Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 20 августа 2013 года гражданское дело по исковому заявлению к Администрации Юргамышского района Курганской области, Правительству Курганской области, отделу опеки и попечительства Отдела образования Администрации Юргамышского района Курганской области о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, возложении обязанности предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 24 июня 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования Юргамышского района Курганской области, Правительству Курганской области, Отделу опеки и попечительства МУ отдел образования Администрации Юргамышского района Курганской области о включении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями и о предоставлении жилого помещения - отказать".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения истца Гайнутдиновой З.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гайнутдинова З.М. обратилась в суд с иском к Администрации Юргамышского района Курганской области о постановке на учет нуждающихся в получении жилья, как лица из числа детей-сирот, предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменила, обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Юргамышского района Курганской области, Правительству Курганской области, отделу опеки и попечительства Муниципального учреждения Отдел образования Администрации Юргамышского района Курганской области. Просила обязать отдел опеки и попечительства Муниципального учреждения Отдел образования Администрации Юргамышского района Курганской области включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, обязать Администрацию Юргамышского района предоставить ей по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, площадью не менее 18 кв.м, расположенное в черте , обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилья.
В обоснование исковых требований указывала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку ее родители умерли. В 1994 году в отношении нее установлена опека, в связи с чем она переехала на постоянное место жительства к опекуну. Постановлением Администрации Шариповского сельсовета Альменевского района Курганской области от 20.03.1997 за ней закреплено жилое помещение по адресу: , принадлежавшее ее отцу. Данное жилое помещение разобрано и фактически не существует. Об этом ей стало известно в 2011 году. Своевременно (до достижения возраста 23 лет - ) обратиться с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могла, поскольку 23.02.2011 родила ребенка.
В судебном заседании истец Гайнутдинова З.М. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала. Дополнительно указывала, что жилого помещения в собственности не имела и не имеет. Закрепленное за ней жилое помещение было продано бабушкой. До достижения ею возраста 23 лет о нарушении своих жилищных прав не знала, в связи с чем с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района Курганской области - Птицына С.А. с заявленными исковыми требованиями не соглашалась, указывая, что до достижения возраста 23 лет истец с заявлением о включении в списки нуждающихся в получении жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась.
Представитель ответчика отдела опеки и попечительства Муниципального учреждения Отдела образования Администрации Юргамышского района Курганской области - Губина Т.Н., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала. Поясняла, что при установлении опеки за истцом было закреплено жилое помещение, принадлежавшее ее отцу, на опекуна возложена обязанность по сохранению жилого помещения. По достижению совершеннолетия истец не предприняла мер к сохранению наследственного имущества, чем ухудшила свои жилищные условия. В настоящее время истец состоит в зарегистрированном браке и имеет вместе с мужем в собственности жилое помещение. Считала, что Гайнутдинова З.М. обеспечена жильем.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований указывал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда указанной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год.
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, считал, что спорные правоотношения права и интересы Департамента не затрагивают.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных исковых требований указывал, что законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещения на 2013 год предусмотрены субвенции из областного бюджета Администрации Юргамышского района Курганской области в сумме 3 191 тыс. рублей. Указывал, что за истцом после установления опеки было закреплено жилое помещение, в связи с чем она не являлась нуждающейся в жилье, после утраты закрепленного жилого помещения и до достижения возраста 23 лет с заявлением о принятии ее на учет Гайнутдинова З.М. не обращалась.
Представитель третьего лица Администрацию Юргамышского поссовета Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал. В письменном отзыве разрешение спора оставил на усмотрение суда, указав, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрации Юргамышского района Курганской области.
Представитель третьего лица Администрация Шариповского сельсовета Альменевского района Курганской области в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гайнутдинова З.М. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Выражая несогласие с выводами суда, полагает, что они основаны на неверном толковании норм материального права. Указывает, что ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает реализацию лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на обеспечение жилыми помещениями независимо от достигнутого ими возраста.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Курганской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в его отсутствие.
Представитель Администрации Шариповского сельсовета Альменевского района Курганской области в возражения на апелляционную жалобу выражает согласие с постановленным судом первой инстанции судебным решением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Гайнутдинова З.М. доводы жалобы поддержала.
В суд апелляционной инстанции ответчики и третьи лица не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Гайнутдинова З.М. родилась в д. . Ее отец и мать умерли 16.08.1993 и 29.12.1993 соответственно (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельства о смерти - том 1 л.д. 18, том 2 л.д. 6, том 1 л.д. 9, 10).
Постановлениями Администрации Шариповского сельсовета Альменевского района Курганской области от 17.02.1994 и от 20.03.1997 над истцом установлена опека, опекуном назначены , за Гайнутдиновой З.М. и ее братом закреплено жилое помещение по адресу: . Контроль за сохранностью жилья возложен на опекуна (том 1 л.д. 7, 8).
В закрепленном за истцом жилом доме до 2010 года проживала ее бабушка с внуком , года рождения. Истец Гайнутдинова З.М. и ее брат проживали в доме опекуна По состоянию на 29.09.2008 закрепленное жилье находилось в хорошем состоянии. В последствие дом был продан на слом и полностью разобран (ответ главы Шариповского сельсовета от , акт проверки сохранности жилья от - том 1 л.д. 232, 231).
23.06.2007 Гайнутдинова З.М. окончила обучение в МОУ "Казёнская средняя общеобразовательная школа" Альменевского района Курганской области. В период с 01.09.2011 по 25.06.2013 обучалась в ГБОУ СПО "Мишкинский профессиональный педагогический колледж" по профессии повар-кондитер (том 1 л.д. 11-12, 13, 46).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области по состоянию на 02.11.2012 истец собственником недвижимого имущества не является (том 1 л.д. 15). Недвижимое имущество на территории Юргамышского района Курганской области по данным ГУП "Кургантехинвентаризация" за ней также не учтено (том 1 л.д. 14).
В период с 16.07.2004 по 30.07.2010 истец состояла на регистрационном учете в д. , зарегистрирована по адресу: , 31.08.2011 снята с регистрационного учета по указанному адресу в связи с регистрацией в квартире по , принадлежащей на праве собственности ее супругу Емелину В.В. на основании договора купли-продажи жилого помещения и земельного участка от 05.07.2011 (том 1 л.д. 18-20, 36, 182, 16).
В ходе рассмотрения настоящего дела, 04.04.2013, Гайнутдинова З.М. обратилась в Администрацию Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области от 12.04.2013 N 47 истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку представленные документы не подтверждают право включения Гайнутдиновой З.М. в число нуждающихся в жилом помещении (том 2 л.д. 11).
24.04.2013 распоряжением N 162-р Администрация Юргамышского района Курганской области также отказала в удовлетворении заявления истца о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением на территории Юргамышского района Курганской области в связи с тем, что на момент обращения Гайнутдиновой З.М. исполнилось 24 года (том 1 л.д. 181).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончанию прохождения военной службы по призыву, либо окончанию отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении и признании данного факта органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилья.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Гайнутдинова З.М. утратила статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а, кроме того, за ней было закреплено пригодное для проживания жилое помещение, меры к сохранению которого истец не приняла, чем ухудшила свои жилищные условия.
Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на верном применении норм материального права.
В ходе рассмотрения дела установлено, что с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как лица, из числа детей-сирот, а также с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа истец впервые обратилась в органы местного самоуправления в возрасте 24 лет. То есть, право на получение соответствующих мер государственной поддержки Гайнутдинова З.М. до достижения возраста 23 лет не реализовала, с достижением указанного возраста она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на льготное обеспечение жилым помещением.
Из пояснений истца следует, что о праве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на внеочередное получение жилья ей было известно. С заявлением в органы местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся Гайнутдинова З.М. ранее не обращалась, поскольку за ней было закреплено жилое помещение.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Гайнутдиновой З.М. в иске. Решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции обстоятельств дела не опровергают, основаны на избирательном толковании норм материального права, исходя из процессуальной позиции истца, в связи с чем, не могут служить основаниями для отмены судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 24 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.