Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Прасол Е.В.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в 24 сентября 2013 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот Смольниковой О.А. к Администрации Шадринского района и Правительству о предоставлении жилья и возложении обязанности по финансированию его предоставления,
по апелляционной жалобе Правительства на решение Шадринского районного суда от , которым постановлено:
Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот к Администрации Шадринского района и Правительству о предоставлении жилья и возложении обязанности по финансированию его предоставления удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского района предоставить , года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Шадринского района , соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв.м.
Обязать Правительство профинансировать предоставление Администрацией Шадринского района жилого помещения .
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, пояснения прокурора , полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах лица, из числа детей-сирот - Смольниковой О.А., с иском к Администрации Шадринского района о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории Шадринского района , соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв.м.; возложить на Правительство обязанность по финансированию предоставления жилья Смольниковой О.А.
В обоснование иска указал, что Смольникова О.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец - Смольников А.А. умер, мать - Смольникова М.М. решением Шадринского районного суда от лишена в отношении нее родительских прав. В Смольникова О.А. закончила классов МОУ "Верхозинская средняя общеобразовательная школа". Жилое помещение за Смольниковой О.А. не закреплялось, в собственности жилья она не имеет. На основании постановления Администрации Шадринского района от Смольникова О.А., года рождения, поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании помощник Шадринского межрайонного прокурора заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Смольникова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, будучи опрошенной ранее исковые требования поддержала, пояснила, что ее мать Смольникова М.М. была лишена родительских прав в отношении нее, отец Смольников А.А. умер. В она закончила обучение в МОУ "Верхозинская средняя общеобразовательная школа", обучается в Зауральском колледже физической культуры и здоровья. Она нуждается в жилом помещении, поскольку жильем не обеспечена, проживает с ребенком в доме бабушки, никаких прав на это жилье не приобрела.
В судебном заседании представитель Администрации Шадринского района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, решение оставлял на усмотрение суда, представил отзыв, в котором указал, что в соответствии с пп. 1, 2 ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 05.10.2007 N288 финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета области. Согласно справке от , выданной комитетом по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, промышленности, транспорту, связи и муниципальному заказу Администрации Шадринского района, в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования Шадринского района фонд специализированного жилья отсутствует. Согласно справке финансового отдела Администрации Шадринского района по состоянию на субвенция из областного бюджета по данному целевому направлению расходов не поступала.
Представитель ответчика Правительства в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указывал, что Правительство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, в связи с чем, они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, требования истца о возложении на Правительство обязанности по финансированию представления жилья неправомерны.
Представители третьих лиц Главного управления образования и Финансового управления в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. В письменных отзывах поддержали позицию Правительства .
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменный отзыв на иск, а также ранее пояснил в судебном заседании, что Смольникова О.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Смольникова О.А. постановлением Администрации Шадринского района была поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района. Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось, в собственности жилья она не имеет, что свидетельствует о необходимости предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилья.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в соответствии со вступившими с 01.01.2013 изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Смольниковой О.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации Шадринского района по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительства Шадринский межрайонный прокурор выразил несогласие с доводами жалобы, полагал, что они являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению, просил решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор выразила не согласие с доводами апелляционной жалобы, полагала, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Представитель Правительства в письменном ходатайстве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело и доводы апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Смольникова О.А., года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решением Шадринского районного суда от Смольникова М.М. была лишена родительских прав в отношении Смольниковой О.А., девочка была передана для совместного проживания и воспитания опекуну Фоминовой Л.И. (л.д. ).
Отец Смольников А.А. умер , что подтверждается копией свидетельства о смерти от (л.д.
Постановлением Администрации Шадринского района от "О постановке Смольниковой О.А. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения" истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на территории Шадринского района (л.д. ).
Постановлением Администрации Шадринского района от истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма на территории Шадринского района , в списке значится по (л.д. ).
Смольникова О.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. ).
Смольникова О.А. окончила МОУ "Верхозинская основная общеобразовательная школа Шадринского района ", получив аттестат об основном общем образовании (л.д. ).
Смольникова О.А. в собственности жилья не имеет, о чем свидетельствует справка ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" и уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. ).
Смольникова О.А. зарегистрирована и проживает у опекуна Фоминовой Л.И., что подтверждается справкой Администрации Верхозинского сельсовета (л.д.).
Смольникова О.А. обращалась в Администрацию Шадринского района с заявлением о предоставлении жилья, согласно ответу Управления образования Администрации Шадринского района от свободных жилых помещений специализированного жилого фонда в Администрации Шадринского района нет, по этой причине предоставить жилье не представляется возможным (л.д.).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, истец до настоящего времени жильем не обеспечена, своего жилья в собственности не имеет.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм закона суд первой инстанции правильно установил, что Смольникова О.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Смольникова О.А. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации Шадринского района, свое право на получение жилья до 01.01.2013 не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором в интересах Смольниковой О.А. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с требованиями п.п. 1,7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Шадринской районной Думы от установлена норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору социального найма на территории Шадринского района в размере кв.м общей площади жилого помещения (л.д. ).
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным Законом области, а также Законом области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Шадринского района обязанность по предоставлению Смольниковой О.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования г. Шадринска в пределах нормы предоставления - не менее кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа , на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Правительство профинансировало Администрацию Шадринского района на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточно, он пришел к правильному выводу о возложении на Правительство обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанности по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Предусмотренная пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 49 ст. 3 Закона от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству" (в редакции от 26.12.2012) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен ст. 6-1 Закона от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов , в случае их наделения государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
Таким образом, истец включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном ст. 6-1 Закона N 6 (в редакции Закона от 26.12.2012 N 590) (л.д. ).
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Смольниковой О.А. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Судебная коллегия считает также несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Смольниковой О.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Шадринский район", суд первой инстанции исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Смольниковой О.А., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда от оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Софина И.М.
Судьи: Фомина А.И.
Прасол Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.