Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Шарыповой Н.В.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 сентября 2013 г. гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района в интересах Таранина к Администрации Варгашинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 16 июля 2013 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах Таранина к Правительству Курганской области, Администрации Варгашинского района Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области предоставить Таранину , года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Таранину , года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Варгашинского района в интересах Таранина Д.Е. обратился в суд с иском к Администрации Варгашинского района, отделу образования Администрации Варгашинского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения.
Впоследствии исковые требования изменил, исключив из числа ответчиков отдел образования Администрации Варгашинского района. В обоснование иска, с учетом измененных исковых требований, указал, что истец Таранин Д.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. Жилого помещения в собственности, а также сведений о закреплении за ним жилья не имеется. В г. Таранин Д.Е. поставлен на учет лиц, нуждающихся во внеочередном предоставление жилья. В г. Таранин Д.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. Со ссылкой на положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просил обязать Администрацию Варгашинского района предоставить Таранину Д.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное в общей площадью не менее 18 кв.м., обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Таранину Д.Е. жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Цигель Л.В. на иске настаивала.
Истец Таранин Д.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Варгашинского района Колосова Л.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования оставила на усмотрение суда. Право Таранина Д.Е. на предоставление жилого помещения не оспаривала, ссылаясь на невозможность предоставления истцу жилого помещения ввиду недостаточности финансирования мероприятий по предоставлению жилья детям-сиротам из областного бюджета. Указала также на невозможность предоставления жилого помещения в ввиду отсутствия жилищного фонда.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причине неявки не уведомил.
Представитель третьих лиц органа опеки и попечительства Администрации Варгашинского района Курганской области, отдела образования Администрации Варгашинского района Едомских О.А., исковые требования оставила на усмотрение суда, указала, что Таранин Д.Е. включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако жилье ему не предоставлено ввиду отсутствия финансирования из областного бюджета.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие. Указал, что финансовое обеспечение полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области. Бюджету Варгашинского района на 2013 г. запланировано выделение субвенций в размере 3 546 тыс. руб.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал на исключение внеочередного порядка предоставления жилья детям-сиротам. Ссылался на наличие межбюджетных отношений при финансировании мероприятий по предоставлению жилья.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии изменениями, внесенными в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Считает, что требования прокурора не подлежали разбирательству, поскольку затрагивают межбюджетные отношения и разрешение спора не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники такого финансирования. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. в судебном заседании выразила не согласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Таранин родился на ст. , что подтверждается паспортом серии , выданным отделом УФМС России по Алтайскому краю в г. Рубцовске
Родители истца - Таранина И.А., Таранин Е.И. решениями Варгашинского районного суда Курганской области от и Шумихинского районного суда Курганской области от соответственно лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Таранина .
В период с по Таранин Д.Е. проходил обучение в ГОУ НПО "Профессиональное училище "; с по отбывал наказание в местах лишения свободы.
Постановлением администрации сельсовета от Таранин Д.Е. поставлен на учет лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья.
Постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от Таранин Д.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, значится в данном списке под .
В настоящее время истец зарегистрирован в жилом доме по , с по зарегистрирован по месту пребывания: . Жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, не имеет.
В силу ст. 1 Федерального закона 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец Таранин Д.Е. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) с 1 января 2013 г. предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 г., предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 г. в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Курганской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", согласно ст. 6 которого Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, который содержит аналогичные условия предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории лиц.
Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (с изменениями от 26 декабря 2012 г.) предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
При разрешении исковых требований в части удовлетворения иска о возложении обязанности на Администрацию Варгашинского района обязанности предоставить истцу Таранину Д.Е. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. ст. 1, 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательством Курганской области и исходил из того, что Таранин Д.Е. был признан нуждающимся в жилом помещении, однако на момент подачи иска и рассмотрения дела жилое помещение ему предоставлено не было.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья Таранину Д.Е. не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Варгашинского района предоставления Таранину Д.Е. жилого помещения судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ч.ч. 1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В связи с этим ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что органам местного самоуправления могут быть делегированы отдельные государственные лишь при условии одновременного предоставления материальных ресурсов и финансовых средств на их реализацию.
Законом Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 г. органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что субвенций, выделенных Администрации Варгашинского района, явно недостаточно для обеспечения истца Таранина Д.Е. жилым помещением, поскольку на 2013 год для Администрации Варгашинского района на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрены субвенции областного бюджета в размере 3 546 тыс. руб., однако для приобретения квартир в стоящемся многоквартирном доме в р.п. Варгаши и 2-х квартир в жилом доме по в р.п. Варгаши с целью обеспечения детей-сирот требуется дополнительно 15424 544 руб. Финансирование мероприятий по предоставлению жилья указанной категории лиц в 2013 г. не производилось.
Поскольку законодатель субъекта, наделив органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жилыми помещениями упомянутой категории лиц, не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств, судебная коллегия полагает обоснованным возложение на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления Таранину Д.Е. администрацией Варгашинского района жилого помещения.
Судебная коллегия также считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что заявленные требования по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению администрацией муниципального образования жилого помещения Таранину Д.Е. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем спор не подведомственен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Таким образом, доводов, влекущих отмену судебного решения и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Варгашинского районного суда Курганской области от 16 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Прасол Е.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Шарыпова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.