Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Аврамовой Н.В., Фоминой А.И,
с участием прокурора прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М.,
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 сентября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Альменевского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от , которым постановлено:
Исковые требования прокурора Альменевского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области об обязании организовать работы по приведению скотомогильника, площадью кв.м., расположенного на территории Бороздинского сельсовета Альменевского района Курганской области удовлетворить.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника, площадью кв.м., расположенного на территории , в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от , а именно: в соответствии с п. 5.6. Правил - огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил - произвести насыпь высотой кургана не менее 0.5 м. над поверхностью земли.
Заслушав доклад судьи областного суда Аврамовой Н.В., изложившей существо дела, представителя ответчика Правительства Курганской области - поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Альменевского района Курганской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности организовать работы по приведению скотомогильника, площадью кв.м, расположенного на территории , в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от , а именно: огородить глухим забором; выкопать траншею, поставить выездные ворота, оборудовать перекрытие ямы, организовать навес над ямой.
В ходе рассмотрения дела прокурор Альменевского района Курганской области исковые требования изменил, просил обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника, площадью кв.м, расположенного на территории Бороздинского сельсовета в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (далее по тексту - Правила), а именно: в соответствии с п. 5.6. Правил - огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил - произвести насыпь высотой кургана не менее 0.5 м. над поверхностью земли.
В обоснование измененных исковых требований указывал, что прокуратурой Альменевского района Курганской области проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области. Объектами проверки являлись скотомогильники на территории Альменевского района Курганской области, состояние которых представляет наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку данные скотомогильники не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям.
В ходе проверки было установлено, что закрытый скотомогильник, расположенный на территории не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации , зарегистрированным Минюстом России , в нарушение п. 5.6 которых скотомогильник не огорожен глухим забором, в нарушении п. 6.7. Правил отсутствует насыпь над поверхностью земли.
Эксплуатация указанного скотомогильника, предназначенного для захоронения биологических отходов, с нарушениями ветеринарно-санитарных требований и правил создает угрозу возникновения и распространения инфекций, вспышек заболеваний сибирской язвой, опасных для животных и человека, может повлечь причинение вреда жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. Обследованный скотомогильник в нарушение требований действующего законодательства ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплен, что подтверждено, в том числе уведомлением Управления Росреестра по Курганской области об отсутствии зарегистрированных прав на скотомогильник, за его техническим состоянием никто не следит, что и явилось основанием предъявления прокурором Альменевского района Курганской области в силу положений ст. ст. 5, 6 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" исковых требований к Правительству Курганской области.
В судебном заседании прокурор Тутукова Г.М. поддержала измененные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении и измененном исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительства Курганской области , действующий на основании доверенности, с иском не согласился по доводам, изложенным в возражениях, в соответствии с которыми Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу положений Федерального законодательства, а так же ст. 115 Устава Курганской области на Правительство Курганской области возлагается обязанность проведения единой государственной политики в области экологии путем принятия правовых актов, а не осуществления конкретных работ по приведению скотомогильников в соответствии с требованиями Правил. Правительством Курганской области не принималось решения о создании указанного скотомогильника, в реестре государственного имущества Курганской области данный скотомогильник отсутствует. Действующее законодательство предусматривает возможность муниципальных образований иметь в муниципальной собственности скотомогильники и соответственно ответственность за их надлежащее состояние возлагается на местную администрацию муниципального образования или руководителей организаций, в чьем ведении они находятся. Между тем прокурором не определена принадлежность скотомогильника, не представлено доказательств отнесения указанного объекта захоронения останков животных к скотомогильнику в соответствии с понятием, раскрытым в Правилах, а не к несанкционированному захоронению гражданами биологических отходов. Также ссылается, что прокурором не указано, какие права неопределенного круга лиц, в защиту которых выступает прокурор, нарушены Правительством Курганской области. Указывает, не представлено доказательств, свидетельствующих как о наступлении вреда в настоящее время, так и о реальности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате неприведения скотомогильника в соответствии с Правилами. Требования п. 5.7 Правил об обустройстве перекрытия ямы невыполнимо ввиду отсутствия ямы как таковой, из иска непонятно: что из себя представляет скотомогильник и возможно ли установить перекрытие ямы, между тем как реконструкция скотомогильника Правилами не предусмотрена. Так же указывает, что в настоящее время спорный скотомогильник закрыт и следовательно к нему не могут быть применены положения пунктов 5.6-5.8 Правил.
Представитель третьего лица Управления ветеринарии Курганской области , действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора к Правительству Курганской области полагала необоснованными, указывая на наличие места захоронения скота в виде земляной ямы, на факт закрытия скотомогильника ввиду отсутствия необходимости в его эксплуатации.
Представители третьих лиц: Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Администрации Альменевского района Курганской области, Администрации Бороздинского сельсовета Альменевского района Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представители Управления Роспотребнадзора по Курганской области и Администрации Альменевского района Курганской области просили о рассмотрении дела без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение, не согласившись с которым, Правительством Курганской области подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области ссылается на доводы, ранее изложенные в возражениях на исковое заявление. Дополнительно указывает, что в настоящее время спорный скотомогильник закрыт и следовательно к нему не могут быть применены положения пунктов 5.6-6.7 Ветеринарно-санитарных правил, которыми регламентируется деятельность действующих объектов. Также ссылается, что судом при рассмотрении дела не установлено, какие права неопределенного круга лиц, в защиту которых выступает прокурор, нарушены Правительством Курганской области. Указывает, что прокурором Альменевского района Курганской области не представлено доказательств, свидетельствующих как наступление вреда в настоящее время, так и реальность причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате неприведения скотомогильника в соответствии с Правилами.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Альменевского района Курганской области выражает несогласие с доводами жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Курганской области доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, причиной для обращения в суд прокурора Альменевского района Курганской области с иском в интересах неопределенного круга лиц послужило несоблюдение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов при эксплуатации биотермических ям (скотомогильников), расположенных на территории . Санитарное состояние этих скотомогильников представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что указанный прокурором в иске скотомогильник площадью кв.м., расположенный на территории использовался гражданами, проживающими в близлежащих населенных пунктах, что подтверждается актом обследования Управления ветеринарии от , в котором также отражено, что указанный скотомогильник не соответствуют требованиям, предъявляемым п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации .
Согласно представленному в материалы дела акту от "О закрытии скотомогильника" как несоответствующего требованиям п.п. 5, 6 Ветеринарно-санитарных правил мест утилизации биологических отходов, подписанному исполняющим обязанности главы администрации Бороздинского сельсовета и главным государственным ветеринарным инспектором Альменевского района Курганской области, отражено, что в виду отсутствия необходимости скотомогильника, расположенного в км. от села (деревни) , закрывается место утилизации биологических отходов, имеющее санитарную карточку . Дальнейшую утилизацию биологических отходов в определено проводить путем сжигания, в соответствии с п. 4.3 указанных выше ветеринарно-санитарных правил.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 1 и 2 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Таким образом, надлежащее обустройство и содержание скотомогильников является составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а значит, обязанность по их содержанию возлагается на исполнительную власть субъекта Российской Федерации - Правительство Курганской области.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы.
В соответствии с п. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от , приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Из вышеуказанных положений законодательства следует, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Суду первой инстанции не представлено доказательств передачи муниципальному образованию, на территории которого находится скотомогильник, полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника.
С учетом изложенного Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором Альменевского района требованиям.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области. Делая данный вывод, суд обоснованно учел, что существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда он не находится на чьем - либо балансе и соответственно никто не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей, в связи с чем непринятие Правительством Курганской области изложенных в исковых требованиях прокурора Альменевского района Курганской области мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Согласно пунктам 5.6, 6.7 Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ :
- 5.6. территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
- 6.7. осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.
Пункт 5.6. указанных Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов отнесен к разделу 5 - Размещение и строительство скотомогильников (биотермических ям). Пункт 6.7. указанных Правил отнесен к разделу 6 - Эксплуатация.
Доводы апелляционной жалобы о том, что находящееся на территории Бороздинского сельсовета захоронение является старым захоронением животных, поэтому не может рассматриваться в качестве скотомогильника, строительство и эксплуатация которого осуществляется в соответствии с указанными Правилами, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не разграничивают требования к действующим и закрытым скотомогильникам, следовательно, должны применяться в полной мере ко всем указанным объектам.
Поскольку без выполнения требования об установке вокруг скотомогильника глухого забора, а также производства насыпи высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли невозможно выполнение п.п. 1.11 Правил (в частности обеспечения нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями, а так же обеспечения охраны окружающей среды от загрязнения), суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора Альменевского района Курганской области.
Судебная коллегия полагает несостоятельным и изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что указанный в иске объект захоронения биологических остатков не имеет статуса скотомогильника, поскольку сооружен на неотведенном для данных целей земельном участке, не принятом в эксплуатацию по акту приемки, не имеет биотермических ям, размещен до введения в действие Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации , не предусматривающих распространение своего действия на ранее возникшие правоотношения, вследствие чего положения вышеуказанных Правил не распространяется на данные объекты.
Так в соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правилах биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
В соответствии с п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю единственно допустимыми вариантами уничтожения биологических отходов на территориях сельских советов районов Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Материалами дела подтверждено обустройство указанного в иске объекта именно как биотермической ямы (скотомогильника), но с нарушениями установленных для его обустройства правил, предусмотренных п.п. 5.6, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил.
То обстоятельство, что скотомогильник обустроен до принятия Ветеринарно-санитарных правил, на неотведенном для указанных целей органами местного самоуправления земельном участке, не освобождает Правительство Курганской области от возложенной федеральным законодательством (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от N 184-ФЗ) обязанности по решению вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
По вышеуказанным основаниям судебная коллегия полагает несостоятельными и изложенные в апелляционной жалобе доводы о невозможности ввиду закрытия скотомогильника применять к нему как к недействующему объекту по уничтожению биологических отходов требования пунктов 5.6-6.7 Ветеринарно-санитарных правил, поскольку факт закрытия скотомогильника, не соответствующего на момент закрытия требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, не снимает с Правительства Курганской области обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с указанными требованиями.
Спор разрешен судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением требований процессуального законодательства. Значимые по делу обстоятельства судом установлены верно. Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, а направлены на иное толкование норм материального права и оценку представленных суду доказательств. Указанные доводы являлись предметом оценки суда первой инстанции, правила оценки доказательств судом не нарушены, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 28 июня 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Софина И.М.
Судьи: Аврамова Н.В.
Фомина А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.