Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Шарыповой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 августа 2013 года гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 мая 2013 года, которым постановлено:
иск Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Правительство Курганской области привести скотомогильник, площадью кв.м, расположенный на территории Частоозерского сельсовета Частоозерского района в , с географическими координатами , в соответствие с требованиями п. 5.6 и п. 5.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утв. Минсельхозпродом РФ (ред. от ), а именно: огородить территорию скотомогильника глухим забором и построить над ямой навес.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Правительства Курганской области по доверенности представителя Управления Россельхознадзора по Курганской области по доверенности , мнение прокурора Курганской областной прокуратуры Кабаковой О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильник, расположенный на территории с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области, в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами, а именно: огородить глухим забором; над ямой построить навес; рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
В обоснование искового заявления указано, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области на территории Частоозерского района установлен скотомогильник, содержание которого не отвечает требованиям санитарного законодательства. Так, расположенный на территории Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области скотомогильник не отвечает требованиям п.п. 5.6, 5.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: по периметру скотомогильника отсутствует глухой забор, навес над биотермической ямой и помещение для вскрытия трупов животных.
Данный скотомогильник на балансе сельсовета не числится.
Скотомогильник, предназначенный для захоронения биологических отходов, не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, а его эксплуатация осуществляется с нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие граждан и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.
Истец указал, что поскольку осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, требования искового заявления предъявлены к Правительству Курганской области.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддерживал в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на привлечение ненадлежащего ответчика, поскольку земельный участок в собственности субъекта Российской Федерации не находится и для указанных целей не отводился. Ранее в отзыве на исковое заявление представитель ответчика ссылался на отсутствие в реестре государственного имущества Курганской области такого объекта, как скотомогильники, а также на отсутствие у субъекта Российской Федерации обязанности по принятию в свою собственность безхозяйного имущества.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) по доверенности в суде первой инстанции требования прокурора поддержал.
Представители привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления ветеринарии Курганской области по доверенностям , в судебном заседании с исковым заявлением не согласились, поддержали позицию ответчика, указывая, что акта приемки скотомогильника в эксплуатацию нет. По факту имеет место захоронение животных, которое представляет металлическую емкость, вместо биотермической ямы. Считали, что необходимости в строительстве помещения для вскрытия погибших животных на территории захоронения не имеется, так как эти помещения в холодную погоду использовать будет не возможно.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, Администрации Частоозерского сельсовета Курганской области, Администрации Частоозерского района Курганской области, Управления Роспотребнадзора по Курганской области о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Курганским городским судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что на территории Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области расположено место для захоронения животных, именуемое скотомогильником.
Указывает, что скотомогильник является объектом недвижимого имущества, который представляет собой сложное техническое сооружение, и для его строительства производится выбор и отвод земельного участка по представлению государственной ветеринарной службы, согласованный с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. При отсутствии доказательств отвода земельного участка и документов по созданию (акта приемки) статус спорного скотомогильника не подтвержден.
По мнению заявителя жалобы Правительство Курганской области собственником скотомогильников не является, не относится к субъектам, на которых распространяется действие "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", скотомогильники не находятся в ведении Курганской области, в связи с чем Правительство области не является надлежащим ответчиком по делу.
Также указывает в жалобе, что Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти области, регулирует правоотношения в указанной сфере путем принятия правовых актов и не осуществляет конкретных видов работ по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил.
В возражениях на апелляционную жалобу Курганский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Курганской областной прокуратуры Кабакова О.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности в суде второй инстанции просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, Администрации Частоозерского района, Администрации Частоозерского сельского совета, Управления ветеринарии по Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия с учетом мнения представителей сторон полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области проведена проверка в отношении Администрации Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области для выявления и предупреждения нарушений действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, ветеринарии.
Согласно акту проверки от скотомогильник площадью кв.м., расположенный на территории Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области в с географическими координатами , не соответствует п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации , а именно: отсутствуют по периметру скотомогильника глухой забор, навес над биотермической ямой, помещения для вскрытия трупов животных.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от N данный скотомогильник расположен на земельном участке, отнесенном к категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного назначения - для полигона хранения твердых бытовых отходов, площадью кв.м и принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Частоозерский район Курганской области.
По справке Администрации Частоозерского сельсовета от спорный скотомогильник на балансе данного сельсовета не числится.
На данный скотомогильник имеется ветеринарно-санитарная карточка .
Согласно акту обследования от места захоронения биологических отходов, расположенного вблизи с. Частоозерье Курганской области, составленному и.о. Главного государственного ветеринарного инспектора Петуховского района Управления ветеринарии Курганской области, следует, что биотермическая яма отсутствует, приемная часть представлена металлической емкостью, по всему периметру захоронения имеется ограждение. В заключении к акту указано, что место биологического захоронения (скотомогильник), имеющее ветеринарно-санитарную карточку , в связи с территориальным расположением (находящееся вблизи населенных пунктов с наибольшим количеством домашних животных) необходимо в дальнейшем для утилизации биологических отходов в качестве скотомогильника.
В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области сведения о зарегистрированных правах на скотомогильник в с. Частоозерское Курганской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
С учетом представленных доказательств суд пришел к обоснованному выводу о наличии на территории с. Частоозерье такого объекта, как скотомогильник.
Судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Согласно статье 1 Федерального закона от N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от , приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
С учетом вышеизложенного, Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком по заявленным Курганским межрайонным природоохранным прокурором требованиям.
Доводы ответчика о том, что указанный в иске скотомогильник находится в ведении Администрации сельсовета на территории Частозерского района Курганской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления не предусматривает.
При этом, ответчиком суду не были представлены доказательства, подтверждающие, что соответствующему муниципальному образованию, в границах территории которого находится спорный скотомогильник, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передавались полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по надлежащему оборудованию скотомогильников.
Утверждение ответчика о том, что скотомогильник в с. Частоозерье Курганской области находится в ведении Администрации Частоозерского сельсовета основан на предположении, поскольку вынужденное несение органом местного самоуправления расходов на его содержание не изменяет правого режима данного объекта и ответственность субъекта Российской Федерации по содержанию скотомогильника (биотермической ямы), установленного вышеприведенными нормами федерального законодательства.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, направлены на иное толкование норм материального права и оценку представленных суду доказательств.
Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 23 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи Н.В. Шарыпова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.