, а также наличии в ее собственности жилого помещения материалы дела не содержат.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом установленных обстоятельств дела и на основании приведенной выше нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 1 января 2013 г. такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье" (далее по тексту Закон Курганской области N 6).
Право на получение жилья истец не реализовала, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, что нарушает ее жилищные права и дает основания для обращения в суд с иском в защиту своих прав.
Довод апелляционной жалобы Финансового управления Курганской области о несоблюдении заявительного порядка включения в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит не состоятельным, основанным на ошибочном толковании норм права, по следующим основаниям.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от 4 июня 2013 г.) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 4 июня 2013 г.), согласно которому законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список), в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со дня достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013г.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список (п.7).
Как указано выше, включена в список детей-сирот и лиц из их числа, который сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства, по состоянию на значится в данном списке под право на получение жилого помещения до 1 января 2013 г. не реализовала.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления истцу жилого помещения является несостоятельным и не может быть принят во внимание судебной коллегией в связи со следующим.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ) не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования о предоставлении жилья с возложением данной обязанности на Администрацию Шадринского района.
Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Думы от , с учетом изменений, внесенных решением Шадринской Думы от , норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Шадринского района установлена в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
Поскольку право на предоставление жилого помещения истцом реализовано не было до дня вступления в силу указанного выше Закона, истцу должно быть предоставлено благоустроенное специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению истцу жилого помещения.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 г. органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
В связи с этим, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что субвенции областного бюджета на обеспечение жильем детей-сирот и лиц из числа указанной категории по состоянию на дату разрешения спора в Администрацию Шадринского района не поступали.
Согласно справке финансового отдела Администрации Шадринского района, на 2013 г. в бюджете Шадринского района предусмотрена целевая финансовая помощь из бюджета Курганской области на однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в сумме 7624 тыс. руб., однако субвенции на проведение мероприятий по предоставлению жилья по состоянию на не поступали.
Денежные средства на предоставление специализированного жилого помещения на территории Шадринского района по состоянию на не выделялись.
Учитывая, что Администрация Шадринского района не профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным доводы апелляционных жалоб о необоснованном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Ссылки Правительства Курганской области и Финансового управления Курганской области в апелляционных жалобах на разрешение судом вопроса, касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции, основаны на неправильном толковании норм права.
Удовлетворяя исковые требования , суд первой инстанции обоснованно, с учетом вышеприведенных норм, указал в решении о том, что финансирование предоставления жилого помещения истцу должно быть произведено за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по финансированию обязательств, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий.
Судебная коллегия считает также несостоятельным довод апелляционных жалоб о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем заявленные требования не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 29 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Мочегаев Н.П.
Судьи: Богданова О.Н.
Фомина А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.