Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Варлакова В.В., Пшеничникова Д.В.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 10 сентября 2013 г. гражданское дело по иску Жогова И.А. к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционным жалобам Администрации г. Кургана, Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 26.06.2013, которым постановлено:
"исковые требования Жогова И.А к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Кургана предоставить Жогову по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Кургана, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией г. Кургана жилого помещения Жогову ".
Заслушав доклад судьи областного суда Варлакова В.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя Администрации г. Кургана - Яковлевой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Жогова И.А - Андреевой И.В., возражавшей против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жогов И.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска Жогов И.А. указал, что умерла его мать - Жогова З.Н., а умер отец - Жогов А.А.
Ранее истец проживал вместе с родителями в квартире по После смерти родителей проживает у родственников в жилом помещении по .
Жогов И.А. указал, что по достижении 18 лет его призвали на службу в армию. После возвращения со службы Администрацией Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области он был поставлен на очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
С учетом изложенного Жогов И.А. просил обязать Администрацию г. Кургана предоставить ему отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по месту жительства в г. Кургане, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения.
В судебном заседании представитель Жогова И.А. - Андреева И.В. на иске настаивала. Дала пояснения, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что истец в Администрацию г. Кургана для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения не обращался.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана Яковлева Е.С. исковые требования не признала. Пояснила, что в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.02.2012 N 15-ФЗ порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан стал носить заявительный характер и перестал носить внеочередной характер.
Обращала внимание, что Жогов И.А. в Администрацию г. Кургана с заявлением о предоставлении ему жилого помещения не обращался, соответственно, не был включен в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения граждан данной категории. Указала, что финансовые средства на выделение жилого помещения для истца не запрашивались и не выделялись. Считала исковые требования необоснованными.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв на иск, в котором с заявленными требованиями не согласился.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица Администрации Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Представил заявление, в котором полагал заявленные истцом требования обоснованными.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Кургана просит решение Курганского городского суда Курганской области от 26.06.2013 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом не представлено документов, свидетельствующих о включении истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Указывает, что истцу на момент обращения в суд исполнилось 25 лет.
Обращает внимание, что с 01.01.2013 жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилищного фонда. Кроме того, исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам из числа указанной категории граждан.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение Курганского городского суда Курганской области от 26.06.2013 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что предоставление детям-сиротам по договору специализированного найма благоустроенного жилого помещения действующим законодательством ставится в зависимость от ряда условий, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц данной категории.
Указывает на исключение из законодательства нормы о внеочередном предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот. Обращает внимание, что жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом РФ.
Полагает, что суд, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления благоустроенного жилого помещения истцу, не учитывает, что указанное требование не подлежало разрешению, поскольку затрагивает межбюджетные отношения.
Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Обращает внимание, что истец не является участником межбюджетных отношений. Вопрос достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Считает, что у суда не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязательства по финансированию предоставления жилья истцу, так как указанное не относится к подведомственности судов общей юрисдикции.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана - Яковлева Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала. Указала, что Жогов И.А. не обращался в Администрацию г. Кургана с заявлением о предоставлении жилого помещения, необходимые документы не представлял.
Представитель Жогова И.А. - Андреева И.В. против доводов апелляционных жалоб возражала. Указала, что Жогову И.А. не было известно о том, что он не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Администрацию Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области были представлены все необходимые документы. Решение суда считала законным и обоснованным.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика Правительства Курганской области не явился. О месте и времени рассмотрения дела был уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. На доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Администрации Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области не явились. О месте и времени рассмотрения дела были уведомлены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно подпунктам "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации, защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
Из материалов дела видно, что истец Жогов И.А. родился г. в , что следует из свидетельства о рождении .
Мать Жогова И.А. - Жогова З.Н. умерла , а отец - Жогов А.А. умер , что подтверждается свидетельствами о смерти и .
Согласно справке Администрации Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области от , Жогов И.А. проживал по . После смерти родителей с года проживает с сестрой Зыковой Л.А.
В соответствии с решением Просветской сельской Думы от Жогов И.А. поставлен на очередь по предоставлению жилья как нуждающийся.
Согласно справке Администрации Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области от , Жогов И.А. стоит на общей очереди по предоставлению жилья как нуждающийся. Отдельной льготной очереди по предоставлению жилья гражданам в Просветском сельсовете нет. Истцу Администрацией Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области жилье не предоставлялось. Жилые дома на территории Просветского сельсовета не строятся, свободного муниципального жилья нет. При обращении в Администрацию Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области Жогов И.А. предоставил свидетельства о смерти обоих родителей, чем подтвердил, что он является ребенком-сиротой и написал заявление на предоставление жилья.
Жогов И.А. с по настоящее время работает в в должности , что подтверждается справкой от .
В настоящее время истец проживает со своей сестрой Зыковой Л.А. по .
По информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области и Кетовским отделением Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Жогов И.А. в собственности жилых помещений не имеет.
В Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом первой инстанции верно установлена принадлежность Жогова И.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Федеральному закону от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ), с 1 января 2013 г. предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотрено, что с 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье" (далее - Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6).
Право на получение жилья истец не реализовал, так как в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, что нарушает его жилищные права и дает основания для обращения в суд с исковым заявлением в защиту своих прав.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Кургана о том, что истец не был включен в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области
, не могут быть приняты во внимание.
Из материалов дела видно, что в году органом местного самоуправления истец был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения. При этом Жоговым И.А. были представлены документы, подтверждающие, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Таким образом, право на получение жилого помещения у Жогова И.А., как лица из числа детей-сирот, возникло в году, до достижения им 23-летнего возраста. При этом Жогову И.А. не может быть поставлено в вину, что в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан он не был включен.
При таких обстоятельствах, факт обращения Жогова И.А. в суд в 2013 году, когда ему исполнилось 25 лет, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о возможности предоставления жилья в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, не могут быть приняты во внимание.
Начиная с 01.01.2013, граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями путем заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (далее - Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам).
Согласно п. 3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, ни Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ), ни законодательство Курганской области, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Вместе с тем, предоставление жилых помещений детям-сиротам действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в жалобах, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору найма при наступлении 18-летнего возраста, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Положения указанных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
С учетом наличия у истца не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ и признания его нуждающимся в получении жилья, а также, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования о предоставлении жилья с возложением обязанности на Администрацию г. Кургана.
Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Жилое помещение должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Согласно ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Поскольку право на предоставление жилого помещения Жоговым И.А. реализовано не было до дня вступления в силу указанного выше Закона, суд правомерно возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории г. Кургана в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации г. Кургана предоставления истцу жилого помещения судебная коллегия считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
Как указано выше, постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В силу ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч.3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ч. 6 его ст. 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с ч.7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 2412.2007 N 633 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Выделение субвенций предусмотрено также Законом Курганской области от 0512.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Из представленных в материалы дела документов следует, что по состоянию на 01.01.2013 в Курганской области в жилье нуждалось 1003 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в г. Кургане - 271. Потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в 2013 году составляет руб., в том числе в г. Кургане - руб. В 2013 году Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрено руб., в том числе для г. Кургана - руб. Федеральным бюджетом предполагается выделение субсидии бюджету Курганской области в размере руб., в том числе для г. Кургана - руб. В 2013 году в Курганской области планируется обеспечить жильем 285 детей-сирот, в том числе в г. Кургане - 85 детей-сирот. Жогов И.А. в данный список не входит.
Таким образом, в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области должна быть возложена обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения. Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления Жогову И.А. жилого помещения является законным.
Удовлетворяя исковые требования Жогова И.А., суд обоснованно, с учетом вышеуказанных норм, правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по финансированию обязательств, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий.
Судебная коллегия также считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что заявленные требования по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению администрацией муниципального образования жилого помещения Жоговым И.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, спор не подведомственен суду общей юрисдикции.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
При таких обстоятельствах, доводов, влекущих отмену судебного решения и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Кургана, Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.