Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Богдановой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 августа 2013 года гражданское дело по иску Ефимова А.В., Ефимовой О.А. к Администрации г. Кургана о признании действий по исключению из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" незаконными, возложении обязанности восстановить в списке участников данной подпрограммы,
по апелляционной жалобе Ефимова А.В., Ефимовой О.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 6 июня 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования , к Администрации г. Кургана о признании действий по исключению из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" незаконными, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Администрации г.Кургана Яковлевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ефимов А.В., Ефимова О.А. обратились в суд с иском к Администрации г. Кургана о признании незаконным исключение их из списков молодых-семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", о возложении обязанности восстановить в данных списках.
В обоснование иска указывали, что в соответствии с распоряжением главы Администрации г. Кургана от 22 октября 2009 года они были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2009 года они ежегодно на основании заявления и представленного пакета документов включались в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы" целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области", утвержденной постановлением Курганской областной Думы от 28 февраля 2006 года N 1247. Истцы указывали, что они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к участникам указанной подпрограммы, в том числе возрастному критерию - возраст супругов на день принятия решения о включении семьи в список участников подпрограммы не превышал 35 лет. Возраст Ефимова А.В. при включении его семьи в список участников подпрограммы составлял 33 года. 3 ноября 2009 года истцы с использованием заемных средств в размере рублей приобрели в совместную собственность квартиру. По состоянию на 2012 год номер их очереди в списке молодых семей на получение субсидии был . Однако в марте 2013 года им стало известно, что их семья исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы, о чем им было направлено уведомление от 26 июня 2012 года. Основанием для исключения их из списков послужило то, что 19 января 2012 года Ефимову А.В. исполнилось 36 лет. Истцы полагали, что действия ответчика по исключению их из списка молодых семей - участников подпрограммы незаконны. Ссылались на то, что на момент признания их участниками подпрограммы, они соответствовали всем необходимым условиям - являлись нуждающимися в жилом помещении и имели возраст, не превышающий 35 лет. Также по условиям подпрограммы они как ее участники могли получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту, при условии, что на момент заключения данного договора семья была признана нуждающейся в жилом помещении. Истцы указывали, что на момент приобретения квартиры и заключения договора займа от 3 ноября 2009 года их семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, была включена в список молодых семей - участников подпрограммы, следовательно, имела право на включение в список претендентов на получение субсидии. Указанное право не было реализовано не по их вине. Истцы полагали, что принятие новой целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и достижение одним из истцов возраста 36 лет не могут являться основанием для исключения их семьи из очереди на получении субсидии, поскольку на момент включения в список семей-участников подпрограммы их семья соответствовала требованиям, установленным п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Вновь принятая подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы также предусматривает возможность использования денежной социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитам, полученным до 1 января 2011 года. Поскольку договор займа ими заключен в 2009 году, считают, что за ними должно быть сохранено право на получение субсидии. В противном случае считают нарушенным принцип юридической стабильности правого положения субъектов права.
В судебном заседании представитель истцов Ефимова А.В., Ефимовой О.А. по доверенности Шелепов И.В. на удовлетворении иска настаивал.
Ответчик Администрация г. Кургана с иском не согласилась, ссылаясь на то, что основанием для отказа во включении молодой семьи в список участников подпрограммы явилось то, что Ефимову А.В. 19 января 2012 года исполнилось 36 лет, тогда как социальная выплата на приобретение жилья может предоставляться, если возраст супругов не превышает 35 лет. Решение ответчика об исключении истцов из списка участников подпрограммы является правомерным.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Яковлева Е.С. против удовлетворения иска возражала.
Третье лицо - Главное управление образования Курганской области в представленном отзыве полагал заявленные истцами требования не подлежащими удовлетворению. Указывал, что органом исполнительной власти, принимающим решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, является Главное управление образования Курганской области. Реализация подпрограммы включает 2 этапа: включение молодой семьи в список участников подпрограммы и включение молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, при этом на каждом из указанных этапов семья оценивается на соответствие условиям предоставления социальной выплаты. Условиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, семья должна соответствовать на всем протяжении участия в подпрограмме. Поскольку в 2012 году истцу Ефимову А.В. исполнилось 36 лет, то его семья была правомерно исключена из списка участников подпрограммы, поскольку истец не соответствовал возрастному критерию признания молодой семьи участником подпрограммы, который составляет 35 лет.
В судебном заседании представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области по доверенности Художиткова Е.А. просила в иске отказать.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ефимов А.В., Ефимова О.А. просят решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы вновь ссылаются на доводы, ранее изложенные в суде первой инстанции. Выражают несогласие с выводами суда относительно законности проведения органом исполнительной власти субъекта РФ проверки соответствия молодой семьи - участника подпрограммы требованиям, установленным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, на момент формирования списка претендентов на получение социальной выплаты и относительно невключения молодых семей - участников подпрограммы в данный список в случае несоответствия их данным критериям. Вновь указывают, что на момент признания их семьи участником подпрограммы они соответствовали всем критериям, в том числе и возрастному. Полагали, что их право на получение социальной выплаты не было реализовано из-за отсутствия бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников подпрограммы в установленные сроки, однако это не может повлечь для участников негативные последствия в виде исключения их из числа лиц имеющих право на получение социальной выплаты. Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство, то добровольный отказ от него исключается. Ссылаясь на преемственность подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002-2010 годы и одноименной подпрограммы на 2011-2015 года, истцы полагали, что за ними как за участниками подпрограммы на 2002-2010 годы, получившими ипотечный кредит и приобретшими жилье в 2009 году, должно быть сохранено право получения социальной выплаты. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" содержит положение, указывающее, что жилищная проблема не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течении нескольких лет, что согласуется с требованием об использовании списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы при реализации целевой программы на 2011-2015 годы. По их мнению, достижение участником возраста 36 лет не может влиять на права истцов, включенных в программу с 2009 года, и служить основанием для исключения их из списка.
В представленных возражениях ответчик - Администрация г. Кургана полагала решение суда законным и обоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Кургана против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Администрации г. Кургана от 22 октября 2009 года семья истцов Ефимовых в составе 4 человек - Ефимов А.В., года рождения, его жена Ефимова О.А., года рождения, и сыновья , года рождения, и , года рождения, была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "молодая семья" (т. 1, л.д. 52, 8, 39).
2 сентября 2009 года Ефимов А.В. и Ефимова О.А. обратились в Администрацию г. Кургана с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (т. 1, л.д. 50).
Постановлением Администрации г. Кургана от 22 октября 2009 года Ефимовы были включены в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011 году по г. Кургану под номером (т. 1, л.д. 80-81).
Также, Ефимовы были включены в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по Курганской области на 2011 год (т. 1, л.д. 125-126).
3 ноября 2009 года Ефимов А.В. и Ефимова О.А. заключили договор купли-продажи четырехкомнатной квартиры (т.1, л.д. 70-72).
В этот же день между ОАО "" и Ефимовым А.В. и Ефимовой О.А. был заключен договор займа , по которому последним предоставлен заем в размере рублей сроком на 240 месяцев под % годовых для приобретения квартиры (т. 1, л.д. 9-16).
6 ноября 2009 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права общей совместной собственности Ефимова А.В. и Ефимовой О.А. на квартиру с обременением ипотекой в силу закона (т. 1, л.д. 17).
Социальная выплата на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилья не была использована семьей Ефимовыми в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в связи с недостаточным финансированием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодой семьи.
Из материалов дела усматривается, что Ефимовы были включены в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить субсидию в 2012 году по г. Кургану, под номером (т.1, л.д. 122-123).
Вместе с тем, в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году по Курганской области, утвержденный губернатором Курганской области 17 мая 2012 года, Ефимовы не были включены (т. 2, л.д. 154-242).
Администрация г. Кургана письмами от 26 июня 2012 года и от 22 марта 2013 года уведомила истца о том, что его семья из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" исключена в связи с достижением Ефимовым А.В. 19 января 2012 года возраста 36 лет (т. 1. л.д. 18,48).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Администрации города Кургана по исключению семьи Ефимовых из списка участников подпрограммы в связи отсутствием оснований для дальнейшего участия в подпрограмме не противоречат закону и являются правомерными.
Согласно п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодательством и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
В рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы, включающую в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат установлен приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы - "Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование" (далее - Правила).
Так, в соответствии с указанными выше Правилами молодая семья для участия в подпрограмме подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление и документы, указанные в пунктах 15, 15 (1) данных Правил. Орган местного самоуправления осуществляет проверку представленных сведений и в десятидневный срок принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 17 Правил).
Далее, орган местного самоуправления, в случае если он отобран государственным заказчиком подпрограммы для участия в реализации подпрограммы, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом года и представляет данные списки в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 20 Правил).
Затем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании данных списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. 22 Правил).
С учетом определенного государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый год, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23 Правил).
Исходя из анализа указанного порядка предоставления молодым семьям социальных выплат, следует, что реализация подпрограммы включает в себя два этапа: включение молодой семьи в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и включение молодой семьи в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
При этом, существенное значение для признания молодой семьи участницей подпрограммы имеет то, что возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (пп. "а" п. 6 Правил).
Аналогичный порядок предоставления молодым семьям социальных выплат был предусмотрен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, возможность исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, является гарантией недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Поскольку федеральное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, а истцу Ефимову А.В. исполнилось 36 лет 19 января 2012 года, то есть до принятия органом исполнительной власти Курганской области решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения семьи Ефимовых в число участников подпрограммы, в связи с чем в удовлетворении иска обоснованно отказал.
Таким образом, решение суда по данному спору постановлено в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истцов, выраженную их представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 6 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу , - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.