Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.
судей Пшеничникова Д.В., Варлакова В.В.
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 августа 2013 года гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Курганской области к МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа" и к Администрации Каргапольского района о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по приведению спортивного зала в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и финансированию,
по апелляционной жалобе Администрации Каргапольского района Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 10 июня 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения "Житниковская средняя общеобразовательная школа" по устранению дефектов и трещин стен спортивного зала и обязать его привести спортивный зал в соответствие с требованиями п. 4.28 СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных школах" и устранить дефекты и трещины стен спортивного зала в срок до года.
Обязать Администрацию Каргапольского района выделить денежные средства для приведения спортивного зала МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа" в соответствие с требованиями п.4.28 СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных школах".
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., объяснения представителя Администрации Каргапольского района Курганской области ., действующей на основании доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в суд с иском к МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа", Администрации Каргапольского района Курганской области о признании бездействия незаконным, приведении спортивного зала в соответствие с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждения", возложении обязанности выделить денежные средства.
В обоснование иска указало, что на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Курганской области от , Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в г. Шадринске, Шадринском, Шатровском, Каргапольском районах проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации при функционировании Муниципального казенного образовательного учреждения "Житниковская средняя общеобразовательная школа". Проверкой были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждения", в том числе нарушения п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10, заключающееся в эксплуатации здания при нарушении целостности стены спортивного зала школы.
По результатам плановой выездной проверки МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа" выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от в срок до .
В ходе проверки исполнения выданного предписания установлено, что предписание исполнено частично, в частности, не произведен ремонт стен спортивного зала, в связи с чем повторно выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от в срок до .
Дальнейшая проверка показала, что требование об устранении дефектов и трещин стен спортивного зала не исполнено, в связи с чем в отношении МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа" составлен протокол по делу об административном правонарушении, который направлен на рассмотрение мировому судье.
В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Курганской области полагало, что МКОУ "Житниковская общеобразовательная школа" осуществляет деятельность по обучению детей с нарушением действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях. Администрация Каргапольского района, являясь учредителем МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа", не обеспечивает должное финансирование образовательного учреждения, что препятствует проведению ремонта для приведения образовательного учреждения в соответствие с требованиями санитарного законодательства, создает потенциальную угрозу жизни и здоровья детей, так как трещины и деформации на стенах спортивного зала создают угрозу обрушения штукатурки и могут повлечь травматизм детей. Возможные поражения стен и потолка грибком в местах трещин и деформации могут стать причиной распространения плесневых грибков, попадание которых через дыхательные пути человека в легкие и кровеносную систему могут вызывать ряд заболеваний.
С учетом изложенного просили признать незаконным бездействие МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа" по выполнению требований п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в части устранения дефектов и трещин стен спортивного зала; обязать МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа" привести спортивный зал в соответствие с требованиями пункта 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" путем устранения дефектов и трещин стен спортивного зала до начала нового учебного 2013-2014 года, т.е. до ; обязать Администрацию Каргапольского района выделить финансовые средства для приведения спортивного зала МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа" в соответствии с требованиями п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
В судебном заседании представитель истца действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика директор МКОУ "Житниковская средняя общеобразовательная школа" действующая на основании Устава, с иском в части признания бездействия незаконным не согласилась, сославшись на отсутствие у образовательного учреждения собственных денежных средств для ремонта спортивного зала.
Представитель ответчика Администрации Каргапольского района Курганской области действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Пояснила, что ремонт спортивного зала возможен без судебного решения, поскольку отделу образования Администрации Каргапольского района Курганской области на 2013 год выделены необходимые денежные средства из районного бюджета; проведение ремонтных работ предусмотрено в срок до .
Представитель третьего лица отдела образования Администрации Каргапольского района Курганской области , действующий на основании доверенности, с иском также не согласился. Пояснил, что в 2013 голу в период летних каникул планируется проведение ремонта спортивного зала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Каргапольского района Курганской области выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что истец не является участником бюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения решения суда не является обстоятельством, имеющим значение для дела, так как выделение денежных средств из бюджета Каргапольского района относится к компетенции законодательного органа, устанавливающего объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Также указывают, что проведение ремонта спортивного зала возможно после окончания учебного года в срок до . Кроме того, по мнению заявителя, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в г. Шадринске, Шадринском, Шатровском, Каргапольском районах, являясь структурным подразделением Управления, законом не наделен полномочиями на самостоятельное обращение с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Каргапольского района Курганской области действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что в настоящее время спортивный зал школы ремонтируется.
Другие участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия областного суда полагает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Из материалов дела видно, что распоряжением (Приказом) Управления Роспотребнадзора по Курганской области от назначена проверка в отношении Муниципального образовательного учреждения "Житниковская средняя общеобразовательная школа", предметом которой являлось соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно акту проверки от были выявлены ряд нарушений СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 29.06.2011), в том числе эксплуатация спортивного зала школы, имеющего трещину в стене, что не соответствовало требованиям пункта 4.28 указанных санитарных правил и норм, в соответствии с которым потолки и стены всех помещений общеобразовательного здания должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Юридическому лицу выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена проверка исполнения ранее выявленных нарушений, в ходе которой установлено, что ремонт стены спортивного зала проведен не был (Акт проверки от ).
Согласно Акту проверки от , проведенной с целью проверки исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, ремонт стен спортивного зала, устранение трещин и дефектов произведен не был.
В соответствии с п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
На основании ст. 2 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" одним из направлений государственной политики в области образования является приоритет жизни и здоровья человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 названного Закона государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с п. 14 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (в ред. от 10.03.2009), учредителем муниципального общеобразовательного учреждения является орган местного самоуправления.
В силу п. 75 Типового положения, деятельность общеобразовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
Согласно п. Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Житниковская средняя общеобразовательная школа", образовательное учреждение осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета Каргапольского района на основании бюджетной сметы.
Учредителем Учреждения является муниципальное образование Каргапольский район (п. Устава).
В силу п. Устава Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
В соответствии со ст. Устава Каргапольского района Курганской области Администрация Каргапольского района является исполнительно-распорядительным органом Каргапольского района, наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Каргапольского района в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курганской области.
Учитывая длительное неисполнение выявленных нарушений санитарного законодательства и неоднократное неисполнение предписаний контролирующего органа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия ответчика и об удовлетворении заявленных исковых требований о возложении обязанности по проведению ремонта и его финансированию.
При этом, исходя из длительности неисполнения требований Управления Роспотребнадзора об устранении нарушений санитарного законодательства (с ), вопрос о сроках проведения ремонта спортивного зала школы, связанных с окончанием учебного процесса, не являлся обстоятельством, которое имело значение для суда при вынесении обжалуемого решения.
Утверждения заявителя о вмешательстве истца в сферу бюджетных отношений органов местного самоуправления судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку сформулированные в исковом заявлении требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области, удовлетворенные судом первой инстанции, ограничивались просьбой о возложении на орган власти, представляющий интересы собственника, обязанности по финансированию учрежденного им образовательного учреждения, что не является вмешательством в деятельность Администрации Каргапольского района, являющейся в силу положений ст. Устава исполнительно-распорядительным органом Каргапольского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии полномочий на подачу иска у территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в г.Шадринске, Шадринском, Шатровском, Каргапольском районах, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку вопреки утверждениям заявителя с настоящим иском в суд обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, исковое заявление подписано заместителем начальника территориального отдела Управления, действующим на основании доверенности, выданной руководителем Управления Роспотребнадзора по Курганской области в установленном законом порядке.
Полномочия Управления Роспотребнадзора по Курганской области и его руководителя на предъявление исков в суд и арбитражный суд в случае выявления нарушений санитарного законодательства предусмотрены ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также пунктом 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, утвержденным приказом от руководителя Роспотребнадзора.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 10 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Каргапольского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.