Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 13 августа 2013 года гражданское дело по исковому заявлению к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 мая 2013 года, которым постановлено:
"Измененные исковые требования к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить , года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление , года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.".
Определением Курганского городского суда Курганской области от 11 июня 2013 года постановлено:
"Исправить описку, допущенную в абзацах первом и втором резолютивной части мотивированного решения Курганского городского суда от 20.05.2013 года.
В абзацах первом, втором резолютивной части мотивированного решения Курганского городского суда от 20 мая 2013 года, дату рождения истца следует читать: ""."
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения представителя истца Ермолиной Т.П., представителя ответчика Яковлевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Масленников С.А. обратился в суд с иском к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения.
В обоснование исковых требований с учетом последующих изменений указывал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации города Кургана от 23.10.2007 над ним установлено попечительство, при этом за ним закреплено жилое помещение, находящееся в собственности его отца, по адресу: . Поскольку данное жилое помещение признано непригодным для проживания в связи с аварийностью, постановлением Администрации города Кургана от 06.11.2012 он принят на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений. Жилье ему не предоставлено.
Просил суд обязать Администрацию города Кургана предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное в городе Кургане общей площадью не менее 15 кв.м, возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление жилого помещения.
Представитель истца Масленникова С.А. - Ермолина Т.П., действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Кургана - Перебаскина Ю.С., действующая на основании доверенности, с иском не соглашалась. Указывала, что действующим законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований указывал, что истцом не представлено доказательств включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда указанной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Ссылаясь на положения ст. 1 и ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), считал, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что заявленные требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Просил привлечь к участию в деле Финансовое управление Курганской области и Главное управление образования Курганской области.
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации города Кургана участия в рассмотрении дела не принимал, о причинах неявки суд не уведомил.
Третье лицо Дерябина М.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежаще, о причинах неявки суд не уведомила. Ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддерживала.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом не приняты во внимания изменения, внесенные в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), согласно которым исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. То есть, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
Возражений на апелляционную жалобу от лиц участвующих в деле, не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Масленникова С.А. - Ермолина Т.П., действующая на основании доверенности, против удовлетворения жалобы возражала, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчика Администрации города Кургана - Яковлева Е.С., действующая на основании доверенности, жалобу Правительства Курганской области поддержала.
Представители ответчика Правительства Курганской области, третьего лица Управления опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации города Кургана, третье лицо Дерябина М.Л. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. В представленном суду апелляционной инстанции письменном ходатайстве представитель Правительства Курганской области просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Масленников С.А. родился в (паспорт, свидетельство о рождении - л.д. 49, 11).
Поскольку мать истца умерла 20.03.2006 (свидетельство о смерти - л.д. 12), отец воспитанием сына не занимался, находился в розыске, постановлением Администрации города Кургана от 23.10.2007 над несовершеннолетним Масленниковым С.А. было установлено попечительство, попечителем назначена бабушка , одновременно за несовершеннолетним закреплено жилое помещение, принадлежащее его отцу , по адресу: (л.д. 6).
Согласно акту Административно-технической инспекции от 16.06.2000 одноэтажный жилой в , 1936 года постройки, состоящий из основного строения и холодного пристроя, по данным МУП "Абрис" по состоянию на 1981 год имеющий износ 46%, признан аварийным по причине продолжительного срока службы строения, отсутствия организованного водоотвода с дворовой территории, высокого уровня грунтовых вод, низкой посадки жилого дома, непроведения капитального ремонта. Проведение капитального ремонта дома нецелесообразно (л.д. 8-9).
В настоящее время Масленников С.А. является студентом ГБОУ СПО "Курганский техникум сервиса и технологий" очной формы обучения (л.д. 62).
Истец состоит на регистрационном учете по адресу нахождения закрепленного за ним и признанного непригодным для проживания жилого помещения: . Фактически проживает в квартире, принадлежащей попечителю , по адресу: .
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 07.09.2012 Масленников С.А. в собственности жилых помещений не имеет. По данным Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" собственником жилья в городе Кургане не значится (л.д. 64, 63).
Постановлением Администрации города Кургана от 06.11.2012 N 8246 Масленников С.А. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с составом семьи один человек (учетное дело - л.д. 45-64).
На момент рассмотрения спора жилое помещение Масленникову С.А. не предоставлено.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Масленникова С.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Масленников С.А. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией города Кургана при постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права и дает основание для обращения с иском в суд.
П. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
П. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (с изменениями от 26.12.2012) органы местного самоуправления среди прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 6.1 Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012) в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
В силу приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что несоблюдение порядка включения истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного ст. 6.1 Закона Курганской области N 6 (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 N 590), не должно отражаться на правах Масленникова С.А., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении с 2012 года, являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовавшегоправо на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013 года по независящим от него причинам. Данное обстоятельство не могло являться основанием для отказа в иске Масленникову С.А.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Масленникова С.А. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Масленникову С.А. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Курганской городской Думы от 02.11.2005 N 250 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", установившее норму предоставления жилья на территории г. Кургана - не менее 15 кв.м общей площади.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спорасуд первой инстанции установил, что Администрация города Кургана недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья Масленникову С.А.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.