Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.
судей Шарыповой Н.В., Ушаковой И.Г.
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 августа 2013 года гражданское дело по иску к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области о включении периода работы в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе на решение Щучанского районного суда Курганской области от 27 июня 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области о включении периода работы с по в качестве заведующего хранилищем в войсковой части в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости и о понуждении ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Курганской области в Щучанском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с , оставить без удовлетворения за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., объяснения истца Поповой Т.Г., ее представителя , поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области , возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попова Т.Г. обратилась в Щучанский районный суд Курганской области с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области (далее - ГУ УПФР в Щучанском районе Курганской области) о включении периода работы в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ей было отказано, так как период ее работы с по в качестве заведующего хранилищем не входит в специальный трудовой стаж, предусмотренный Списком N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. Выражая несогласие с данным решением, указывала, что она участвует в технологическом процессе по уничтожению отравляющих веществ: загружает боеприпасы с отравляющими веществами в специальные контейнеры и отправляет их на завод по уничтожению химоружия, работает в складах постоянного хранения оружия, а не временного хранения, работает в средствах защиты, так как производство вредно для здоровья. Ее должность включена в перечень должностей гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч.2 ст. 1 ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работе с химическим оружием", работа по которой дает право на льготы и компенсации, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 N 187. Указывала, что должность заведующей хранилищем входит в список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от . Просила включить период ее работы с по в качестве заведующего хранилищем в войсковой части в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, назначить досрочную трудовую пенсию с .
Истец Попова Т.Г., ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддерживали.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Щучанском районе Курганской области , действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не соглашалась, указывала, что согласно справке войсковой части должность заведующей хранилищем в технологическом процессе уничтожения химического оружия отсутствует. Технологический процесс предусматривает такие операции, как расснаряжение боеприпаса, химическую дегазацию корпуса боеприпаса, детоксикацию отравляющего вещества, очистку газообразных выбросов, осуществляется в два этапа и начинается со стадии подготовительных операций с момента доставки контейнеров с боеприпасами к линии расснаряжения. В представленной должностной инструкции заведующего хранилищем отдела хранения боеприпасов в специальном наполнении не прослеживается занятость в технологическом процессе по уничтожению химического оружия, в ней отражен прием, хранение боеприпасов на складах временного хранения. По штатному расписанию объекта по уничтожению химического оружия "Щучье" на в Производственном корпусе 1 и Производственном корпусе 1А наименование должности заведующей хранилищем не предусмотрено. Ссылку истца на включение должности заведующего хранилищем в перечень должностей гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч.2 ст.1 ФЗ от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", считала несостоятельной, поскольку указанный перечень предусматривает лишь меры социальной поддержки граждан, занятых на работах с химическим оружием - это оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение, но не предусматривает право на пенсионное обеспечение. Поскольку на момент обращения истца за назначением пенсии специальный стаж отсутствовал, оснований для назначения досрочной трудовой пенсии не имелось. Просила отказать Поповой Т.Г. в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица войсковой части в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, выражала согласие с предъявленным иском.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Попова Т.Г. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы вновь приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Считает неверным вывод суда о том, что факт ее постоянной занятости с токсичными химикатами, а так же занятости на работах по уничтожению химического оружия не установлен. Полагала, что указанные обстоятельства подтверждены показаниями свидетеля , которым судом не дана надлежащая оценка. Представителем войсковой части также было подтверждена ее занятость полный рабочий день на работах с химоружием в пределах должностных обязанностей. Не согласилась с выводами экспертизы, указывая, что только осалка боеприпасов (очистка) занимает 80% рабочего времени. Просила решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФР в Щучанском районе Курганской области просило в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения, как постановленное в соответствии с законом.
В суде апелляционной инстанции истец Попова Т.Г., ее представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Щучанском районе Курганской области против доводов апелляционной жалобы возражала.
Представитель третьего лица войсковой части 92746 в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
С учетом мнения истца, ее представителя, представителя ответчика, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Попова Т.Г., года рождения, обратилась в ГУ УПФР в Щучанском районе Курганской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ УПФР в Щучанском районе Курганской области от истцу Поповой Т.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, из ее специального стажа исключен период работы с по в качестве заведующего хранилищем, так как наименование производства и должности не соответствует Списку N 1 производств, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях и Списку N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занять на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (том-1 л.д. 9). Специальный стаж истца составил 00 лет 00 месяцев 00 дней.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 п.п. "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
В разъяснениях "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10", утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 23.10.1992 N 26, указано, что по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать рабочим, руководителям и специалистам, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов; непосредственно занятым полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы, как работникам, занятым в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами (раздел VIII, подраздел I).
Из трудовой книжки истца следует, что Попова Т.Г. была принята в войсковую часть подсобной рабочей по 1 тарифному разряду, с переведена заведующей хранилищами по 6 разряду отдела хранения боеприпасов (в специальном наполнении), где и работает по настоящее время (том-1 л.д. 10-16).
На основании представленных доказательств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт постоянной занятости Поповой Т.Г. с токсичными химикатами, а также на работах по уничтожению химического оружия, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия находит указанный вывод верным, основанным на доказательствах, предоставленных сторонами в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с Положением о 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия от , отделы хранения боеприпасов (в специальном наполнении) организуют хранение химического оружия, обеспечивающее его полную сохранность и сбережение; организуют своевременный прием и выдачу (отправку) химического оружия; обеспечивают комплексную механизацию, обеспечивающую постоянный рост уровня механизации трудоемких процессов; размещают химическое оружие в хранилищах и на площадках открытого хранения; ведут учетную и техническую документацию и т.д. (том-1 л.д. 43-52).
Штатом объекта по хранению и уничтожению химического оружия предусмотрено 86 штатных единиц заведующий хранилищем (том-2 л.д. 179, 180).
Согласно списку лиц, которые имеют право вскрывать хранилища (склады, парки) или могут быть допущены к приему от караула вооружения и военной техники, находящихся на стоянках, утвержденному приказом командира войсковой части от , Попова Т.Г. работала в хранилище и имела номерную печать (том-1 л.д. 36-37).
В соответствии с функциональными обязанностями заведующего хранилищами отдела хранения боеприпасов (в специальном наполнении), заведующий хранилищем среди прочего обязан обеспечить создание условий для хранения и сбережения боеприпасов, учитывая при этом климатические условия, тип хранилищ и их расположение; проверять порядок хранения, техническое состояние и учет химических боезапасов, а также содержание самих хранилищ не реже одного раза в два дня; вести количественный и качественный учет боеприпасов в закрепленных за ним хранилищах; производить работы по техническому обслуживанию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии (ст.1 гл.1 ФЗ от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"); производить работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; производить подготовку к отправке, отправку и прием на хранение химических боеприпасов; производить работы по снаряжению транспортной тары и транспортно-технологических контейнеров химическими боеприпасами; производить работы по снятию осалки с химических боеприпасов; производить погрузо-разгрузочные работы с химическими боеприпасами; производить проветривание хранилищ и защиту их от биологических вредителей, и другие санитарно-технические мероприятия (том-2 л.д. 163-167).
В строке 021 карты аттестации рабочего места по условиям труда (том-1 л.д. 38) указан перечень оборудования, используемого заведующим хранилищем в процессе производственной деятельности: герметичный контейнер; захваты для боеприпасов; пластмассовая ванна; фонарь электрический; поддон; имущество для частичной обработки персонала. ВПХР-войсковой прибор химической разведки, а также оборудование и материалы для снятия осалки с поверхности снаряда не предусмотрены. Следовательно, отбор проб токсичных химикатов и работы по снятию осалки заведующий хранилищем не выполняет (том-2 л.д. 168-176).
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации (Постановление Минтруда РФ от 23.10.1992 N 26) по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать: рабочим, руководителям и специалистам, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятым полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы, как работникам, занятым в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами (раздел VIII, подраздел I).
Перечень токсичных химикатов, относящихся к отравляющим веществам, содержится в распоряжении Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 N 484-р "Об утверждении перечня токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию".
Таким образом, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по рассматриваемому основанию могут пользоваться рабочие, руководители и специалисты непосредственно занятые полный рабочий день с токсичными химикатами, что должно подтверждаться документально. При этом в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки" установлено, что: гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Результаты аттестации рабочего места по должности заведующий хранилищем, код по ОК 016-94 22184 показали, что общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса 2- допустимый класс, по травмобезопасности 1 - оптимальный класс (том-1 л.д. 38-41).
Согласно временному технологическому регламенту уничтожение артиллерийских боеприпасов и головных частей реактивных снарядов, содержащих отравляющие вещества - зарин, зоман, Vx происходит в производственных корпусах 1 и 1 А (том-2 л.д. 1-52)
Для обеспечения заданной мощности проектом предусмотрено использовать поточные линии ПЛР.
Поточные линии ПЛР-1, ПЛР-2 для уничтожения артиллерийских боеприпасов и головных частей реактивных снарядов, содержащих отравляющие вещества - зарин, зоман, Vx, расположены в корпусе 1. Кроме этого, в корпусе предусмотрена поточная линия ПЛР-3 расснаряжения для уничтожения боеприпасов калибров 540, 880 мм, снаряженных Vx и вязким Vx.
Поточные линии ПЛР-1А, ПЛР-2А для уничтожения артиллерийских боеприпасов и головных частей реактивных снарядов, содержащих отравляющие вещества - зарин, зоман, расположены в корпусе 1 А.
Организация технологического процесса уничтожения химических боеприпасов предусматривается по принципу автоматизированного производства. За исключением участков, где по характеру выполняемых операций необходимо присутствие производственного персонала (прием и складирование контейнеров, контроль герметичности боеприпасов в контейнерах, вскрытие контейнеров на участке подготовки, сбор и обработка металлолома).
Первой стадией технологического процесса уничтожения химического оружия является прием, хранение боеприпасов на складах (отделениях) временного хранения и подготовительных операций в корпусе 1 и 1А. Поставка боеприпасов осуществляется по железной дороге в крытых вагонах, модель из хранилищ, в том числе и хранилища , где работала Попова Т.Г.
Режим работы корпусов 1 и 1А круглосуточный, 286 дней в году, 6 смен по 4 часа на основных стадиях производства. Мощность объекта 1207 по уничтожению отравляющих веществ -1700 т/год по ОВ.
Участие Поповой Т.Г. в технологическом процессе уничтожения химического оружия не прослеживается.
В соответствии с временным технологическим регламентом Производственного корпуса 1 уничтожение химического оружия производится в производственном корпусе 1 и производственном корпусе 1А (т. 1 л.д. 152-237, т. 3 л.д. 1-162).
В соответствии со справками командира войсковой части , выданных на основании "временного технологического регламента уничтожения химических боеприпасов в производственном корпусе на объекте на территории Щучанского района Курганской области, процесс уничтожения химических боеприпасов начинается со стадии приема и хранения боеприпасов на складах временного хранения (участвуют мастер и такелажник), в отборе проб и выполнении измерений содержания элементов на складах хранения задействованы инженер лаборатории МОС и лаборант технологической лаборатории (т. 2 л.д. 181-190).
Как следует из пояснений истца в судебном заседании, Попова Т.Г. работает в хранилищах постоянного, а не временного хранения, работа в которых отнесена к первому этапу уничтожения химического оружия.
Действительно, как указывает истец, занимаемая ею должность заведующей хранилищем, указана в списке профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 188, однако указанный список распространяется на граждан, работавших на соответствующих должностях (профессиях) либо командированных на объекты по хранению и уничтожению химического оружия, которые получили профессиональное заболевание во время работы с химическим оружием.
Федеральным законом Российской Федерации N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", для граждан, занятых на работах с химическим оружием, а также граждан, получивших профессиональное заболевание в результате проведения указанных работ, предусмотрены меры социальной поддержки в виде повышенной оплаты труда, надбавок к месячному заработку, ежегодного вознаграждения за выслугу лет, сокращенной продолжительности рабочего времени и ежегодного оплачиваемого отпуска, медицинского обслуживания, обеспечения лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением, предоставления служебных жилых помещений. Порядок пенсионного обеспечения указанным законом не регулируется.
Факт повышенной оплаты труда Поповой Т.Г., надбавок, ежегодного вознаграждения за выслугу лет, дополнительного отпуска и компенсации за санаторно-курортное лечение свидетельствует только о работе истца с химическим оружием, но не доказывает непосредственную занятость истца полный рабочий день с токсическими химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, что дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 23.10.1992 N 2 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Как следует из заключения экспертизы условий труда Главного управления по труду и занятости населения Курганской области - от , не опровергнуто истцом, сокращенная продолжительность рабочего времени в отношении истца не предусмотрена, характер и условия труда Поповой Т.Г. в период её работы с по в войсковой части (объект по хранению и уничтожению химического оружия, г. Щучье, Курганская область (объект ), по своим функциональным обязанностям, соответствует характеру труда заведующей хранилищем, занятой хранением, учетом и отпуском боеприпасов в специальном наполнении - зарин, зоман, Vx (ви-икс), условия труда Поповой Т.Г. по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса соответствуют 2-му классу (допустимый), по травмобезопасности 1 - му классу (оптимальный).
Приказ Министерства обороны РФ N 555 от 10.11.2008 не определяет должностные обязанности гражданских служащий воинских частей, в том числе обязанности заведующих хранилищами.
В представленных в материалы дела нарядах-допусках на осмотр полости запального стакана химических боеприпасов индекса 9Н58, индекса ЗНС5, индекса ЗНСЗ (ХЗ) снаряжение и загрузку транспортно-технологических контейнеров в автомобиль, перевозку на ПРП и загрузку в железнодорожный вагон указано, что эти работы производят: начальник смены; водитель погрузчика; такелажник; химик-разведчик; водитель по перевозке ТТК; транспортировщик; стропальщик (том-3 л.д. 41-57).
Согласно инструкции по проведению технического осмотра снарядов и головных частей реактивных снарядов, технические осмотры проводятся не реже одного раза в три года, в сухое время года (апрель-сентябрь). Не подлежат техническому осмотру боеприпасы III категории и боеприпасы II категории (том-2 л.д. 245). Перевод боеприпасов в низшую категорию осуществляет техническая комиссия, которая проверяет их техническое состояние. Результаты проверки оформляются актом технического состояния. Документов, определяющих категорию боеприпасов, хранящихся в хранилище в деле нет.
В технологическом процессе по снятию осалки с химических боеприпасов заведующий хранилищем осуществляет контроль чистоты воздуха в хранилище и визуальный осмотр боеприпасов на отсутствие течи ОВ перед началом работ и контрольный осмотр хранилища и боеприпасов на отсутствие течи номенклатуры в процессе работы и после укладки имущества. Все остальные работы выполняют другие рабочие (том-3 л.д. 67-83).
Доводы апелляционной жалобы о том, что право истца на досрочное назначение пенсии предусмотрено строкой 041 карты аттестации рабочего места по условиям труда за несостоятельна, поскольку сведения об утверждении результатов аттестации совместным решением руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, как и согласовании с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, что установлено п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 188 от 29.03.2002, в материалах дела не имеется ( т. 1 л.д. 40)
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" указано, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно принято заключение экспертизы характера и условий труда Главного управления по труду и занятости населения Курганской области от , поскольку оно вынесено без учета дополнительно предоставленных документов, судебная коллегия находит необоснованными.
Как следует из материалов дела, после представления дополнительных доказательств по делу: выписки из положения о объекте по хранению и уничтожению химического оружия, положения об объекте хранения, выписок из приказов о допуске истца к работе со специальными боеприпасами к работам с повышенной опасностью, инструкций по проведению технического осмотра снарядов и головных частей реактивных снарядов, приказа об организации производства работ с повышенной опасностью в войсковой части , перечня работ с повышенной опасностью, приказов о допуске к самостоятельной работе на технической территории, рабочей технологической инструкции проведения работ по снятию осалки с боеприпасов, должностной инструкции заведующего хранилищами отдела хранения, инструкций по технике безопасности, нарядов - допуска за регламента служебного времени военнослужащих и гражданского персонала войсковой части , технологического процесса по снятию осалки, определением суда от по ходатайству истца была назначена дополнительная судебная экспертиза по условиям труда Поповой Т.Г ... В распоряжение эксперта были предоставлены все материалы гражданского дела (т. 3 л.д. 125-127).
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области в письме от дало оценку предоставленным дополнительным доказательствам, указало, что имеющиеся другие документы не подтверждают постоянную занятость Поповой Т.Г. с токсическими химикатами, а также на работах по уничтожению химического оружия, следовательно проводить дополнительную экспертизу условий труда нет необходимости, доводы, изложенные с экспертном заключении от являются обоснованными (т. 3, л.д. 129-133).
Как следует из приказа от "Об организации производства работ с повышенной опасностью в войсковой части " руководитель работ может приступать к производству работ только по получении наряда-допуска на их производство.
В предоставленных истцом нарядах-допусках за указания проведения работ, при проведении которых требуется соблюдение техники безопасности заведующей хранилищем, в том числе по снятию осалки, предусмотренных инструкциями , , , , отсутствуют, как и сведения о проведении этих работ непосредственно истцом, равно как и актов о приеме проведенных работ (т. 2 л.д. 168, т. 3 л.д. 20, 36,465).
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел показания свидетелей , , основанием для иной оценки доказательств по делу не является, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Указанные разъяснения также содержатся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, основаниями для отмены решения не являются.
Судебная коллегия, полагает, что решение суда является законным, соответствующим имеющимся в деле доказательствам, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 27 июня 2013 года по иску к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области о включении периода работы в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.В. Шарыпова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.