Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 августа 2013 года гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Рында Р.Н. к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Кургана, действующего в интересах Рында Р.Н., к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Кургана предоставить по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Кургана, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией г. Кургана жилого помещения Рында Руслану Нурлановичу.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Администрации г. Кургана - Яковлевой Е.С., мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Кургана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Рында Р.Н. с иском к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о возложении на Администрацию г. Кургана обязанности по предоставлению Рында Р.Н. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории г. Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., о возложении на Правительство Курганской области обязанности профинансировать предоставление Рында Р.Н. указанного жилого помещения.
В обоснование исковых требований прокурор указывал, что прокуратурой г. Кургана по обращению Рында Р.Н. была проведена проверка соблюдения его жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что мать Рында Р.Н. - решением Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2005 года лишена родительских прав. В свидетельстве о рождении в графе "отец" стоит прочерк. С 2005 года Рында Р.Н. находился на воспитании в детском государственном учреждении г. Кургана, где и зарегистрирован по месту жительства до настоящего времени. Постановление о закреплении за Рында Р.Н. жилого помещения было отменено, поскольку оно находится в собственности третьих лиц. Собственного жилья Рында Р.Н. не имеет, вынужден проживать у знакомых по устной договоренности. В соответствии с постановлением Администрации г. Кургана от 9 августа 2011 года он был принят на учет граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, как ребенок - сирота, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Прокурор полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Рында Р.Н., достижение им 18 лет, он имеет право на предоставление ему жилья по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления - 15 кв.м., отвечающего социальным и санитарно-техническим требованиям. Поскольку дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Курганской области переданы органам местного самоуправления в качестве отдельных государственных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, то обязанность по финансированию предоставления Рында Р.Н. жилого помещения прокурор просил возложить на Правительство Курганской области.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивал. Истец Рында Р.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Яковлева Е.С. против удовлетворения иска возражала. Не оспаривая право истца Рында Р.Н. на предоставление жилья, представитель ответчика ссылалась на то, что в соответствии с изменениями в законодательстве с 1 января 2013 года право на внеочередное предоставление жилья у данной категории граждан отсутствует, жилье предоставляется в порядке очередности согласно утвержденному списку и на основании договора специализированного найма. Также представитель ответчика ссылалась на недостаточность финансирования Правительством Курганской области мероприятий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Указывала, что предоставление жилых помещений осуществляется по мере финансирования и в порядке очередности.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве также указывал, что истцом не представлено документов, свидетельствующих о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. В связи с внесением с 1 января 2013 года изменений в законодательство исключено внеочередное предоставление жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Кроме того, указывал, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Также указывал на неправомерность требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что заявляя требование о финансировании, прокурор фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном письменном отзыве указал, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полномочием органов местного самоуправления, которые принимают решение о предоставлении жилого помещения и заключают договоры найма специализированного жилого помещения. Из бюджета Курганской области муниципальным образованиям на указанные цели в 2013 году предусмотрены субвенции в размере тыс. руб., в том числе для Администрации г. Кургана - тыс. руб. Фактически на данные цели в 2013 году в Администрацию г. Кургана направлены средства размером тыс. руб.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе прокурору в иске. Указывает, что исковое заявление не подлежало удовлетворению, поскольку с 1 января 2013 года законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения данным категориям граждан, а также отсутствовало правовое основание возложения на Правительство Курганской области обязательств по финансированию предоставления жилья истцу, данное требование не подлежало разбирательству в данном споре, так как касается межбюджетных отношений, и как следствие, разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Администрации г. Кургана Яковлева Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в представленном письменном ходатайстве просил рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что , года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Мать Рында Р.Н. - решением Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2005 года была лишена родительских прав в отношении сына (л.д. 50), а она умерла (л.д. 14). В свидетельстве о рождении истца в графе "отец" стоит прочерк (л.д. 46).
Постановлением Администрации г. Кургана от 21 ноября 2005 года Рында Р.Н. был определен в детское государственное учреждение - Курганскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 19, 45, 48). Этим же постановлением за несовершеннолетним Рында Р.Н. было закреплено жилье по месту фактического проживания ребенка и его матери, которое в последствие было в данной части отменено, поскольку закрепленное жилое помещение принадлежало третьему лицу (л.д. 49).
В июне 2011 года Рында Р.Н. окончил государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "" (л.д. 16).
Рында Р.Н. своего жилья не имеет, зарегистрирован по месту пребывания на срок с по по адресу: (л.д. 12).
Постановлением Администрации г. Кургана от 9 августа 2011 года Рында Р.Н. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в перечень детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д. 42).
До настоящего времени Рында Р.Н. жильем не обеспечен, по сведениям Управления Росреестра по Курганской области жилых помещений в собственности он не имеет (л.д. 8).
Указанные обстоятельства, в том числе, нуждаемость Рында Р.Н. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Рында Р.Н. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Рында Р.Н. является нуждающимся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в Администрации г. Кургана. Право на получение жилья истец не реализовал, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Рында Р.Н. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Курганской городской Думы от 2 ноября 2005 года N 250 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде города Кургана, установлена в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению Рында Р.Н. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования г. Курган в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "город Курган", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Рында Р.Н., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Рында Р.Н. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную ими в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.