Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Шарыповой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 августа 2013 года гражданское дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Курганской области
по апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 6 июня 2013 года, которым постановлено:
требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Курганской области удовлетворить.
Признать действия Управления Федерального казначейства по Курганской области, выразившиеся в возвращении без исполнения постановления мирового судьи судебного участка N 12 Кетовского района Курганской области от 17.10.2012 г. N 5-788/12 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере рублей в отношении Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, незаконными.
Обязать Управление Федерального казначейства по Курганской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Курганской области путем принятия к исполнению постановления мирового судьи судебного участка N 12 Кетовского района Курганской области от 17.10.2012 N 5-788/12 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере рублей в отношении Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Курганской области по доверенности Шиховцевой О.С., представителя заявителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области по доверенности Пшеничниковой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (сокращенно - Управление Россельхознадзора по Курганской области) обратилось в Курганский городской суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - УФК по Курганской области), выразившихся в возвращении без исполнения постановления мирового судьи судебного участка N 12 Кетовского района Курганской области от 17.12.2012 N 5-788/12 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей в отношении Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области. Заявитель просил возложить на УФК по Курганской области обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Управления Россельхознадзора по Курганской области путем принятия к исполнению постановления.
В обоснование заявления указано, что постановлением о назначении административного наказания Администрация Колесниковского сельсовета привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере рублей.
Срок, установленный ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для добровольной уплаты административного штрафа, истек . Постановление не исполнено.
По истечении срока, установленного для добровольной уплаты штрафа, указанное постановление направлено на принудительное исполнение в Кетовский районный отдел судебных приставов УФССП России по Курганской области, откуда возвращено со ссылкой на ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.
постановление о назначении административного наказания от направлено в Управление Федерального казначейства по Курганской области для принудительного исполнения. Уведомлением от со ссылкой на ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ копия постановления с приложенными документами возвращена взыскателю без исполнения с указанием на отсутствие исполнительного документа, предусмотренного указанной статьей Бюджетного кодекса РФ.
Заявитель указал, что на него возложены полномочия администратора доходов федерального бюджета, доходов бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, в том числе по взысканию штрафов. Считал, что оспариваемые действия нарушают права и законные интересы государства в лице Управления Россельхознадрзора по Курганской области, создают препятствия по взысканию административного штрафа, нарушают принципы исполнимости решений государственных органов.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Управления Россельхознадзора по Курганской области по доверенности на заявленных требованиях настаивала.
Представители заинтересованных лиц Управления Федерального казначейства по Курганской области, Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Курганским городским судом постановлено указанное выше решение, против которого возражает Управление Федерального казначейства по Курганской области.
В апелляционной жалобе УФК по Курганской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Управления Россельхознадзора по Курганской области в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Колесниковского сельсовета подлежит исполнению в порядке, предусмотренном ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, поскольку у юридического лица открыты и ведутся лицевые счета в УФК по Курганской области. При этом судом не учтено, что пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ к исполнительным документам отнесены исполнительный лист и судебный приказ. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Считает, что суд первой инстанции неправильно истолковал ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета Российской Федерации, местного бюджета) по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1. Бюджетного кодекса РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Полагает, что принятие УФК по Курганской области постановления мирового судьи судебного участка N 12 Кетовского района Курганской области от 17.10.2012 к исполнению являлось бы неправомерным, ввиду отсутствия у взыскателя исполнительных документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Автор жалобы считает обоснованным отказ в принятии к исполнению постановления мирового судьи.
Заявитель жалобы обращает внимание, что суд первой инстанции не указал, в чем состоит незаконность действий УФК по Курганской области и какие нормы права были им нарушены
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Россельхознадзора по Курганской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица УФК по Курганской области по доверенности доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель заявителя Управления Россельзхознадзора по Курганской области по доверенности в суде второй инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причине неявки суд не уведомил. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия с учетом мнения представителей сторон полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением мирового судьи судебного участка N 12 Кетовского района Курганской области от 17.10.2012 N 5-788/12 Администрация Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере руб.
Данное постановление не обжаловано и вступило в законную силу .
Определением мирового судьи судебного участка N от в первый абзац резолютивной части данного постановления внесены исправления в части указания кода бюджетной классификации (КБК) получателя штрафа.
постановлением судебного пристава-исполнителя Кетовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области отказано в возбуждении исполнительного производства на основании постановления мирового судьи от 17.10.2012 со ссылкой на п.п. 8 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В постановлении судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса РФ отмечено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой служебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Управление Россельхознадзора по Курганской области направило данное постановление в Управление Федерального казначейства по Курганской области для принудительного исполнения. С постановлением направлено заявление с указанием данных должника и взыскателя.
Письмом от Управление Федерального казначейства по Курганской области возвратило в Управление Россельхознадзора по Курганской области постановление мирового судьи без исполнения в связи с тем, что постановление административного органа не входит в перечень исполнительных документов, установленных ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ (не является исполнительным листом, либо судебным приказом, выданным на основании судебного акта). Кроме того, указано о необходимости приобщения к исполнительному документу (за исключением судебного приказа) в соответствии с п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ надлежащим образом заверенной копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также заявления взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета, на который должны быть перечислены средства.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета, помимо иных бюджетных полномочий, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от на Управление Россельхознадзора по Курганской области возложены полномочия администратора доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе штрафов за нарушения против порядка управления (глава 19 КоАП РФ).
Удовлетворяя заявление, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у заявителя полномочий требовать исполнения постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, привлеченной к ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания Управления Россельхознадзора по Курганской области по выполнению работ об ограждении территории скотомогильника глухим забором со въездными воротами и изготовлению навеса над ямой скотомогильника.
Реквизиты банковского счета взыскателя указаны в постановлении мирового судьи от .
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве") в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании с бюджетной системы штрафов бюджетное законодательство не регулирует. Вместе с тем, взыскание с бюджетных учреждений административных штрафов только в судебном порядке законом не предусмотрено.
Анализ положений главы 23 КоАП РФ, относящих наложение административных взысканий к полномочиям судов и административных органов, а также п. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, который предусматривает бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве", относящей судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях к исполнительным документам, позволяет сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим судебная коллегия полагает, что в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в банке или в другом кредитном учреждении соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку у Администрации Колесниковского сельсовета открыты и ведутся лицевые счета в УФК по Курганской области, то возвращенное судебным приставом-исполнителем постановление правильно направлено для исполнения в Управление Федерального казначейства по Курганской области, через открытые счета в котором осуществляется финансирование данного учреждения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что УФК по Курганской области незаконно отказано в принятии к исполнению и возврате постановления мирового судьи о наложении штрафа.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Управления Россельхознадзора по Курганской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, а также основаны на неверном толковании закона.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 6 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи Н.В. Шарыпова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.