Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 августа 2013 года гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Скрипник Я.А. к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 мая 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Кургана, действующего в интересах Скрипник Я.А., к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Кургана предоставить по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Кургана, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией г. Кургана жилого помещения .
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Администрации г. Кургана - Яковлевой Е.С., мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Кургана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Скрипник Я.А. с иском к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о возложении на Администрацию г. Кургана обязанности по предоставлению Скрипник Я.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории г. Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., возложении на Правительство Курганской области обязанности профинансировать предоставление Скрипник Я.В. указанного жилого помещения.
В обоснование исковых требований прокурор указывал, что прокуратурой г. Кургана по обращению Скрипник Я.А. была проведена проверка соблюдения ее жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что родители Скрипник Я.А. решением Курганского городского суда Курганской области от 12 мая 2011 года лишены родительских прав. Жилье за Скрипник Я.А. не закреплялось. С июля 2010 года она проживала с попечителем - своей бабушкой в г. Кургане, окончила МОУ "Средняя общеобразовательная школа ", в настоящее время обучается в академии. Скрипник Я.В. своего жилья не имеет, вынуждена проживать у дальних родственников по устной договоренности. В соответствии с постановлением Администрации г. Кургана от 12 июля 2012 года она была принята на учет граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, как ребенок - сирота, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Прокурор полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Скрипник Я.А., достижение ею 18 лет, она имеет право на предоставление ей по месту жительства жилья по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления - 15 кв.м., отвечающего социальным и санитарно-техническим требованиям. Поскольку дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Курганской области переданы органам местного самоуправления в качестве отдельных государственных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, то обязанность по финансированию предоставления Скрипник Я.А. жилого помещения прокурор просил возложить на Правительство Курганской области.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивал. Истец Скрипник Я.А. в судебное заседание не явилась, о его месте и времени была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Яковлева Е.С. против удовлетворения иска возражала. Не оспаривая право истца Скрипник Я.А. на предоставление жилья, представитель ответчика ссылалась на то, что в соответствии с изменениями в законодательстве с 1 января 2013 года право на внеочередное предоставление жилья у данной категории граждан отсутствует, жилье предоставляется по заявлению и на основании договора специализированного найма. Также представитель ответчика ссылалась на недостаточность финансирования Правительством Курганской области мероприятий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Предоставление жилых помещений осуществляется по мере финансирования и в порядке очередности.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве также указывал, что истцом не представлено документов, свидетельствующих о её включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. В связи с внесением с 1 января 2013 года изменений в законодательство исключено внеочередное предоставление жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Кроме того, Правительство Курганской области не является надлежащим Кроме того, указывал, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Также указывал на неправомерность требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что заявляя требование о финансировании, прокурор фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном письменном отзыве указал, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полномочием органов местного самоуправления, которые принимают решение о предоставлении жилого помещения и заключают договоры найма специализированного жилого помещения. Из бюджета Курганской области муниципальным образованиям на указанные цели в 2013 году предусмотрены субвенции в размере тыс. руб., в том числе для Администрации г. Кургана - тыс. руб.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе прокурору в иске. Указывает, что исковые требования истца не подлежали удовлетворению, поскольку ею не соблюден установленный законодательством с 1 января 2013 года заявительный порядок, истец не включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Указывает, что с 1 января 2013 года наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями связано исключительно с датой включения истца в указанный выше список. Однако довод ответчика о том, что истец не включена в данный список, не принят судом во внимание. Также ответчик указывает, что в соответствии со вступившими с 1 января 2013 года изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, а именно в порядке очередности, согласно сформированному списку. Ответчик полагает, что требование прокурора об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения истцу не подлежало разбирательству в данном споре, так как затрагивает межбюджетные отношения, и как следствие разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Кроме того, указывает, что возложенная на ответчика оспариваемым решением суда обязанность "выделения денежных средств на предоставление" не может быть связана с возложенной на Администрацию г. Кургана обязанностью "предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения". Полагает, что суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация г. Кургана просит решение суда отменить, в иске прокурору отказать. Оспаривая решение суда, ответчик ссылается на то, что судом не принят во внимание изменившийся порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Так, с 1 января 2013 года установлены заявительный порядок обращения за предоставлением жилья и формирование соответствующих списков заявителей по дате обращения. Истцом не представлено документов, свидетельствующих о включении её в указанный список детей-сирот, лиц из числа детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Также, судом не учтено, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан перестало носить внеочередной характер.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Администрации г. Кургана Яковлева Е.С. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в представленном письменном ходатайстве просил рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что , года рождения, имеет статус лица, на которое распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с постановлением Администрации г. Кургана от 1 июля 2010 года (л.д. 52-53) над Скрипник Я.А. было установлено попечительство, попечителем назначена ее бабушка , поскольку родители Скрипник Я.А. находились в .
Впоследствии решением Курганского городского суда Курганской области от 12 мая 2011 года родители Скрипник Я.А. - ее мать и отец были лишены родительских прав в отношении дочери (л.д. 8, 11, 19-20).
Материалы дела свидетельствуют, что Скрипник Я.А. своего жилья не имеет, с 29 марта 2012 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: (л.д. 12, 36). Также, она имела временную регистрацию по месту пребывания на срок с 6 декабря 2011 года по 6 декабря 2012 года по адресу: (л.д. 47).
Сведений о том, что Скрипник Я.А. является членом семьи собственника или членом семьи нанимателя указанных жилых помещений материалы дела не содержат.
Постановлением Администрации г. Кургана от 12 июля 2012 года Скрипник Я.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в перечень детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д. 31-33).
До настоящего времени Скрипник Я.А. жильем не обеспечена, по сведениям Управления Росреестра по Курганской области жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 21).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Скрипник Я.А. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Скрипник Я.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Скрипник Я.А. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в Администрации г. Кургана. Право на получение жилья истец не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Скрипник Я.А. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Курганской городской Думы от 2 ноября 2005 года N 250 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде города Кургана, установлена в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению Скрипник Я.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования г. Курган в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Администрация г. Кургана недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "город Курган", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Скрипник Я.А., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении Скрипник Я.А. заявительного порядка и невключении истца в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан (далее - дети-сироты), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит несостоятельными.
Предусмотренная пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от 26 декабря 2012 года) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в ред. от 26 декабря 2012 года), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети - сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
В силу приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что несоблюдение истцом порядка включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного ст. 6-1 Закона Курганской области N 6 (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года N 590), не могло являться основанием для отказа ей в иске, поскольку означало бы нарушение прав Скрипник Я.А., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении с июня 2011 года, являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавшим право на обеспечение жилым помещением до 1 января 2013 года по независящим от неё причинам.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Скрипник Я.А. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Администрации г. Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.