Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи-председательствующего Катаева М.Ю.
судей Пшеничникова Д.В., Клепчи С.Н.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 августа 2013 года гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управления Роспотребнадзора по Курганской области) к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства, организации работ по очистке территории по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 07.05.2013, которым постановлено:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана устранить нарушения норм санитарного законодательства: организовать работы по очистке территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области ., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области обратилось в суд с иском к Администрации города Кургана об устранении нарушения норм санитарного законодательства.
В обоснование иска указало, что специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена экспертная оценка территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: Проверкой установлено, что обследуемая территория замусорена твердыми бытовыми отходами, контейнерная площадка не оборудована, сбор, временное хранение, удаление твердых бытовых отходов не организованы. Сложившаяся ситуация создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и способствует возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди жителей . Лиц, способствовавших организации свалки, установить не удалось. По информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области" расположенный напротив жилого дома по адресу: , земельный участок относится к землям населенных пунктов к кадастровому кварталу , расположен в границах города Кургана. Правообладатели на данный земельный участок отсутствуют. Полномочия по организации создания безопасных условий для сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, организация выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов Администрацией города Кургана должным образом не реализуются.
С учетом изложенного Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области просило возложить на Администрацию города Кургана обязанность устранить нарушения норм санитарного законодательства, а именно: организовать работы по очистке территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области - ., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дав пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Курган - действующий на основании доверенности, с иском не согласился. Пояснил, что, вероятно, свалка организована самими жителями близлежащих жилых домов.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Кургана выражает несогласие с принятым судом первой инстанции решением и просит его отменить с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд не принял во внимание решение Курганской городской Думы от 14.11.2012 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Кургана", согласно которому физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять благоустройство, обеспечивать содержание отведенной территории, объектов и элементов благоустройства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей) своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями. Содержание и уборку объектов благоустройства осуществляют на территориях жилых домов индивидуальной застройки и прилегающих к ним территориях на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории (в том числе тротуарах), а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги - собственники или пользователи данных территорий, жилых домов. По мнению автора жалобы, несанкционированные свалки являются следствием не исполнения гражданами своих обязанностей, установленных правилами благоустройства территории города Кургана.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Курганской области решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывают, что ссылка ответчика на обязанность жителей убирать свалку несостоятельна, поскольку согласно экспертному заключению расстояние от жилого дома по адресу: , до несанкционированной свалки составляет более пяти метров.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области действующий на основании доверенности, с апелляционной жалобой Администрации г.Кургана не согласился. Полагал, что решение суда является законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации города Кургана в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело без участия последнего.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под городским округом понимается городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в числе иных к вопросам местного значения городского округа отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
Закрепление за органами местного самоуправления городских округов полномочий в области обращения с отходами, в частности, организации в границах городского округа сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, установлено также п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законом прямо отнесено к вопросам местного значения.
Исходя из положений п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Из материалов дела следует, что 16.11.2012 специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: , в ходе которой установлено, что на обследуемой территории устроена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что не отвечает требованиям п.2.1.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест N 4690-88, а также, в нарушение п. 2.2.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест N 4690-88, не оборудованы контейнерные площадки, не организован сбор и удаление твердых бытовых отходов.
Судом установлено, что спорный земельный участок находится в границах муниципального образования город Курган Курганской области, сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют. Работы по ликвидации свалки бытовых отходов и мусора на указанном земельном участке Администрацией г. Курган не проводятся.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии неблагоприятного воздействия несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора на окружающую среду, и возложил на ответчика обязанность организовать очистку указанного земельного участка от несанкционированной свалки.
Согласно п. 1 ст. 3 Решения Курганской городской Думы N 211 от 14.11.2012 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Кургана" (далее - Правила) физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.
В соответствии с п. 1.3 ст. 4 Правил на территориях жилых домов индивидуальной застройки и прилегающих к ним территориях на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории (в том числе тротуарах), а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги, содержание и уборку объектов благоустройства осуществляют собственники или пользователи данных территорий, жилых домов.
Как следует из материалов дела, лица, виновные в организации несанкционированной свалки, не установлены. Земельный участок, на котором организована несанкционированная свалка, относится к землям населенных пунктов, находится в границах города Кургана, а сама свалка расположена вне пятиметровой зоны периметра территории индивидуальной жилой застройки, что подтверждается экспертной оценкой объекта от (доказательств иного суду представлено не было), в связи с чем доводы апелляционной жалобы Администрации г.Кургана в этой части судебная коллегия находит несостоятельным.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не содержат доводов, влекущих его отмену.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 07.05.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.