Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.
судей Шарыповой Н.В., Ушаковой И.Г.
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 августа 2013 года гражданское дело по иску к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о возложении обязанности по зачету периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении пенсии,
по апелляционной жалобе на решение Курганского городского суда Курганской области от 04 июня 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Кустовой Т.В. удовлетворить в части.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы воспитателем 1 хирургического отделения ГБУ "Курганская областная больница имени Красного Креста" с по .
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области в пользу в возврат государственной пошлины рублей.
В остальной части исковых требований Кустовой Т.В. отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., объяснения истца Кустовой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кустова Т.В. обратилась в Курганский городской суд Курганской области с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Кургане Курганской области) о зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы с по , с по , с по , с по , назначении досрочной трудовой пенсии по старости с , взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указывала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании п.п. 19 п. 1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Решением ГУ УПФР в г. Кургане Курганской области от часть трудового стажа 1 год 08 месяцев 20 дней была включена в стаж для назначения пенсии. В назначении досрочной трудовой пенсии было отказано. Выразила несогласие с решением ответчика в части отказа во включении в стаж периодов работы с по секретарем комсомольской организации, с по , с по , с по воспитателем первого хирургического отделения государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская больница имени Красного Креста" (далее - ГБУ "Курганская областная детская больница имени Красного Креста", и в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ссылаясь на Постановление СМ СССР от 17.12.1959 N 1397, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П.
В судебном заседании истец Кустова Т.В. на исковых требованиях настаивала, дополнительно поясняла, что работает в больнице с года, поскольку дети находились в отделении без матерей, она осуществляла педагогическую деятельность, а именно ухаживала за ними, выводила на прогулки, отвечала за них, занималась организацией досуга детей, поздравляла их с днем рождения, проводила музыкальные мероприятия, оформляла стенды, проводила политинформации, расширяя кругозор детей, помогала детям в учебном процессе, полагала, что учреждение, в котором она работает, тождественно дому ребенка и санаторию.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Кургане Курганской области , действующая на основании доверенности, иск не признала, полагала, что решение УПФ РФ в г. Кургане об отказе истцу в назначении досрочной пенсии вынесено законно и обоснованно, просила в удовлетворении иска отказать, указывая, что ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991 N 463 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим воспитателями в больницах. Воспитатели таких учреждений как больницы в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. Наименование учреждения "больница" является учреждением здравоохранения, которое не предусмотрено п. 1.14 Списка должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781; в Списке должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999, в числе учреждений здравоохранения предусмотрены лишь дома ребенка, а Список профессий и должностей, утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 N 463, вообще не предусматривает право педагогов на досрочное пенсионное обеспечение при работе в учреждениях здравоохранения.
Представитель третьего лица ГБУ "Курганская областная детская больница имени Красного Креста" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве иск Кустовой Т.В. поддержал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кустова Т.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указала, что ранее действующее Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" предусматривало зачет работы в должности педагога-воспитателя (воспитателя) в больницах в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочное назначение трудовой пенсии законодательство изменилось, ставит этих граждан в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, поэтому, считала, ее законно возникшее право нарушаться не должно. Указала, что действительно, ни в одном из Списков (1999, 2002) не предусматривалась педагогическая работа в должности "воспитателя" в больницах, однако, в период работы истца с по действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", где в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в п. 3 указано, что должность педагога-воспитателя в больницах засчитывается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Просила решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Кургане Курганской области просило в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения, как постановленное в соответствии с законом.
В суде апелляционной инстанции истец Кустова Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Кургане Курганской области, представитель третьего лица ГБУ "Курганская областная детская больница имени Красного Креста" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом мнения истца судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся ранее действовавшим пенсионным законодательством) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности); при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях, организациях или их структурных подразделениях.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Кустова Т.В. обратилась в ГУ - УПФР в г.Кургане Курганской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением ГУ - УПФР в г.Кургане Курганской области от истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа (1 год 8 месяцев 20 дней), в который не были включены периоды: секретарем комсомольской организации с по , так как указанная должность и учреждение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002 N 781, с по , с по , с по воспитателем в хирургическом отделении в ГБУ "Курганская областная детская больница имени Красного Креста", так как наименование учреждения и структурного подразделения не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002 N 781.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации 29.10.2002 издано Постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, может применяться законодательство, действовавшее на момент вступления ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ в законную силу, то есть для педагогов может применяться за периоды работы до 01.11.1999 Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 N 463, за периоды с 01.11.1999 по 11.11.2002 - Постановление Правительства N 1067.
По мнению судебной коллегии, выводы суда о частичном удовлетворении требований истца и о включении в специальный стаж периода работы только в должности воспитателя первого хирургического отделения ГБУ "Курганская областная больница имени Красного Креста" с по является правомерным.
Материалами дела подтверждено, что в период с по истец Кустова Т.В. работала освобожденным секретарем первичной комсомольской организации СПТУ-2, с по настоящее время воспитателем первого хирургического отделения ГБУ "Курганская областная больница имени Красного Креста" (т.1, л.д. 13015).
Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и допускает возможность применения нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.
Постановлением Совета Министров СССР N1397 от 17.12.1959 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" был утвержден перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, указанное Постановление N 1397 действовало до 01.10.1993 (до издания Постановления Правительства РФ N 953 от 22.09.1993), то есть в течение спорного периода с 10.02.1988 по 30.09.1993.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1957 N 1397, было предусмотрено право включения в выслугу лет для назначения пенсии периода работы педагогам-воспитателям в лечебных учреждениях, указанных в подразделе 3 раздела 1 перечня (детские клиники, поликлиники, больницы, санатории и диспансеры, ясли и дома ребенка, детские отделения в больницах и санаториях, диспансерах и колониях).
Как правильно установлено судом первой инстанции, должности воспитателя и педагога-воспитателя тождественны, что следует из унификации наименования должностей служащих, установленной Постановлением Госкомтруда СССР от 09.09.1967 N 443 "Об утверждении Единой номенклатуры должностей служащих".
В последующих Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, Постановлением Правительства от 22.09.1999 N 1067, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г N 781 в разделе "наименование учреждений" не предусмотрены лечебные учреждения, к которым относится ГБУ "Курганская областная детская больница имени Красного Креста".
Поскольку Постановление Совета Министров СССР N1397 от 17.12.1959 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" действовало до 01.10.1993, судом обоснованно удовлетворены требования истца до указанной даты.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2003 N 781, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Доказательств установления тождества организаций "больница" и "дома ребенка" (детского санатория) в установленном законом порядке, материалы дела не содержат, в связи с чем, доводы истца о тождественности ее работы в первом хирургическом отделении ГБУ "Курганская областная детская больница имени Красного Креста" работе в доме ребенка, детском санатории, несостоятельны.
Оценивая изложенное, судебная коллегия находит верным вывод суда об отказе в удовлетворении требований Кустовой Т.В. в части зачета в соответствующий стаж периода работы воспитателем первого хирургического отделения ГБУ "Курганская областная больница имени Красного Креста" с по , с по , с по .
Обоснованным является отказ в удовлетворении иска в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы истца с по освобожденным секретарем комсомольской организации СПТУ-2.
Период работы истца в качестве секретаря комсомольской организации СПТУ - 2 в РК ВЛКСМ относился к тому периоду, когда действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.
Указанным постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с п. 1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
В соответствии с п. 4 Положения время работы, указанной в п. 1,2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Период работы истца в качестве секретаря комсомольской организации относился к периодам деятельности до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, поэтому указанный период работы подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения на это права.
Спорный период работы составил 08 месяцев 16 дней. Для выполнения условия, предусмотренного п. 4 Положения, истцу необходим специальный стаж работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не менее 16 лет 08 месяцев. Ответчиком включен в специальный стаж истца период работы продолжительностью 1 год 08 месяцев 20 дней, с учетом периода работы истца в должности воспитателя с по , специальный стаж составляет 7 лет 4 месяца 11 дней (т. 1 л.д. 28), то есть менее 16 лет 08 месяцев, таким образом, приведенное выше условие на день зачета указанного периода в специальный стаж не выполняется.
Поскольку с учетом включенных судом периодов у истца отсутствует требуемый специальный стаж 25 лет необходимой продолжительности на дату обращения за назначением пенсии , следовательно, основания для удовлетворения иска о назначении пенсии отсутствовали, требования в данной части обоснованно оставлены без удовлетворения.
При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 04 июня 2013 года по иску к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о возложении обязанности по зачету периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении пенсии оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В.Литвинова
Судьи: Н.В.Шарыпова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.