Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 августа 2013 года гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах Веричева Р.В. к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Измененные исковые требования Прокурора города Кургана в интересах Веричева к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Веричеву , года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной , соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Веричеву , года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной , соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения Веричева Р.В., возражавшего по доводам апелляционных жалоб, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кургана обратился в Курганский городской суд Курганской области в интересах Веричева Р.В. с исковыми требованиями к Администрации города Кургана c исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменил, предъявив, в том числе, требования к Правительству Курганской области о финансировании предоставления жилья Веричеву Р.В. В обоснование иска указал, что прокуратурой города Кургана проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В ходе проверки было установлено, что Веричев Р.В. года рождения относится к категории детей-сирот, поскольку его мать признана безвестно отсутствующей, отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Веричев Р.В. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам по месту проживания.
17 октября 2006 г. Веричев Р.В. переменил имя с "" на "". Постановлением Администрации Петуховского района Курганской области от 24 мая 2002 г. Веричеву Р.В. назначен опекун - приходившаяся ему бабушкой. В октябре 2002 года Веричева А.Л. умерла и 4 ноября 2002 г. опекуном Веричева Р.В. был назначен 30 октября 2002 г. за истцом было закреплено жилое помещение в доме опекуна. 2 ноября 2012 г. постановление о закреплении жилого помещения было отменено, как незаконно вынесенное. После окончания Большекаменной средней школы Веричев Р.В. поступил в Курганский государственный университет, который окончил в 2009 году. В 2005 году он вступил в брак с , впоследствии их брак был расторгнут. После окончания университета, Веричев Р.В. некоторое время проживал в г. Кургане, затем уехал в Свердловской области, где проживал у знакомых. 12 августа 2011 г. он вступил в брак с В Свердловской области Веричев Р.В. жилья в собственности не имеет, на учете для предоставления жилья не состоит, проживает в арендуемом жилье. При этом, Веричев Р.В. состоит на учете для предоставления жилья в Администрации города Кургана с 2008 года, номер очереди .
Со ссылкой на нормы статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 2 Закона Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор города Кургана просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность предоставить Веричеву Р.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, площадью не менее 15 кв. м. Также просил возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление Веричеву Р.В. благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Поспелова М.А. на заявленных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Истец Веричев Р.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации города Кургана Воденников В.Ю., действующий по доверенности, исковые требования не признал, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте, времени судебного заседания извещался надлежащим образом, в представленном суду отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, дело рассмотреть без его участия.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Главного Управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Курганским городским судом Курганской области 17 апреля 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Правительство Курганской области и Администрация города Кургана, считая его незаконным.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация города Кургана указывает на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отмечает, что пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа данной категории граждан, не являющихся собственниками либо нанимателями жилых помещений, по достижении ими совершеннолетия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Порядок предоставления жилых помещений устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а предоставление жилья производится согласно спискам, формирующимся на основании заявлений претендентов на получение жилья.
Настаивает, что истцом не представлено доказательств включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, но данное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции.
Указывает, что с 1 января 2013 г. исключено право на внеочередное предоставление жилья детям сиротам и лицам из числа детей-сирот. В связи с этим, Законом Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жильем. При этом право Веричева Р.В. на получение жилья не оспаривается и Администрацией города Кургана не нарушалось. Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам, из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления Курганской области, необходимые для этого субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год.
Считает, что требование прокурора о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Веричеву Р.В. не подлежало рассмотрению в рамках данного спора, поскольку Веричев Р.В. не является участником бюджетного процесса, участие граждан в межбюджетных отношениях не предусмотрено законом.
Полагает, что данные правоотношения находятся вне предмета данного спора и не могут влиять на право истца на получение жилья. Заявляя подобные требования, прокурор фактически выступает в интересах муниципального образования, тогда как иск заявлен в интересах физического лица.
Правительство Курганской области в апелляционной жалобе указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. Приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Администрации города Кургана, настаивая, что с 1 января 2013 г. законом исключено внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а получение жилого помещения лицами данной категории, связано исключительно с датой включения претендента в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируемый Администрацией города Кургана.
Дополнительно указывает, что нормы статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что заявители должны доказать наличие нарушений их прав и свобод в результате бездействия органа местного самоуправления. Поскольку в рассматриваемой ситуации судом не было установлено, соблюден ли порядок включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеется ли отказ уполномоченного органа во включении в список, ответчик полагает, что судом не установлен факт нарушения прав истца в результате бездействия ответчика.
Считает незаконным возложение на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению жилья для Веричева Р.В., поскольку такое требование не могло быть предметом рассмотрения данного спора, так как затрагивает межбюджетные отношения. По мнению автора жалобы, такое требование не может быть предметом рассмотрения суда общей юрисдикции. Ссылаясь на нормы ст.ст. 1, 140, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает, что истец Веричев Р.В. не является участником межбюджетных правоотношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы о достаточности сумм, предоставляемых из бюджета для целей предоставления жилья, относится к компетенции законодательных органов власти, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы к правоотношениям, одной из сторон которых выступают физические лица. В связи с этим полагает, что у суда не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья истцу, так как это не относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
Утверждает, что обязанность Правительства Курганской области по финансированию, не связана с обязанностью Администрации города Кургана по предоставлению жилья, так как Жилищным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относит определение порядка предоставления жилья муниципального специализированного жилищного фонда. Оспариваемым решением суд возложил обязанность на Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит в зависимость исполнение решения суда от усмотрения судебного пристава-исполнителя и делает судебное решение неясным.
На основании изложенного, просит решение Курганского городского суда Курганской области от 17 апреля 2013 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители Правительства Курганской области, Администрации города Кургана, Главного Управления образования Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для их удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Веричев родился , его родителями являются и (свидетельство о рождении, л.д. 14, 23). 17 октября 2006 г. Веричев Р.В. переменил имя с "" на "" (л.д. 37).
Веричев Р.В. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку из справки о рождении от следует, что сведения об отце Веричева Р.В. указаны в свидетельстве о рождении со слов его матери (л.д. 16). Решением Кызылжарского районного суда Северо-Казахстанской области от 22 сентября 2003 г., мать истца признана безвестно отсутствующей с 1990 года (л.д. 20).
Постановлением Администрации Петуховского района Курганской области от 24 мая 2002 г. N 129 Веричеву Р.В. назначен опекун - приходившаяся ему бабушкой (л.д. 15). Постановлением Администрации Петуховского района Курганской области от 17 октября 2002 г. N 223, в связи со смертью опека отменена (л.д. 15).
На основании Постановления Администрации Петуховского района Курганской области от 4 ноября 2002 г. опекуном Веричева Р.В. назначен (л.д. 38). Ранее, Постановлением Администрации Больше-Каменского сельсовета от 30 октября 2002 г., за Веричевым Р.В. было закреплено жилое помещение, принадлежащее его опекуну, но впоследствии, 4 ноября 2002 г. отменено, как незаконно изданное (л.д. 36, 39).
16 июня 2009 г. Веричев Р.В. окончил обучение в Курганском государственном университете (л.д. 10), в настоящее время проживает в Свердловской области.
Со 2 июня 2005 г. по 12 июля 2010 г. Веричев Р.В. состоял в браке с (л.д. 18, 26, 31). С 12 августа 2011 г. Веричев Р.В. состоит в браке с (л.д. 25).
5 июня 2008 г. Веричев Р.В. принят Администрацией города Кургана на учет граждан нуждающихся в получении жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 42).
По сведениям Управления Росреестра по Курганской области, ГУП "Кургантехинвентаризация", Веричев Р.В. на территории Курганской области собственником жилья не является (л.д. 21-22, 24).
По месту пребывания Веричева Р.В., проживающего фактически в Свердловской области, в отношении истца в материалы дела также предоставлены сведения о том, что на учете в качестве нуждающегося в получении жилья на территории Свердловской области он не состоит, собственником жилых помещений не является (л.д. 13, 17).
В федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность Веричева Р.В. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством Российской Федерации с 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 г. не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Веричев Р.В. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией города Кургана при постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья Веричевым Р.В. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он не обеспечен жильем, что нарушает его жилищные права, предоставляет прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту прав Веричева Р.В. в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Веричев Р.В. принят Администрацией города Кургана на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном Администрацией города Кургана. С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционных жалоб Администрации города Кургана и Правительства Курганской области о несоблюдении заявительного порядка включения Веричева Р.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях основаны на субъективном толковании норм материального права со стороны ответчиков, без взаимосвязи с другими нормами права, регламентирующими спорные правоотношения сторон, поэтому и не может являться основанием к отмене решения суда.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления жилья Веричеву Р.В. несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации города Кургана по предоставлению жилья Веричеву Р.В., судебная коллегия также считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту -орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ0) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Согласно информационному письму, Департамента финансов Администрации города Кургана от 21 февраля 2013 г., на 2013 год на расходы по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам, из числа данных категорий граждан, предусмотрены ассигнования в сумме 79116 тыс. руб., их которых: 18655 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 60461 тыс. руб. - средства областного бюджета. По состоянию на 21 февраля 2013 г. в бюджет города Кургана поступило 3567,4 тыс. руб., предоставленных ассигнований недостаточно для обеспечения нуждающихся жильем (л.д. 107-108).
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, с учетом наличия у Веричева Р.В. права на получение мер социальной поддержки, признания истца нуждающимся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, в том числе, относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной ответчиками переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 17 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Кургана, Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.