Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Богдановой О.Н.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 августа 2013 года гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 мая 2013 года, которым постановлено:
Удовлетворить иск Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника площадью 600 кв.м., расположенного на территории в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 6.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: огородить глухим забором, произвести над биотермической ямой насыпь высокой кургана не менее 0,5 метра над поверхностью земли.
Заслушав доклад судьи Фоминой А.И., объяснения представителя ответчика Правительства Курганской области Ларионовой М.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Доможирова В.Л., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильник, расположенный на территории , в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области было установлено, что на , не состоящий на балансе сельсовета, предназначенный для захоронения биологических отходов, не отвечает требованиям п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, поскольку отсутствуют въездные ворота на территорию скотомогильника, навес над биотермической ямой и помещение для вскрытия трупов животных, что ставит под угрозу экологическое благополучие граждан и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Просил обязать Правительство Курганской области привести скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный , в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: в соответствие с п. 5.6 - огородить глухим забором; в соответствии с п. 5.8 - построить навес над ямой, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
В ходе рассмотрения дела Курганский межрайонный природоохранный прокурор Курганской области исковые требования изменил, указал, что в нарушении п. 6.7. Правил у скотомогильника отсутствует глухой забор, отсутствует насыпь над поверхностью земли в связи с чем просил обязать Правительство Курганской области привести скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: в соответствие с п. 5.6 - огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 - произвести насыпь высотой кургана на менее 0,5 м. над поверхностью земли.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал, дав пояснения согласно доводам, изложенным иске.
Представитель ответчика Правительства Курганской области Калинина О.Л. с иском не согласилась. Полагала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как скотомогильник в его ведении не находится. Ответственность за состояние скотомогильника должен нести орган местного самоуправления и руководители организаций, в ведении которых он находится.
Представители третьего лица Управления ветеринарии Ватагин С.М. и Масленникова Е.П. в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора возражали, пояснив, что данный скотомогильник является биотермической ямой, фактически не эксплуатируется в связи с небольшим количеством животных на территории сельсовета, однако другого места захоронения и утилизации трупов животных и биологических отходов на территории сельсовета не имеется.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (далее Управления Россельхознадзора по Курганской области) Доможиров В.Л. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, просил заявленные прокурором требования удовлетворить.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, о времени и месте судебного заседания извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Представители третьих лиц Администрации Петуховского района Курганской области, Администрации Жидковского сельсовета Петуховского района Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, представили письменные заявления, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником скотомогильника не является и не относится к субъектам, на которых распространяется действие Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Указывает, что поскольку скотомогильник является объектом недвижимого имущества, для его строительства должен был производиться выбор и отвод земельного участка по представлению государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора, однако доказательств тому прокурор не представил, в связи с чем, полагают, что статус скотомогильника не подтвержден. Также суду не представлено доказательств того, что размещение спорного объекта было произведено в соответствии с требованиями Земельного и Градостроительного законодательства и п. 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Указывает, что поскольку скотомогильник закрыт, суд пришел к необоснованному выводу о необходимости проведения конкретных работ, предусмотренных данными Правилами, полагает, что судом не установлено нарушение прав неопределенного круга лиц.
В возражениях на апелляционную жалобу Курганский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства области без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Кабакова О.В., представитель Управления Россельхознадзора по Курганской области Доможиров В.Л., против доводов апелляционной жалобы возражали, полагали решение суда законным и обоснованным.
Представители Управления ветеринарии Курганской области, Администрации Петуховского района Курганской области, Администрации Жидковского сельсовета Петуховского района Курганской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежаще, сведений об уважительности причин неявки не представили.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Россельхознадзора по Курганской области проведена проверка соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов В ходе которой был выявлен скотомогильник, не состоящий на балансе сельсовета, предназначенный для захоронения биологических отходов, не отвечающий требованиям Правил.
Так согласно акту проверки от скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный не соответствует п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации , а именно: отсутствует глухой забор и въездные ворота на территорию скотомогильника, биотермическая яма - бывший септик свинокомплекса 3х3 метра глубиной 10 метров, стены облицованы бетоном, перекрытия из бетонных плит, оборудовано люком размер 50х70 см., запираемой крышкой сверху бетонного перекрытия, обвалован грунтом. Над ямой не установлен навес размером 3х6 м, высотой 2.5 м, нет помещения для хранения инвентаря, дезсредств и вскрытия трупов животных.
В исковых требованиях природоохранный прокурор ссылается на нарушение п. 5.6, 6.7. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, поскольку у скотомогильника отсутствует глухой забор и насыпь высотой кургана на менее 0,5 м. над поверхностью земли.
Согласно п. 5.6. Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12. 1995 N 13-7-2/469), территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
Пункт 6.7 данных Правил гласит, что осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.
Согласно акта обследования от скотомогильник, расположенный вблизи не использовался для захоронения животных павших от сибирской язвы и болезней, вызываемых спорообразующими микроорганизмами и иными заразными, в том числе особо опасными болезнями животных, перечисленных в перечне заразных, вокруг скотомогильника имеется ограждение из жердей, траншея по всему периметру скотомогильника имеется, однако в обвалившимся состоянии, биотермическая яма отсутствует, приемная часть представлена земляной ямой, удобные подъездные пути к месту утилизации биологических отходов отсутствуют, особо опасные (карантинные) заболевания животных на прилегающей территории к месту биологического захоронения на прилегающей территории к месту биологического захоронения не зарегистрированы. Место биологического захоронения (скотомогильник), имеющее ветеринарно-санитарную карточку , расположенное вблизи населенного пункта , использовалось ранее для утилизации биологических отходов: учитывая благополучную эпизоотическую ситуацию на прилегающей территории в прошлые годы, невостребованность (в связи с небольшим количеством поголовья и отсутствие падежа животных в частном секторе) в настоящее время, тенденцию к дальнейшему снижению поголовья домашних животных и улучшающуюся эпизоотическую ситуацию, в использовании данного скотомогильника необходимости нет.
Из представленного в материалы дела акта от о закрытии места утилизации биологических отходов (скотомогильника), расположенного на территории Администрации Жидковского сельсовета Петуховского района следует, что дальнейшая утилизация биологических отходов в будет производиться путем сжигания, в соответствии с требованиями п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что скотомогильник, расположенный в близи не отвечает требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в связи с чем возложил на Правительство Курганской области обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с указанными требованиям.
Согласно представленным в Администрации Жидковского сельсовета Петуховского района справкам , от , указанный скотомогильник на балансе сельсовета не состоит, за период с 2009 года по бюджетные средства сельсовета на содержание скотомогильника не выделялись.
Согласно справке Админстрации Жидковского сельсовета Петуховского района от скотомогильник был организован на базе бывшего колхоза им.Суворова, ныне не действующего.
В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области сведения о зарегистрированных правах на скотомогильник в в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на Правительство Курганской области верным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.с. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
С учетом изложенного, Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком по заявленным Курганским межрайонным природоохранным прокурором требованиям.
Доводы ответчика о том, что указанный скотомогильник находится в ведении администрации Жидковского сельсовета Петуховского района Курганской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривается нахождение скотомогильников в собственности муниципальных образований и возложение на них обязанности по их содержанию не предусматривает.
При этом, ответчиком суду не были представлены доказательства, подтверждающие, что соответствующему муниципальному образованию, в границах территории которого находится спорный скотомогильник, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передавались полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по надлежащему оборудованию скотомогильника.
Согласно п. 5.1 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Как следует из материалов дела, с данным представлением организация государственной ветеринарной службы в Администрацию Жидковского сельсовета не обращалась.
Согласно материалов дела место захоронения биологических отходов в было возведено бывшим колхозом без соответствующих разрешений, на балансе в организации или местной администрации не числится, что подтверждается ветеринарно - санитарной карточкой на данный скотомогильник и выпиской из ЕГРП об отсутствии зарегистрированных прав на данный скотомогильник.
Ссылка на то, что скотомогильник закрыт на основании акта от не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку факт закрытия скотомогильника, который на момент закрытия не соответствовал требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не снимает с Правительства Курганской области обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с указанными требованиями.
Утверждение ответчика о том, что скотомогильник находится в ведении Администрации Жидковского сельсовета Петуховского района основан на предположении, поскольку наличие места захоронения биологических отходов на территории Жидковского сельсовета, которое осталось от бывшего производства, не предполагает непосредственное обращение в муниципальную собственность скотомогильников и биотермических ям, не принадлежащих организациям и не изменяет правого режима данного объекта, а также не освобождает от ответственности субъект Российской Федерации по содержанию скотомогильника, установленного вышеприведенными нормами федерального законодательства.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, направлены на иное толкование норм материального права и оценку представленных суду доказательств.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определён круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная оценка представленных сторонами доказательств. Выводы суда подробно мотивированы в судебном решении, судебная коллегия находит их правильными, соответствующими материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 28 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.