Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Богдановой О.Н., Фоминой А.И.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 августа 2013 г. гражданское дело по иску Шаламова к Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Администрации г. Шадринска о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным; возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации,
по апелляционной жалобе Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 7 мая 2013 г., которым постановлено:
Исковые требования Шаламова , заявленные к Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области удовлетворить.
Признать отказ Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в предоставлении единовременной денежной выплаты Шаламову на приобретение или строительство жилого помещения незаконным.
Обязать Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области предоставить Шаламову с учетом членов его семьи единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований к Администрации города Шадринска отказать
Взыскать с Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в пользу Шаламова расходы на оплату услуг представителя в сумме (восемь тысяч) рублей.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области Алешиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаламов В.П. обратился в суд с иском к Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Администрации г. Шадринска о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, признании права на предоставление такой выплаты.
В обоснование иска указывал, что он проходил службу в органах внутренних дел, был уволен по ограниченному состоянию здоровья приказом от На день увольнения его выслуга составила 21 год 2 месяца 11 дней, для выплаты единовременного пособия - более 12 лет. С года он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, получил отказ, который полагал неправомерным. Указывал, что он соответствует всем критериям, по которым граждане имеют право на получение указанной выплаты.
Впоследствии исковые требования уточнил, просил признать незаконным отказ Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложить на Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области и Администрацию г. Шадринска обязанность предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, с учетом членов его семьи.
В судебном заседании истец, его представитель Черных А.П. на удовлетворении иска настаивали по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на иск с заявленными исковыми требованиями не согласился, указал, что истец не относится к числу лиц, которые могли быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения или в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве на иск исковые требования не признал, указал, что Администрация г. Шадринска не наделена полномочиями по обеспечении военнослужащих жилыми помещениями.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился.
Представители третьих лиц Министерства регионального развития Российской Федерации, ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явились.
Шадринским районным судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении иска Шаламову В.П. отказать. Настаивает на том, что поскольку истец уволен со службы после 1 января 2005 г., он не относится к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в порядке п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за счёт средств федерального бюджета органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 15 данного Закона истец должен обеспечиваться жильем федеральными органами исполнительной власти, в которых он проходил службу. Указывает, что истец относится к категории граждан, перечисленных в подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Полагает, что, поскольку Шаламов В.П. уволен со службы после 1 января 2005 г., то ответственность по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья должна быть возложена на МВД России. Считает также завышенным размер судебных расходов, взысканных судом в пользу истца.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, считает ошибочной ссылку представителя ответчика на его увольнение после 1 января 2005 г.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица Правительства Курганской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства регионального развития Российской Федерации доводы жалобы поддержал, полагая, что истец может претендовать только на получение жилого помещения на условиях договора социального найма из муниципального жилищного фонда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области по доверенности Алешина С.А. доводы жалобы поддержала, указав, что не оспаривает увольнение Шаламова В.П. со службы из органов внутренних дел до 1 января 2005 г.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту Федеральный закон "О статусе военнослужащих") в редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2011 г., государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что Шаламов В.П. проходил службу в органах внутренних дел с и был уволен по п. "З" ст. 19 Закона РФ "О милиции" по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет по состоянию на день увольнения составила 23 года 02 месяца 12 дней, что подтверждается приказом начальника ОВД по г. Шадринску от (л.д. 68).
Продолжительность службы истца на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета по состоянию на день увольнения составляет 12 лет 6 месяцев 14 дней, что подтверждается справкой за подписью начальника ОВД по г. Шадринску от (л.д. 71).
Решением Исполнительного комитета Шадринского городского Совета народных депутатов Курганской области от Шаламов В.П. поставлен на учет в список граждан, нуждающихся в получении жилой площади, по списку "Прочие льготы" (л.д.26).
В соответствии с постановлением Администрации г. Шадринска от на основании Закона РСФСР "О милиции" утверждена очередь сотрудников Шадринского ГОВД, где в списке очередности на получение жилой площади истец Шаламов В.П. указан под N (л.д.92-93).
Согласно выписке из постановления Администрации г. Шадринска от истец восстановлен в очереди в списке "Сотрудники милиции и правоохранительных органов" (л.д.25).
За период прохождения службы в органах внутренних дел жилье Шаламову В.П. не предоставлялось, субсидии на строительство жилья не выделялись, на праве собственности или социального найма истец жилья не имеет, что подтверждается письменными материалами дела.
В настоящее время истец проживает в квартире, принадлежащей бывшей супруге, по адресу: на основании договора найма жилого помещения от , зарегистрирован по указанному адресу с (л.д.69, 87).
истец обратился в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (л.д.67).
Уведомлением от истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Основанием отказа является несоответствие Шаламова В.П. категориям граждан, указанным в ст. 1 Закона Курганской области от 5 октября 2011 г. N 58 "О реализации на территории Курганской области отдельных положений Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (л.д.9).
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на категории граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (п. 1 ст. 2).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан изменен порядок реализации социальных гарантий в жилищной сфере для определенной категории лиц, уволенных с военной службы и принятых до 1 января 2005 г. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - им предоставлена возможность выбора на альтернативной основе следующих форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Федеральным закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" также закреплен дополнительно круг лиц, которые имеют право на обеспечение жильем в том же порядке и на тех же условиях (ст. 2), и прекращена выдача государственных жилищных сертификатов гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с этим Федеральным законом (п. 1 ст. 4).
Разрешая спор, принимая во внимание положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в предоставлении истцу Шаламову В.П. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является незаконным.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абз. 1 п.2.1 ст.15, абз. 3 п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и ст.2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п.1 ст.3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан").
В соответствии с п.2. ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Отдельные отношения, возникающие при обеспечении жилыми помещениями граждан, указанных в абз. 1 п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в Курганской области регулирует Закон Курганской области от 5 октября 2011 г. N 58.
Как предусмотрено в подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона Курганской области от 5 октября 2011 г. N 58 настоящий Закон распространяется на категории граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающих с ними членов их семей.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Курганской области от 30 декабря 2011 г. N 654, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" определен Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области.
Таким образом, и федеральное законодательство и законодательство субъекта Российской Федерации - Курганской области - предполагают возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации уволенных с военной службы граждан при наличии следующих условий: 1) указанные граждане должны быть приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года; 2) должны быть уволены со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями; 3) общая продолжительность службы указанных граждан в календарном исчислении должна составлять не менее 10 лет.
Из материалов дела следует, что истец всем вышеперечисленным критериям соответствует, указанное обстоятельство не оспаривалось представителями ответчиков в ходе судебного разбирательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Шаламова В.П. и возложении на Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области обязанности предоставить истцу единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Доводы ответчика о несоответствии Шаламова В.П. требованиям п.2.1 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" и не распространении на последнего порядка предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета, предусмотренного Федеральным законом N 342-ФЗ ввиду увольнения истца после 1 января 2005 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку ни федеральное законодательство, ни законодательство Курганской области такого основания для предоставления единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета не содержат.
Кроме того, как следует из материалов дела, Шаламов В.П. уволен до 1 января 2005 г. и доводы апелляционной жалобы относительно срока увольнения истца опровергаются материалами дела.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, не может быть признана состоятельной, поскольку указанная норма регулирует порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Истец к указанной категории военнослужащих не относится, является лицом, уволенным с военной службы, обеспечение которого жилым помещением должно производиться в порядке, установленном п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Довод апелляционной жалобы об ошибочном применении судом первой инстанции п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и неправомерном возложении обязанности по обеспечению Шаламова В.П. жилым помещением на Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области также является несостоятельным и не может повлечь отмену или изменение решения суда по следующим основаниям.
Согласно подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (подп. "а" п. 5 Правил в редакции постановления Правительства РФ от 12 июля 2011 г. N 561), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в том числе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно подп. "а" п. 18 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 15 октября 2007 г. N 681) выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в " и "б" пункта 5 настоящих Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В деле имеются заявления Шаламова В.П., адресованные администрации муниципального образования и содержащие просьбу о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в форме получения государственного жилищного сертификата на 2009-2012 г.г., однако материалы дела не содержат сведений о получении Шаламовым В.П. социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-Ф3 гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), в связи с чем, обязанность по предоставлению истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области возложена правомерно.
Ссылку в апелляционной жалобе на взыскание судебных расходов в завышенной, по мнению представителя ответчика, сумме, судебная коллегия также считает необоснованной.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, которые включают в себя, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ст. 94 ГПК РФ).
Согласно ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителя (абз. 5 ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) на основании приведенных норм осуществляется, таким образом, только той стороне, требования которой удовлетворены судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что представитель истца - Черных А.П. на основании соглашения об оказании юридической помощи от принял на себя обязательство оказывать Шаламову В.П. юридические услуги по вопросу предоставления единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, в виде устных консультаций, сбора доказательств, анализа доказательств и составления документов, участия в суде. Стоимость услуг по договору составила руб. (п.2 договора).
Доказательством реально произведенных истцом расходов на оплату услуг представителя является квитанции о внесении истцом денежных средств в размере руб. в счет оплаты оказания юридических услуг по соглашению.
Из ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 19 (ч. 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. N 5-П, от 20 февраля 2006 г. N 1-П, от 5 февраля 2007 г. N 2-П и другие).
В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных Шаламовым В.П. требований по взысканию расходов на оплату услуг представителя, взыскав данные расходы в разумных пределах.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, нарушений процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене или изменению решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 7 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Софина И.М.
Судьи: Богданова О.Н.
Фомина А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.