Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Литвиновой И.В., Пшеничникова Д.В.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 сентября 2013 г. дело по заявлению Жимбаевой К. о признании незаконным решения избирательной комиссии Звериноголовского района от 6 августа 2013 г. об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Звериноголовского района и возложении обязанности на избирательную комиссию Звериноголовского района по регистрации кандидатом на должность Главы Звериноголовского района,
по апелляционной жалобе Жимбаевой К. на решение Звериноголовского районного суда Курганской области от 16 августа 2013 г., которым постановлено:
Жимбаевой Камиле в удовлетворении заявления о признании незаконным решения избирательной комиссии Звериноголовского района от 6 августа 2013 г. об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Звериноголовского района и возложении обязанности на избирательную комиссию Звериноголовского района по регистрации кандидатом на должность Главы Звериноголовского района - отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Катаева М.Ю., объяснения представителя избирательной комиссии Звериноголовского района Генераловой С.В., мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жимбаева К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии Звериноголовского района от 6 августа 2013 г. об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Звериноголовского района. В обоснование заявления указала, что решением избирательной комиссии Звериноголовского района от 06.08.2013 ей отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Звериноголовского района в связи с тем, что подписи избирателей в поддержку ее выдвижения признаны недействительными ввиду того, что сведения об избирателях внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Полагала, что данное решение является незаконным и необоснованным. Указала, что сбор подписей среди жителей района в поддержку ее выдвижения кандидатом на должность Главы Звериноголовского района она осуществляла лично. С ней при сборе подписей также присутствовали учитель и секретарь директора школы Внесение данных об избирателях в подписной лист было затруднено тем, что ширина строки не позволяла писать сведения об избирателях обычным подчерком. Поскольку у нее крупный подчерк, то избиратели просили и внести за них в подписной лист сведения о них. Считает, что поскольку в избирательном законодательстве отсутствует запрет о внесении по просьбе избирателя сведений о нем в подписной лист иным присутствующим при сборе лицом, то внесение от имени избирателей по их просьбе сведений об избирателях в подписные листы при сборе ею подписей в ее поддержку присутствующими при этом лицами не является нарушением закона, следовательно, и не является основанием для отказа в регистрации кандидатом на должность Главы Звериноголовского района. Кроме того, указала, что при проведении проверки избирательной комиссией не были соблюдены требования п. 6 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в части извещения кандидата о проведении проверки подписей избирателей и праве присутствия при проведении проверки. Ее о проведении проверки комиссия не извещала, о праве присутствовать при проведении проверки она не уведомлялась, что, по ее мнению, повлекло нарушение ее избирательного права.
В судебном заседании Жимбаева К. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Звериноголовского района - Генералова С.В. с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что во всех подписных листах кандидата Жимбаевой К., сборщиком подписей являлась она сама. Согласно заключению эксперта, рукописные записи, расположенные в столбцах "Nп/п", "Фамилия, имя, отчество", "год рождения", "адрес места жительства", "серия и номер паспорта или документа заменяющего паспорт гражданина" подписных листов 1, 2, 3 кандидата на должность Главы Звериноголовского района Жимбаевой К. выполнены тремя разными лицами исполнителем N1, N2, N3, соответственно подписным листам. Рукописные записи, расположенные в графе "Подписной лист удостоверяю" в подписных листах N1, N2, N3 кандидата на должность Главы Звериноголовского района Жимбаевой К. выполнены одним лицом, то есть Жимбаевой К. в соответствии с п.п. 5, 9 ст. 17 Закона Курганской области "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области", право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину РФ, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Жимбаева К. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование вновь ссылается на доводы, изложенные в заявлении и судебном заседании. Кроме того, указывает, что несоблюдение избирательной комиссией п. 6 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" процедуры проверки подписных листов в поддержку выдвижения ее кандидатом на должность Главы Звериноголоского района влечет недействительность результатов данной проверки. Полагала, что судом при рассмотрении ее заявления был нарушен принцип равенства всех перед законом и судом, поскольку судом ее формальное не соблюдение требований избирательного законодательства признано нарушением закона, а не соблюдение избирательной комиссии процедуры проверки судом признано как несущественное. Полагала, что такая позиция суда нарушает ее конституционное право на судебную защиту.
В суде апелляционной инстанции представитель избирательной комиссии Звериноголовского района Генералова С.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Прокурор Федоровская Н.М. полагала, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N67/ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 7 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2013 N67/ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 07.05.2013), ст. 17 Закона Курганской области от 31.03.2003 N288 (в редакции от 28.06.2013) "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области" право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.
Пунктами 3, 4, 7 ст. 18 Закона Курганской области от 31.03.2003 N288 (в редакции от 28.06.2013) "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области" установлен порядок регистрации кандидатов, списков кандидатов в соответствии с которыми при приеме подписных листов соответствующая избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
Избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений об избирателях, о соблюдении порядка сбора подписей.
К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Избирательная комиссия проверяет оформление подписных листов и достоверность подписей избирателей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется соответствующей избирательной комиссией.
Недействительными признаются, в том числе подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей (п. 8 ст. 18 Закона Курганской области от 31.03.2003 N288).
Материалами дела установлено, что 06.08.2013 решением избирательной комиссии Звериноголовского района Жимбаевой К. отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы Звериноголовского района в связи с тем, что из представленных 45 подписей в поддержку кандидата, все 45 подписей (или 100%) были признаны недействительными, ввиду того, что сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в подписной лист, - на основании заключения эксперта ЭКЦ УМВД России по Курганской области от 01.08.2013.
Жимбаева К., оспаривая указанное решение избирательной комиссии, ссылалась на то обстоятельство, что сведения об избирателях были внесены по просьбе самих избирателей в ее присутствии и Заполнять лично подписные листы она не могла, поскольку у нее крупный подчерк, а ширина строки для внесения сведений в подписных листах не позволяла ей заполнить самой. Кроме того, полагала, что в действующем законодательстве отсутствует запрет о внесении по просьбе избирателя сведений о нем в подписной лист иным присутствующим при сборе подписей лицом.
Суд, проанализировав положения п.п. 1, 12, 13 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 8 ст. 17 Закона Курганской области от 31.03.2003 N288 "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области", пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Жимбаевой К.
Судебная коллегия указанный вывод суда первой инстанции считает правильным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 8 ст. 17 Закона Курганской области от 31.03.2003 N288 "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области" избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, и кандидата, что закреплено в п.п. 12, 13 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, ст. 17 Закона Курганской области от 31.03.2003 N288.
Таким образом, круг лиц, которые могут заполнять подписные листы, четко определен на законодательном уровне ими являются как сам избиратель, так и лицо, осуществляющее сбор подписей в поддержку кандидата.
Согласно п.п 5, 9 ст. 17 Закона Курганской области от 31.03.2003 N288 право сбора подписей избирателей принадлежи гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено и заявителем не оспаривалось, что сбор подписей осуществлялся самим заявителем Жимбаевой К., договоры о сборе подписей в поддержку кандидата на должность Главы Звериноголовского района Жимбаевой К., между заявителем и , не заключались.
Из справки заключения эксперта ЭКЦ УМВД России по Курганской области N3/1002 от 01.08.2013 следует, что в подписных листах рукописные записи в столбцах "Nп/п", "Фамилия, имя, отчество", "год рождения", "адрес места жительства", "серия и номер паспорта или документа заменяющего паспорт гражданина" подписных листов 1, 2, 3 кандидата на должность Главы Звериноголовского района Жимбаевой К. выполнены тремя разными лицами исполнителем N1, N2, N3, соответственно, подписным листам. Рукописные записи, расположенные в графе "Подписной лист удостоверяю" в подписных листах N1, N2, N3 кандидата на должность Главы Звериноголовского района Жимбаевой К. выполнены другим лицом, то есть Жимбаевой К.
На основании изложенного принятое решение избирательной комиссией Звериноголовского района об отказе Жимбаевой К. в регистрации кандидатом на должность главы Звериноголовского района является законным и обоснованным, в связи с чем заявление Жимбаевой К. удовлетворению не подлежит.
Доводы жалобы о том, что при проведении процедуры проверки избирательной комиссией подписных листов не был соблюден п. 6 ст. 38 ФЗ ""Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", что, по ее мнению, влечет недействительность результатов данной проверки, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку присутствие кандидата при проведении почерковедческой экспертизы законодательством не предусмотрено, кроме того, выводы эксперта подтверждаются показаниями самой Жимбаевой К.
Нарушение принципа равенства всех перед законом и судом при рассмотрении ее заявления судом, судебная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы. В связи с чем эти доводы признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, не являющимися основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звериноголовского районного суда Курганской области от 16 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Жимбаевой Камилы - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.