Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Голубь Е.С., Шарыповой Н.В.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22.08.2013 гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах Гилева С.Ю. к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья,
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации г. Шадринска на решение Шадринского районного суда Курганской области от 10.06.2013, которым постановлено: исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах к Правительству Курганской области и Администрации г. Шадринска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Шадринска предоставить по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Администрацию (Правительство) Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения .
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения прокурора Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах Гилева С.Ю. с иском к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения на территории города Шадринска, соответствующего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья.
В обоснование иска указал, что Гилев С.Ю., года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, а отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Жилье за Гилевым С.Ю. не закреплялось, в собственности жилья он не имеет. На основании Постановления Администрации г. Шадринска от 26.07.2010 N 1237-2 Гилев С.Ю. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. В 2009 Гилев С.Ю. закончил 9 классов, поступил в Шадринское профессиональное училище N 15, где обучается на первом курсе.
Полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Гилева С.Ю., последний имеет право на предоставление по месту жительства жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления на территории Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области, просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Гилеву С.Ю. жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Пильникова Е.В. и истец Гилев С.Ю. исковые требования поддержали. Прокурор пояснила, что в Шадринскую межрайонную прокуратуру поступило заявление Гилева С.Ю. о нарушении его жилищных прав, по которому была проведена проверка. В ходе проверки были установлены указанные в исковом заявлении обстоятельства. В остальном дала пояснения согласно исковому заявлению. Гилев С.Ю. дополнительно пояснил, что 26.07.2010 поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. В 2012 году закончил 9 классов общеобразовательной школы, поступил в профессиональное училище N 15, где учится на первом курсе. Жилье за ним не закреплялось и по настоящее время не предоставлено, проживает с бабушкой.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Шадринска по доверенности Ламанова О.Ф. с иском не согласилась. Пояснила, что Гилев С.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, принят на учет нуждающихся в получении жилья, включен в список детей сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденный постановлением Администрации г. Шадринска от 08.02.2013 N 331, числится в списке по номером 24. Также указала, что муниципальным образованием город Шадринск в целях предоставления детям-сиротам жилых помещений 11.04.2013 заключено два муниципальных контракта на приобретение 18 квартир в многоквартирном доме по , после исполнения которых при сдаче домов в эксплуатацию и включения квартир в специализированный жилищный фонд Гилеву С.Ю. будет предоставлено жилое помещение. Ссылалась на то, что финансирование осуществлено в недостаточном объеме, профинансировано только 18 квартир при наличии 59 сирот. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что полномочия Курганской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам переданы органам местного самоуправления. Необходимые для осуществления этих полномочий субвенции в бюджете Курганской области на 2013 год предусмотрены. Ссылался на то, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Ссылался на то, что в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда. Полагал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком (л.д. 22-24).
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления, к которым Правительство Курганской области не относится. Субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Курганской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений. Физические лица не являются участниками бюджетного процесса (л.д. 57-58).
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что с 01.01.2013 право детей-сирот на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует в связи с тем, что пункт 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) утратил силу. С 2013 обеспечение жилыми помещениями осуществляется в порядке, установленном законом, порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен статьей 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6. Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. Предоставление жилья из специализированного жилищного фонда осуществляется по сформированным спискам. Истец обратился с заявлением в уполномоченный орган на включение его в список, следовательно, воспользовался своим правом. Прокурор, обращаясь в суд с иском, не указал, в чем именно выражено нарушение, какие права и законные интересы истца нарушены. Требование о возложении на Правительство Курганской области обязанности финансирования мероприятий по предоставлению жилого помещения заявлено за пределами подведомственности суда общей юрисдикции, поскольку касается межбюджетных отношений. Просил отказать в удовлетворении иска за необоснованностью (л.д. 60-64).
В судебном заседании представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации г. Шадринска по доверенности Шаврина Н.Ф. исковые требования поддержала. Пояснила, что Гилев С.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. У Администрации г. Шадринска отсутствует специализированный жилой фонд. Денежные средства, выделенные из областного бюджета на данные цели, недостаточны.
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Правительство Курганской области, Администрация г. Шадринска.
В обоснование жалобы Правительство Курганской области указывает, что с 01.01.2013 действующее законодательство предусматривает заявительный порядок включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Судом не принято во внимание то, что в статью 57 ЖК РФ внесены изменения, исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. В связи с чем полагает, что у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Указывает, что вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация г. Шадринска указывает, что пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривающий предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам вне очереди, с 01.01.2013 признан утратившим силу, то есть право на внеочередное предоставление жилых помещений исключено. Считает, что поскольку решение суда принято без указания на порядок предоставления жилого помещения (согласно очереди или согласно сформированному списку), то предоставление жилого помещения Гилеву С.Ю. будет осуществлено во внеочередном порядке. Полагает, что внеочередное предоставление жилого помещения по решению суда Гилеву С.Ю. будет являться нарушением действующего законодательства и прав других детей-сирот, включенных в список ранее Гилева С.Ю., у которых также возникли основания для получения жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрации г. Шадринска участвующий в деле прокурор указывает, что на основании постановления Администрации г. Шадринска Гилев С.Ю. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен, соответственно, право на получение жилья в установленном законом порядке Гилевым С.Ю. не реализовано. Отмечает, что новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. полагала апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Истец Гилев С.Ю., представители ответчиков и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. От Правительства Курганской области поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах и письменных возражениях относительно жалоб, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
С 01.01.2013 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Гилев С.Ю., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
Постановлением Администрации г. Шадринска от 24.09.2004 N 721-2 над несовершеннолетним Гилевым С.Ю. установлено опекунство, поскольку его мать - . умерла (актовая запись о смерти N от ), отец в записан со слов матери (актовая запись о рождении N от ). Опекуном назначена , жилое помещение за Гилевым С.Ю. не закреплено, поскольку его мать своего жилья не имела (л.д. 12).
Постановлением Администрации г. Шадринска N 1237-2 от 26.07.2010 Гилев С.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, основанием для принятия явилось наличие у Гилева С.Ю. статуса ребенка-сироты и отсутствие закрепленного жилого помещения (л.д. 32).
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма Гилев С.Ю. не имеет, зарегистрирован по на жилой площади своей бабушки (л.д. 37, 40).
Постановлением Администрации г. Шадринска от 08.02.2013 N 331 Гилев С.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории муниципального образования город Шадринск (л.д. 29-30).
03.06.2013 Гилев С.Ю. обратился в Администрацию г. Шадринска с заявлением о предоставлении жилого помещения в соответствии с установленной нормой площади (л.д. 95).
Нуждаемость Гилева С.Ю. в жилом помещении подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривалась.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Гилев С.Ю. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, и обоснованно удовлетворил требования прокурора, заявленные в его интересах.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда, принимая во внимание следующее.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Из дела следует, что минимальный размер площади жилых помещений по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, на территории города Шадринска установлен не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению перечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно возложил на Администрацию г. Шадринска обязанность по предоставлению Гилеву С.Ю. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту его жительства, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
С учетом вышеизложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Отклоняя довод жалобы Правительства Курганской области о том, что финансирование предоставления детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и данный вопрос не должен разрешаться судом, судебная коллегия исходит из того, что межбюджетные отношения в Курганской области не являются предметом рассмотрения по делу. Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше законодательными нормами в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обоснованно проверил соблюдение Правительством Курганской области социальных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц.
Отклоняя довод жалобы Администрации г. Шадринска о том, что внеочередное предоставление жилого помещения по решению суда Гилеву С.Ю. нарушает действующее законодательство и права других детей-сирот, включенных в список ранее Гилева С.Ю., судебная коллегия исходит из того, что ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Кроме того, Гилев С.Ю. состоял на учете нуждающихся в жилом помещении с 2010 как ребенок-сирота и имел право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако данное право им не было реализовано до 01.01.2013 по причинам, не зависящим от его воли.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 10.06.2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Администрации города Шадринска Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Н.П. Мочегаев
Судьи: Е.С. Голубь
Н.В. Шарыпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.