Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.
судей Пшеничникова Д.В., Варлакова В.В.
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 сентября 2013 года гражданское дело по иску и.о. прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Аглиуллиной к Администрации Петуховского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Петуховского районного суда Курганской области от 16 июля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования и.о. прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Аглиуллиной к Администрации Петуховского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Петуховского района Курганской области предоставить Аглиуллиной , года рождения, на территории по договору найма специализированное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, площадью не менее кв.м. в срок до .
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Аглиуллиной указанного жилого помещения.
В остальной части исковых требований и.о. прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Аглиуллиной к Администрации Петуховского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, отказать.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, мнение представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
и.о прокурора Петуховского района Курганской области, действуя в интересах Аглиуллиной А.Т., обратился в суд с иском к Администрации Петуховского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что Аглиуллина А.Т. обратилась в прокуратуру Петуховского района с заявлением о нарушении ее прав. Проверкой установлено, что постановлением Администрации Большегусиновского сельсовета от Аглиуллина А.Т. принята на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области. Аглиуллина А.Т. относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей и нуждается в жилье, поскольку ее мать умерла , отец записан со слов матери. Собственного жилья Аглиуллина А.Т. не имеет.
С учетом изложенного прокурор просил обязать Администрацию Петуховского района Курганской области предоставить Аглиуллиной А.Т. вне очереди по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, площадью не менее кв.м., соответствующее санитарно-техническим требованиям, в срок до , а Правительство Курганской области профинансировать предоставление указанного жилья.
В судебном заседании помощник прокурора Петуховского района Курганской области исковые требования поддержал.
Истец Аглиуллина А.Т. на иске настаивала.
Представитель ответчика Администрации Петуховского района Курганской области , действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал в части. Не оспаривал право истца на предоставление жилого помещения, возражая лишь в части требований предоставления жилого помещения вне очереди, указывая на произошедшие в действующем законодательстве изменения и утрату силы положений закона о внеочередном предоставлении жилья указанной категории граждан.
Представитель третьего лица МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила, что Аглиуллина А.Т. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве на исковое заявление указал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Также считал неправомерными требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья, указывая на то, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между их участниками. Участие в данных межбюджетных отношениях граждан действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, по мнению Правительства Курганской области, заявляя требование о финансировании, прокурор фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица. Дело просили рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление Финансовое управление Курганской области указывало, что требование прокурора о предоставлении жилого помещения вне очереди является необоснованным, поскольку вступившими в законную силу изменениями в законодательство предоставление данной категории граждан жилья вне очереди не предусмотрено. Полагали, что для определения права Аглиуллиной А.Т. на получение жилого помещения необходимо установить факт ее обучения либо отсутствие такового в учреждениях всех видов профессионального образования. Также указано, что с 2013 года изменился порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Предоставление жилья из специализированного жилищного фонда осуществляется по сформированным спискам на основании представленных детьми-сиротами либо их представителями заявлений в установленном порядке. Для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, истцу необходимо обратиться в установленном порядке в уполномоченные органы с заявлением на включение ее в список. Кроме того, указано, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, к которым граждане не относятся, в связи с чем в удовлетворении иска в части возложения обязанности по финансированию предоставления жилья полагали должно быть отказано в связи с неподведомственностью требований в этой части суду общей юрисдикции.
Представитель Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление указал, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полномочием органов местного самоуправления, которые принимают решение о предоставлении жилого помещения и заключают договоры найма специализированного жилого помещения. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений. Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2013 год предусмотрены субвенции областного бюджета в размере тыс. руб., в том числе для Петуховского района Курганской области - тыс. руб. Дело просили рассмотреть в отсутствие представителя.
Петуховским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы указало, что согласно внесенным изменениям в статью 57 ЖК РФ, вступившим в законную силу 01.01.2013, исключено положение о внеочередном предоставленим жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем требование в данной части заявлено необоснованно. Вновь указывает, что требование о финансировании предоставления жилого помещения не подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку истец не является участником межбюджетных отношений и определение источника финансирования для обеспечения исполнения решения суда не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. По мнению ответчика, суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В суде апелляционной инстанции представитель истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. доводы апелляционной жалобы считала несостоятельными. В удовлетворении жалобы просила отказать, решение Петуховского районного суда Курганской области оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие. От Правительства Курганской области поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия областного суда полагает, что оснований к изменению либо отмене решения суда не имеется.
Согласно справке Управления юстиции Мамлютского района Республики Казахстан Аглиуллина родилась . Ее родители: мать - , отец - . Сведения об отце записаны по указанию матери.
В соответствии со свидетельством о смерти , выданным Бюро ЗАГС Возвышенского района Северо-Казахстанской области, мать истца - умерла .
Постановлением Администрации Петуховского района Курганской области от Аглиуллиной А.Т. назначен опекун.
Согласно постановлению Администрации Большегусиновского сельсовета Петуховского района Курганской области от Аглиуллина , года рождения, относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Приказом по МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" от Аглиуллина А.Т. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области.
Жилого помещения в собственности Аглиуллина А.Т. не имеет, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от .
Указанные обстоятельства, в том числе, нуждаемость в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Аглиуллиной А.Т. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Аглиуллина А.Т. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в Администрации Петуховского района. Право на получение жилья истец не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Аглиуллиной А.Т. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Петуховской городской Думы от норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде города Петухово, установлена в размере не менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Петуховского района Курганской области обязанность по предоставлению Аглиуллиной А.Т. жилого помещения специализированного жилищного фонда на Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от ; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от ; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от ).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Петуховский район", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Аглиуллиной А.Т., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Аглиуллиной А.Т. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Более того, требования прокурора в части внеочередного предоставления жилья Аглиуллиной А.Т. были оставлены судом без удовлетворения.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петуховского районного суда Курганской области от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.