Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Шарыповой Н.В., Ушаковой И.Г.
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 августа 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Абросимова А.С. к Государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда, возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение
по апелляционной жалобе Абросимова А.С.
на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Абросимова - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Абросимову путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год за счет средств федерального бюджета.
Остальные исковые требования Абросимова - оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения истца Абросимова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Шишковой А.Н., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абросимов А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тесту - ГУ - КРО ФСС РФ) о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда, возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование заявленных исковых требований указывал, что в 2009 году истцу была установлена 3 группа инвалидности по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы. В апреле 2011 года Абросимов А.С. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении льготной путевки на санаторно-курортное лечение. От социального пакета в части обеспечения санаторно-курортным лечением истец не отказывался, вопреки этому в течении двух лет путевки ему не предоставлялись, вследствие чего считал, что имеет право на денежную компенсацию за 2011 и 2012 годы. Полагал, что ответчиком нарушено его право на получение льготной путевки на санаторно-курортное лечение, он был лишен возможности получать необходимое дополнительное лечение в периоды между прохождением ежегодного стационарного лечения в областной клинической больнице, чем ему причинен моральный вред, который истец оценил в руб. Просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за непредоставленные в 2011 и 2012 годах путевки в размере руб. коп., компенсацию морального вреда - руб. и возложить на ответчика обязанность выдать путевку на санаторно-курортное лечение в 2013 году.
В ходе рассмотрения дела Абросимов А.С. исковые требования в части размера денежной компенсации за непредоставленные путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 и 2012 годы изменил. Указывал, что заболевание, вследствие которого ему установлена инвалидность, является заболеванием спинного и головного мозга, поэтому сумма указанной компенсации должна быть увеличена, поскольку в соответствии с Федеральным законом N 334-ФЗ "О государственной социальной помощи" увеличивается срок пребывания в санаторно-курортном учреждении.
В судебном заседании истец Абросимов А.С., дав пояснения согласно доводам искового заявления, на требованиях настаивал.
Представитель ответчика ГУ - КРО ФСС РФ - Шашкова А.Н. в судебном заседании против удовлетворения требований истца возражала, указывала, что путевка на санаторно-курортное лечение Абросимову А.С. в 2011 и 2012 годах не предоставлялась по объективной причине - недостаточности средств, выделенных Фонду социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета на указанные цели. Внеочередное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение какой-либо из категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, действующим законодательством не предусмотрено.
Представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Курганской области в судебное заседание не явились.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Абросимов А.С. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права. Судом необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о компенсации утраченного права на санаторно-курортное лечение в денежном выражении, поскольку он имел право на получение путевок, путевки во время не предоставлялись, в связи с чем ему причинены убытки, размер которых должна определяться как стоимость санаторно-курортного лечения из расчета стоимости 1 дня пребывания в оздоровительном учреждении на территории РФ. Полагает требования о компенсации морального вреда основанными на законе, так как неисполнение закона в обеспечении истца санаторно-курортным лечением длительное время, продолжительное бездействие и не предоставление правдивой информации со стороны ответчика сказалось на его психо-эмоциональном и физическом здоровье, о чем имеется справка в материалах дела, и привели к нравственным страданиям. Выражает свое несогласие с выводом суда о невозможности возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности за услугу. Гарантированные права инвалида не должны ущемляться по тем обстоятельствам, что учреждение государства не может определить достаточный объем денежных средств на выполнение взятых на себя социально-значимых задач. Судом удовлетворены требования о предоставлении путевки за 2011 год, хотя таких требований Абросимов А.С. не заявлял. Не исследовано и то обстоятельство, что ответчик дважды в 2012 и 2013 годах отказывал ему в написании заявления на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, чем вводил истца в заблуждение. В ходе судебного разбирательства Абросимов А.С. ходатайствовал об изменении исковых требований в части увеличения суммы компенсации и срока пребывания в оздоровительном учреждении, так как заболевание, имеющееся у него, является заболеванием головного и спинного мозга, соответственно, срок пребывания в санаторно-курортном учреждении должен измениться с 18 дней до 24-42 ней. Данный факт также не был исследован судом.
В суд апелляционной инстанции представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Курганской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в порядке ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39.
Материалами дела установлено, что Абросимов А.С. 29.03.1983 года рождения, с 15.09.2009 в результате получения заболевания в период прохождения службы является инвалидом , с 01.11.2012 инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справками МСЭ-2011 (л.д. 12-15).
Согласно справке от 18.03.2013 истцу рекомендовано санаторно-курортное лечение весной, летом, осенью в санаториях местного значения "Курорты Зауралья".
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов (преамбула, статьи 1 и 9).
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Санаторно-курортное лечение направлено на: активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации. Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ( части 3, 4, 5 ст. 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу предписаний Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливающего правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам иным категориям граждан, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, входит в состав набора предоставляемых инвалидам социальных услуг ( п. 8 ст. 6.1, п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Закона).
При этом учет права граждан на получение указанной услуги, осуществляемый по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, по мысли федерального законодателя, введен не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а направлен на формирование необходимой информации о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи с целью обеспечения реализации права граждан на получение набора социальных услуг в сроки, предусмотренные законом; исключения возможности предоставления социальной государственной услуги, лицам, не относящимся к категориям граждан, перечисленных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг, в том числе адресного использования бюджетных средств (статья 6.4 Закона).
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного выше Федерального закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ч. 5 ст. 6.3).
В целях реализации названного Федерального закона Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден "Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", в соответствии с п. 3.1 которого обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" указан календарный год (статья 6.3 названного Федерального закона).
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Таким образом, условия и порядок предоставления набора социальных услуг гражданам, имеющим право на их получение, прямо определены в Федеральном законе "О государственной социальной помощи", по смыслу положений которого лицо, имеющее право на получение набора социальных услуг в виде санаторно-курортного лечения и обратившееся за реализацией своего права, такое лечение должно получать ежегодно.
В соответствии с п. 3 ст. 6.5 ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение названного закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены "Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", согласно которым финансирование расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг в отношении инвалидов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ на реализацию мер социальной поддержке отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования РФ при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения (п.п. 2, 4, 11 названных Правил).
Как видно из приведенных федеральных норм, условиями для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются, во-первых, обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение и, во-вторых, наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Из материалов дела следует, что Абросимов А.С. с 25.04.2011 состоит на учете в ГУ - КРО ФСС РФ на получение санаторно-курортного лечения, что подтверждается сообщением ГУ - КРО ФСС РФ от 21.02.2013 . При этом очередность предоставления такого лечения определялась ответчиком в соответствии с датой подачи заявления о предоставлении путевки (л.д. 10).
При реализации гражданами одинаковых по своей природе прав каких-либо преимуществ одних граждан перед другими изначально иметь место не может (ст.ст. 17, 19 Конституции Российской Федерации).
Так как право на проведение реабилитационных мероприятий, которые включают в себя санаторно-курортное лечение, гарантировано государством, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии закону действий ответчика, выразившееся в не предоставлении истцу в 2011 году путевки на санаторно-курортное лечение.
Суд первой инстанции правомерно указал, что ни Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
При этом суд руководствовался также положениями ст. 6.3 названного Закона, согласно которым гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Вместе с тем, суд первой инстанции, удовлетворяя требования Абросимова А.С. в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 год, в нарушение положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая гласит, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, вышел за пределы заявленных требований.
Как следует из текста искового заявления и пояснений истца он просил предоставить компенсацию стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 год, а не возложить обязанность предоставить эту путевку в натуральном виде.
Кроме того, отказ в удовлетворении требований Абросимова А.С. о компенсации морального вреда судом произведен при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В соответствии с положениями ст. 6.2 названного Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Из анализа данных норм следует, что обеспечение, предоставляемое человеку обществом, государством в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена общества.
Поскольку действиями ответчика указанные права Абросимова А.С. были нарушены, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
По указанным выше основаниям решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Так как необходимости в истребовании дополнительных доказательств не имеется, судебная коллегия полагает возможным постановить решение о частичном удовлетворении исковых требований. При определении размера компенсации коллегия учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, а также степень виновности ответчика и полагает возможным взыскать в пользу Абросимова А.С. руб.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" указан календарный год (статья 6.3 названного Федерального закона).
Поэтому оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год не имеется, поскольку на момент рассмотрения дела Абросимов А.С. не утратил право на получение путевки, а, следовательно, его права на социальные услуги нарушены не были.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курганского городского суда Курганской области от 5 июня 2013 года отменить.
Исковые требования Абросимова удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования в пользу Абросимова компенсацию морального вреда в сумме руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.