Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Литвиновой И.В., Черновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в города Кургане 1 октября 2013 года гражданское дело по иску Илыныч О.М. к УФСИН России по Курганской области о возложении обязанности произвести расчет пенсии,
по апелляционной жалобе Илыныч О.М. на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 июля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Илыныч О.М. о возложении на УФСИН России по Курганской области обязанности произвести расчет пенсии исходя из 100% соответствующего денежного довольствия по занимаемой на момент увольнения должности в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" отказать".
Заслушав доклад судьи Бурматовой Н.В., объяснения Илыныч О.М., ее представителя - Нестерова А.С., представителя УФСИН России по Курганской области Деминой О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Илыныч О.М. обратилась в суд с иском к УФСИН России по Курганской области о возложении обязанности произвести расчет пенсии.
В обоснование иска указала, что с 02.11.2005 является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1). В соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, введенной в действие Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ, денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54 % и, начиная с 01.01.2013, ежегодно увеличивается на 2 % до достижения 100 % его размера. Считала, что данное положение не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку произвольно исключает практически половину денежного довольствия, исходя из которого, производится расчет пенсии. Таким образом, размер пенсии оказался меньше, чем тот, на который она рассчитывала, когда работала. Кроме того, ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 не применяется в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного Комитета Российской Федерации, пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей, что нарушает равенство всех перед законом. Ходатайствовала о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу соответствия ст.ст. 2, 7, 15, 17, 18, 19, 39, 46, 55 Конституции Российской Федерации ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
На основании изложенного просила обязать ответчика произвести расчет пенсии за выслугу лет без учета ограничивающего конституционные права положений ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В ходе рассмотрения дела Илыныч О.М. исковые требования изменила, в окончательном варианте просила обязать ответчика произвести расчет пенсии исходя из соответствующего денежного довольствия по занимаемой на момент увольнения должности в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В судебном заседании истец Илыныч О.М., ее представитель исковые требования поддерживали, дополнительно пояснили, что в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ, размер пенсии истца не снизился.
Представитель ответчика УФСИН России по Курганской области, третьего лица ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области с исковыми требованиями не согласился. Указал, что снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 % до 54 %, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение получаемых гражданами пенсий. Правила исчисления пенсий, применяемые с 01.01.2012, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий. Исчисление пенсии истца произведено в соответствии с действующим законодательством. УФСИН России по Курганской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Илыныч О.М. просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, ходатайствует о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу соответствия ст.ст. 2, 7, 15, 17, 18, 19, 39, 46, 55 Конституции Российской Федерации ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, поскольку изменяет правила определения денежного довольствия для исчисления пенсий, чем нарушает ее право на пенсионное обеспечение в полном объеме. Полагает, что судом не учтены положения ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не приведены в полном объеме рассуждения, логические построения, которые опровергали бы или ставили под сомнения доводы, приведенные в исковом заявлении.
В суде апелляционной инстанции истец Илыныч О.М., ее представитель доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы регламентируются Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 размер пенсии, назначаемой лицам, указанным в ст. 1 указанного Закона, и их семьям, исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с п. 8 Постановления Совета Министров ? Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п. 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Согласно пп. "б" п. 9 Постановления Совета Министров ? Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном п. 8 настоящего Постановления, включается: уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме указанных в пп. "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.
В силу п. "б" ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 данного Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, ? исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
На основании Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1, ст. 43 Закона дополнена частью 2, согласно которой, указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54 процентов и, начиная с 01.01.2013, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, подлежали пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона (ст. 8 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ).
В силу ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (в ред. ФЗ от 08.11.2011 N 309-ФЗ) пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй ст. 43 настоящего Закона.
Из материалов дела усматривается, что истец Илыныч О.М. с по работала в уголовно-исполнительной системе, что подтверждается трудовой книжкой истца (л.д. 7 - 14), расчетом выслуги лет на пенсию (л.д. 21 - 23).
Приказом ФГУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области от 01.11.2005 Илыныч О.М., 01.11.2005 уволена по ст. 58 п. "б" (по достижению предельного возраста). Общий трудовой стаж на 01.11.2005 составляет , в том числе стаж службы в уголовно-исполнительной системе составляет в календарном исчислении , в льготном исчислении (л.д. 27).
08.11.2005 Илыныч О.М. обратилась к начальнику УФСИН России по Курганской области с заявлением о назначении пенсии (л.д. 20).
утверждено заключение о назначении пении за выслугу лет, в соответствии с которым Илыныч О.М., года рождения, на основании ст. 13б Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" назначена пенсия за выслугу лет в размере 56% денежного довольствия в сумме в месяц, с учетом районного коэффициента - с 02.11.2005. При этом учитывалась выслуга лет в календарном исчислении - , в льготном исчислении , общий трудовой стаж . Учитывался размер денежного довольствия: должностной оклад - , оклад по званию - , процентная надбавка за выслугу лет 45 % - , стоимость продовольственного пайка - , всего - (л.д. 59 - 60).
С 01.01.2012 пенсия истца пересчитана в соответствии с абз. 1 ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в связи с увеличением денежного довольствия, ее размер составил . С 01.01.2013 пенсия истца в соответствии с абз. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в связи с увеличением денежного довольствия пересчитана, и ее размер составил (л.д. 60).
Согласно ответу УФСИН России по Курганской области от 22.04.2013 N46/ТО-3110 (л.д. 15 - 17) размер пенсии истца с 01.04.2011 составил: оклад по должности - , оклад по званию - , надбавка за выслугу лет (45 %) - , сумма исчисления пенсии - , размер основной пенсии (56 %) - , сумма пенсии с учетом районного коэффициента 15 % - , ежемесячная доплата - , сумма пенсии с учетом доплаты - .
Размер пенсии с 01.01.2012 составил: оклад по должности - , оклад по званию - , надбавка за выслугу лет (20 %) - , сумма денежного довольствия - , сумма для исчисления пенсии (54 %) - , размер основной пенсии (56 %) - , сумма пенсии с учетом районного коэффициента 15 % - .
Размер пенсии Илыныч О.М. с 01.01.2013 по настоящее время составляет: оклад по должности - , оклад по званию - , надбавка за выслугу лет (20 %) - , сумма денежного довольствия - , сумма для исчисления пенсии (56 %) - , размер основной пенсии (56 %) - , сумма пенсии с учетом районного коэффициента 15 % - .
Правильность арифметического расчета пенсии истцом Илыныч О.М., ее представителем не оспаривались.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии, указав, что расчет пенсии истца произведен в соответствии с действующим законодательством, которое не противоречит Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия находит вывод суда соответствующим требованиям закона.
С 01.01.2012 произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников уголовно-исполнительной системы, новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, предусматривает значительное увеличение оклада денежного содержания военнослужащих и изменяет состав включаемых в денежное довольствие ежемесячных и иных дополнительных выплат, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
С 01.01.2012 определение размера пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей осуществляется исходя из установленных действующим законодательством и учитываемых в размере 54 процентов, включаемых в денежное довольствие для исчисления пенсий окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, а также сумм ежемесячной надбавки за выслугу лет. При этом с 01.01.2013 денежное довольствие для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, и членам их семей в целях достижения 100 процентов его размера подлежит ежегодному увеличению на 2 процента либо в большем объеме (в зависимости от уровня инфляции) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Правила определения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, не предполагают снижение пенсий, назначенных лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей, поскольку сохранение достигнутого к 01.01.2012 уровня их пенсионного обеспечения гарантируется ч.1 ст. 5 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Данная норма в том числе закрепляет, что в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий в связи с вступлением в силу указанного закона и Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ за ними сохраняются размеры пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Кроме того, правила исчисления пенсий, применяемые с 01.01.2012, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий. Само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя.
Приведенная позиция изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2012 N 1751-О, от 22.11.2012 N 2131-О, от 24.12.2012 N 2311-О, от 24.09.2012 N 1800-О.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований, предусмотренных ст. ст. 36, 101 Федерального закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", для направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 22 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.