Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Черновой Н.А., Литвиновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 19.09.2013 гражданское дело по иску прокурора района Курганской области в интересах Григорьевой к Администрации Юргамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 15.07.2013, которым постановлено:
исковые требования прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах Григорьевой удовлетворить.
Обязать Администрацию Юргамышского района Курганской области предоставить Григорьевой , года рождения, по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории , общей площадью не менее кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Юргамышского района Курганской области жилого помещения специализированного жилого фонда Григорьевой , года рождения.
Заслушав доклад судьи областного суда Черновой Н.А., мнение прокурора Федоровской Н.М., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор района Курганской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с иском в интересах Григорьевой А.С. к Администрации Юргамышского района, Правительству Курганской области о возложении на Администрацию Юргамышского района обязанности по предоставлению Григорьевой А.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории , соответствующей санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв.м., возложении на Правительство Курганской области обязанности профинансировать предоставление указанного жилого помещения.
В обоснование исковых требований прокурор указывал, что Григорьева А.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей: ее мать - и отец решением Белозерского районного суда Курганской области от лишены родительских прав. С года Григорьева А.С. находилась на воспитании в детском государственном учреждении, за нею закреплено жилое помещение по адресу: Межведомственной комиссией Администрации Белозерского района указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. Собственного жилья Григорьева А.С. не имеет, проживает в жилом помещении общей площадью кв.м., расположенном по адресу: В соответствии с постановлением Администрации Юргамышского района Курганской области от она был принята на учет граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Поскольку дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Курганской области переданы органам местного самоуправления в качестве отдельных государственных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, то обязанность по финансированию предоставления Григорьевой А.С. жилого помещения прокурор просил возложить на Правительство Курганской области.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивал.
Истец Григорьева А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района Курганской области Смирнова Н.М. исковые требования признала.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве с исковым заявлением прокурора не согласился, просил в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело без их участия, считает, что Департамент необоснованно привлечен третьим лицом по делу.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Администрации Юргамышского района в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Юргамышским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе прокурору в иске, поскольку с 01.01.2013 законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения данным категориям граждан и отсутствием правового основания возложения на Правительство Курганской области обязательств по финансированию предоставления жилья истцу. Указанное требование не подлежало разбирательству в данном споре, так как касается межбюджетных отношений, и как следствие, разрешение данного спора не относится к компетенции суда общей юрисдикции.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились истец Григорьева А.С., представители ответчиков и третьих лиц, извещены надлежаще, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, указанных в апелляционной жалобе.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается, что Григорьева (до регистрации брака - ), года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Родители Григорьевой () А.С. - и решением Белозерского районного суда Курганской области от были лишены родительских прав в отношении дочери (л.д. 16).
Постановлением Администрации Белозерского района Курганской области от Лукьянова А.С. была определена в детское государственное учреждение (л.д. 17). Этим же постановлением за несовершеннолетней было закреплено жилье по адресу:
Межведомственной комиссией Администрации Белозерского района указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, что подтверждается актом и заключением от (л.д. 18-21).
В года окончила государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Мишкинский профессионально-педагогический колледж" (л.д. 24).
зарегистрировала брак с , после чего ей присвоена фамилия Григорьева, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 23).
Григорьева А.С. своего жилья не имеет, с зарегистрирована по адресу: (л.д. 11).
Постановлением Администрации Юргамышского района Курганской области от Григорьева А.С. внесена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 13).
До настоящего времени Григорьева А.С. жильем не обеспечена, по сведениям Управления Росреестра по Курганской области жилых помещений в собственности она не имеет (л.д. 14).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Григорьевой А.С. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Григорьева А.С. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации Юргамышского района Курганской области. Право на получение жилья истец не реализовала в установленном законом порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Григорьевой А.С. исковых требований о предоставлении ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Юргамышской поселковой Думы от 21.11.2006 N 115 установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, предоставляемого в муниципальном жилищном фонде муниципального образования Юргамышского поссовета Юргамышского района, составляющая кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" - предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным Законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Юргамышского района Курганской области обязанность по предоставлению Григорьевой А.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории в пределах нормы предоставления - не менее кв.м. общей площади, благоустроенного, применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), являются необоснованными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования Юргамышского района, суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Григорьевой А.С., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Григорьевой А.С. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 15.07.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.