Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Шарыповой Н.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 29 августа 2013 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска о признании бездействия в части неисполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным, возложении обязанности по организации стационарного электрического освещения на пешеходных переходах
по апелляционной жалобе Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска на решение Шадринского районного суда Курганской области от 17 июня 2013 года, которым постановлено:
иск Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска в части неисполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, и обязать Комитет по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска организовать стационарное электрическое освещение на пешеходных переходах, расположенных в районе домов N по .
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска по доверенности Сельцовой Т.В. настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска (далее - Комитет) о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в полном объеме; возложении обязанности организовать стационарное электрическое освещение на пешеходных переходах, расположенных в районе домов по .
В обоснование требований указано, что Шадринской межрайонной прокуратурой с привлечением государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по г. Шадринску проведена проверка по вопросу исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой в деятельности Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска установлены нарушения законодательства в обозначенной сфере.
Проверкой установлено, что в районе домов по на пешеходных переходах стационарное электрическое освещение отсутствует.
В силу п. Положения о Комитете по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска, утвержденного решением Шадринской городской Думы Курганской области от , организация освещения улиц относится к основным задачам деятельности ответчика.
Отсутствие освещения на указанных пешеходных переходах может явиться одной из причин дорожно-транспортных происшествий и получения травм гражданами, передвигающимися по указанным участкам автодороги в темное время суток. Организация освещения указанных участков автомобильных дорог и улицы направлена на обеспечение безопасности дорожного движения и защиту конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья.
В судебном заседании представитель Шадринской межрайонной прокуратуры на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Комитета по строительству и архитектуре в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. В отзыве на исковое заявление указывал, что Комитет осуществляет свою деятельность в пределах утвержденных средств в бюджете города на его содержание. Средств на строительство линии уличного освещения по указанным выше улицам городским бюджетом на 2013 год не предусмотрено. Представление об устранении выявленных нарушений направлено в Комиссию по безопасности дорожного движения города Шадринска. Полагал, что требования прокурора не основаны на законодательстве.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель третьего лица ОМВД России по г. Шадринску не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласился ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования г. Шадринск, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на них, относится к вопросам местного значения согласно подп. 5 ч. 1 ст. 13 Устава муниципального образования г. Шадринск.
Согласно п. 5.6. Положения о Комитете его финансово-хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденной руководителем комитета бюджетной сметой, в пределах утвержденных средств в бюджете города на содержание комитета.
Расходование средств из городского бюджета осуществляется в пределах средств, утвержденных решением Шадринской городской Думы о бюджете города Шадринска на очередной финансовый год.
В адрес ОГИБДД ОМВД России по г. Шадринску на представление был направлен ответ от о том, что в настоящее время оно не может быть выполнено, так как средства на строительство линии уличного освещения по тракту городским бюджетом на год не предусмотрены. Представление также направлено в адрес комиссии по безопасности дорожного движения Администрации г. Шадринска.
Полагает, что при таких обстоятельствах Комитет не может нести ответственность в связи с отсутствием денежных средств в городском бюджете. Ответчик предпринимал все меры со своей стороны для решения данного вопроса. Противоправного бездействия со стороны ответчика нет, Комитет не является надлежащим ответчиком по делу.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда, что ответчик не исполняет требования ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования". Считает, что данный национальный стандарт не носит обязательного характера для исполнения, а применяется на добровольной основе.
Со ссылкой на Федеральный закон "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27.12.2002 указывает, что разделены понятия "технический регламент" и "стандарт", в связи с чем все стандарты должны утратить обязательный характер и применяться добровольно.
Считает, что ГОСТ Р 52766-2007 не является нормативным правовым актом сам по себе и не установлен нормативным правовым актом Российской Федерации - соответственно привлечение к ответственности за неисполнение национального стандарта, не обязательного для применения, является незаконным и не обоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонный Шадринский прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по г. Шадринску в суд апелляционной инстанции не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, что подтверждено материалами дела. Сведений об уважительных причинах неявки судебной коллегии не представлено. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, с учетом мнения представителя ответчика, прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия областного суда находит решение подлежащим отмене в связи неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что согласно актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от в ходе проверки по содержанию автомобильных в , проведенной государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по городу Шадринску , выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно: в районе остановок на , в районе домов N на тракт, на пешеходных переходах отсутствует наружное уличное освещение проезжей части в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
главе г. Шадринска - главе Администрации г. Шадринска Кокорину А.Г. было направлено представление N 22/2584 главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Шадринску с предложением принять меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области безопасности дорожного движения.
В ответе от на представление Комитет по строительству и архитектуре сообщил, что представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, Комитетом в настоящее время не может быть выполнено, так как средств на строительство линии уличного освещения на указанных улицах городским бюджетом не предусмотрено. Представление направлено на комиссию по Безопасности дорожного движения в Администрации г. Шадринска.
Со ссылкой на положения Федерального закона от N 184-ФЗ "О техническом регулировании" судом сделан правильный вывод об отклонении довода ответчика о том, что ГОСТ Р 52766 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", на нарушение которого указано в акте проверки, не является обязательным для исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Обеспечение безопасности дорожного движения отвечает целям защиты жизни и здоровья граждан, технические регламенты, определяющие правила установки освещения проезжей части, до настоящего времени не приняты. В связи с этим применение указанного в акте проверки ГОСТа Р 52766 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" при проведении работ по уличному освещению обязательно.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования г. Шадринск от , проезд по - проезжая часть, проезд по тракт - проезжая часть являются объектами муниципальной собственности.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации в силу статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу, что уполномоченным органом, организующим освещение улиц и дорожную деятельность на территории муниципального образования - город Шадринск, является Комитет по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска. По Положению о Комитете по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска, утвержденному решением Шадринской городской Думы от , Комитет является органом Администрации города Шадринска, созданным в целях решения вопросов местного значения.
Пунктом 2.2.9 названного Положения к основным задачам Комитета отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования г. Шадринск, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, принятие решения о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального образования - город Шадринск в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В задачи Комитета в силу п. Положения входит организация освещения улиц и установки указателей с названием улиц и номерами домов.
Вместе с тем, признавая незаконным бездействие Комитета в части неисполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения и возлагая на него обязанность по организации стационарного освещения пешеходных переходов, расположенных на двух улицах города Шадринска, судом не учтены следующие обстоятельства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Организация освещения улиц, а также организация в границах муниципального района электроснабжения населения в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения.
К вопросам местного значения поселения в силу п. 3, 5, 7 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Пунктом 25 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц, отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные положения закреплены в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от N 257-ФЗ "Об автомобильных дрогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, то есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. (п. 6 ст. 3 указанного Закона).
В соответствии с п. 2 ст. 15 Устава города Шадринска финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств бюджета города Шадринска.
Согласно п. 5.6. Положения о Комитете по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска финансово-хозяйственная деятельность комитета осуществляется в соответствии с утвержденной руководителем комитета бюджетной сметой, в пределах утвержденных в бюджете города на содержание комитета.
В деле не представлено доказательств того, что Комитет получает из бюджета города Шадринска средства на цели освещения дороги в пределах населенного пункта, является главным распорядителем бюджетных средств на указанные цели.
Возлагая на ответчика обязанность организовать стационарное освещение на пешеходных переходах двух улиц в г. Шадринске, судом первой инстанции не учтено, что истцом не представлено доказательств о возложении на Комитет финансирования указанных действий.
Согласно ч. 1 ст. 80 Устава города расходы бюджета города Шадринска осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Расходными обязательствами признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права судебная коллегия полагает, что Шадринским межрайонным прокурором не представлено доказательств совершения Комитетом по архитектуре и строительству Администрации г. Шадринска виновного бездействия при наличии надлежащего финансирования возложенных на него обязанностей. В связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика являются состоятельными.
Решение суда подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 17 июня 2013 года по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска о признании бездействия в части неисполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным, возложении обязанности по организации стационарного электрического освещения на пешеходных переходах отменить.
Отказать в удовлетворении искового заявления Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным, и возложении обязанности по организации стационарного электрического освещения на пешеходных переходах.
Судья-председательствующий Н.П. Мочегаев
Судьи Н.В. Шарыпова
Н.В. Аврамова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.