Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Литвиновой И.В., Пшеничникова Д.В.
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 сентября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Наместникова И.Н. к Управлению Росздравнадзора по Курганской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области о признании действий незаконными
по апелляционной жалобе Наместникова И.Н.
на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 марта 2013 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований Наместникова к Управлению Росздравнадзора по Курганской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области о признании действий незаконными.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., объяснения представителя истца Туринцевой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Есмагамбетовой А.И., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Наместников И.Н. обратился в суд с иском к Управлению Росздравнадзора по Курганской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области о признании действий незаконными. В обоснование заявленных исковых требований указывал, что с 05.07.2011 по 28.09.2011 находился в Областной туберкулезной больнице г. Кургана (ОТБ при УФК ЛИ-3) в отделении хирургии, был осмотрен нейрохирургом. По результатам осмотра для поддержанию здоровья истца и предотвращения дальнейшего развития имеющегося у него заболевания позвоночника назначено лечение и рекомендации в виде освобождения от массовых мероприятий, что фактически является постельным режимом. Назначенный курс лечения должен был получать в МСЧ ИК-2, где с 28.09.2012 надлежащей медицинской помощи ему не оказывалось. 27.01.2012 и 30.01.2012 сотрудником МСЧ ИК-2 фельдшером Шадриной Т.И. было отказано в приеме, справки об освобождении от массовых мероприятий ею не выдавались, что свидетельствует о не исполнении должным образом сотрудником МСЧ ИК-2 должностных обязанностей. Несмотря на неоднократные обращения в МСЧ ИК-2 рекомендованное лечение на момент подачи иска не проведено. После водворения в ШИЗО у истца обострились имеющиеся заболевания, по выходу требовал оказания квалифицированной медицинской помощи, в том числе этапировать в ЛИУ-3, в чем ему было отказано. Полагал, что указанными действиями причинен вред его здоровью, причинены физические и нравственные страдания, а также нарушены его права и законные интересы. По факту противозаконных действий сотрудника МСЧ ИК-2 фельдшера Шадриной Т.И. истец обращался к прокурору по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях по Курганской области, его обращение прокурором было направлено в Управление Росздравнадзора по Курганской области без извещения заявителя. 12.04.2012 руководителем Управления Росздравнадзора по Курганской области был дан ответ, с которым истец не согласен и считает его незаконным. Просил признать действия Управления Росздравнадзора по Курганской области в части не предоставления надлежащей медицинской помощи неправомерными, признать решение Управления Росздравнадзора по Курганской области от 12.04.2012 незаконным и необоснованным, признать действия (бездействия) или непринятое решение сотрудников администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области незаконными и неправомерными, нарушающими его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель истца Наместникова И.Н. - Наместникова И.Н., ссылаясь на доводы искового заявления, на требованиях настаивала.
Представитель ответчика Управления Росздравнадзора по Курганской области, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель УФК ИК-2 УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Наместников И.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявленных им ходатайств об истребовании документов и сведений из различных организаций и учреждений, имеющих существенное значение для разрешения рассматриваемого дела. При этом определений об отказе в удовлетворении заявленных ходатайств в нарушение установленного законодательством порядка не вынесено. Указанным суд лишил истца и его представителя возможности доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются. Выводы суда о том, что истец не воспользовался правом заявлять ходатайства об истребования доказательств и игнорировал обязанность по предоставлению доказательств в обоснование своего иска, не основываются на законе и не подтверждены материалами дела.
В суд апелляционной инстанции не явились представитель ответчика Управления Росздравнадзора по Курганской области, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Нормы гражданского процессуального законодательства не предусматривают этапирование в суд осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, для проведения процесса по гражданскому делу.
Невозможность лица, участвующего в деле, рассматриваемом в порядке гражданского судопроизводства, явиться в судебное заседание по причине нахождения в местах лишения свободы, не является препятствием для рассмотрения этого дела по существу и не лишает его права направить в судебное заседание своего представителя, письменные пояснения, иные документы, необходимые для рассмотрения дела.
В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обязанности суда, рассматривающего дело, входит извещение лиц, участвующих в деле. Данная обязанность, в том числе в отношении ответчика, судом была выполнена.
Судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившейся стороны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений в порядке ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Материалами дела установлено, что Наместников И.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области.
21.03.2012 Управлением Росзравнадзора по Курганской области по вопросу качества оказания Наместникову И.Н. медицинской помощи проведена внеплановая документарная проверка ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, по результатам которой составлен акт проверки по контролю за соблюдением стандартов качества медицинской помощи N 72.
В ходе проведенной проверки установлено, что оказание медицинской помощи Наместникову И.Н. в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области осуществлялось в соответствии с Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным приказом Минсоцздравразвития России и Минюста России от 17.10.2005 N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу", нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, не выявлено.
В ответе Управления Росздравнадзора по Курганской области от 12.04.2012 Наместникову И.Н. сообщено, что его обращение в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области рассмотрено. Управлением в рамках предоставленных ему полномочий проведена проверка ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, в ходе которой проведена экспертиза медицинской карты осужденного и установлено, что оказание медицинской помощи Наместникову И.Н. осуществлялось в соответствии с порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу.
Истец обратился в суд, полагая действия Управления Росздравнадзора по Курганской области незаконными в части непредоставления надлежащей медицинской помощи, просил признать незаконным и необоснованным ответ Росздравнадзора по Курганской области, а также признать действия (бездействия) ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области незаконными.
Согласно п. 1, 3 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 7 ст. 27 названного выше Федерального закона).
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно части 2 статьи 72 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляется медицинская помощь.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенными под стражу, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 N 640/190 установлено, что медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В силу пункта 13 Порядка для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора (СИЗО), исправительного учреждения (ИУ), в том числе исправительной колонии (ИК), лечебного исправительного учреждения (ЛИУ), воспитательной колонии (ВК), тюрьмы либо филиалом лечебно-профилактического учреждения.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области имеет лицензии на медицинскую деятельность, выданные Управлением Росздравнадзора по Курганской области, от 25.12.2008 , от 25.12.2009 , в которых имеется разрешение на выполнение необходимых работ (услуг).
При этом организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями (далее - медицинские службы), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения (п. 3 названного Порядка).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, согласно которому Росздравнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В круг полномочий Росздравнадзора входит в том числе осуществление контроля соблюдения стандартов качества медицинской помощи и соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения и организовывает проведение необходимых проверок (п. 5.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития).
С учетом сказанного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление Росздравнадзора не предоставляет медицинской помощи гражданам, в связи с чем доводы искового заявления Наместникова И.Н. об обжаловании действий Росздравнадзора по оказанию медицинской помощи ненадлежащего качества являются необоснованными и удовлетворению не подлежали.
Доказательств того, что ответ Управления Росздравнадзора по Курганской области от 12.04.2012 является формальным, истцом не представлено.
Согласно п. 8 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенными под стражу, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 N 640/190 организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.
В соответствии с п. 9 Порядка предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Одной из функций организованной в исправительном учреждении медицинской части является организация и оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях, отравлениях, травмах и иных состояниях. Порядок оказания неотложной медицинской помощи определяется начальником медицинской части в зависимости от распорядка работы Учреждения, имеющихся в его распоряжении штатных сил и средств, особенностей дислокации Учреждения по отношению к лечебно-профилактическим учреждениям УИС и территориальным ЛПУ, иных местных условий, утверждается начальником Учреждения и доводится до сведения всех заинтересованных лиц.
Пунктом 58 Порядка организации медицинской помощи также предусмотрено, что в сложных случаях установления и дифференциации диагноза заболевания и выработки тактики лечения больные осматриваются комиссионно или направляются на консультацию к врачам-специалистам. Для консультации привлекаются врачи-специалисты лечебно-профилактических (далее - ЛПУ) и лечебных исправительных учреждений УИС, а также врачи - специалисты ЛПУ муниципальной и государственной систем здравоохранения. Консультация врачами-специалистами может осуществляться в медицинской части Учреждения или в другом лечебном учреждении.
В силу пункта 18 Порядка оказания медицинской помощи стационар медицинской части предназначен для: стационарного обследования и лечения больных с предполагаемой продолжительностью их пребывания до 14 суток; временной изоляции инфекционных больных, а также больных с заболеваниями, подозрительными на инфекционные, до их направления в ЛПУ; восстановительного лечения больных после выписки их из больницы в соответствии с заключением специалистов; стационарного лечения нетранспортабельных больных до улучшения их состояния и перевода в ЛПУ; содержания больных, подлежащих досрочному освобождению по болезни, при невозможности нахождения их в общежитии и отсутствии показаний для направления в больницы уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
Прием больных в стационар медицинской части осуществляется при наличии в медицинской карте амбулаторного больного заключения врача о необходимости проведения стационарного обследования и лечения, направления на госпитализацию установленного образца (п. 70 Порядка оказания медицинской помощи).
Как следует из материалов дела, Наместников И.Н. 17 раз пролечен в областной туберкулезной больницы при ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области, в последний раз с 06.07.2011 по 01.09.2011 со следующими диагнозами: Ему проведено необходимое лечение, даны рекомендации, выписан с улучшением общего состояния.
Истец в период нахождения в исправительном учреждении неоднократно обращался в медицинскую часть за оказанием медицинской помощи. Истец осматривался врачами-специалистами, по результатам осмотров ему было назначено лечение, даны рекомендации.
16.03.2012 Наместников И.Н. осмотрен фельдшером. По результатам осмотра выявлены диагнозы: . Указано, что в постельном режиме не нуждается.
Таким образом, из представленных в материалы дела сведений не усматривается нарушений ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области при оказании медицинской помощи осужденному Наместникову И.Н. требований законодательства.
Довод жалобы о незаконном отказе в удовлетворении ходатайств об истребовании доказательств по делу, является несостоятельным, поскольку суд с соблюдением принципов относимости и допустимости доказательств на основании ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе отказать в удовлетворении заявленных сторонами по делу ходатайств.
Положения части первой ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющие суду полномочие оказывать содействие сторонам и другим лицам, участвующим в деле, в собирании и истребовании доказательств в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, не предполагают их произвольного применения, направлены на полное и всестороннее изучение обстоятельств конкретного дела и вынесение законного и обоснованного судебного решения.
Согласно ст. 67 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Наместников И.Н. не лишен права обращаться в государственные органы по поводу нарушения его прав при отбывании наказания. При этом сам факт такого обращения не несет для рассмотрения заявленных исковых требований доказательственной нагрузки, а сведений о выявлении нарушений ответчиками закона при проведении проверок не имеется.
Кроме того, истец в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, Наместников И.Н. обязан также доказывать утверждения о нарушении Управлением Росзравнадзора по Курганской области и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области его прав и наличие незаконных действий ответчиков.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Наместникова - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.