Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Аврамовой Н.В., Шарыповой Н.В.,
с участием прокурора прокуратуры Курганской области Богомазовой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 19 сентября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района, действующего в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, , к Администрации Юргамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 15 июля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах - удовлетворить.
Обязать Администрацию Юргамышского района Курганской области предоставить , г.р., по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории д. , общей площадью не менее кв.м, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Юргамышского района Курганской области жилого помещения специализированного жилого фонда , г.р.
Заслушав доклад судьи областного суда Аврамовой Н.В., изложившей существо дела, мнение прокурора Богомазовой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района Курганской области обратился в суд в интересах лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, , с иском к Администрации Юргамышского района Курганской области и Правительству Курганской области о возложении на Администрацию Юргамышского района Курганской области обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории д. , соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв.м.; о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления указанного жилья
В обоснование исковых требований указано, что истец Борисовский В.Р., года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители - , лишены родительских прав в отношении сына. В настоящее время жилья у не имеется. В соответствии с действующим законодательством, учитывая его социальный статус, прокурор полагал, что истец имеет право на предоставление жилья по месту жительства по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления - 18 кв.м, отвечающего санитарно-техническим требованиям и благоустроенного применительно к данному населенному пункту. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по реализации прав указанной категории лиц возложены на органы местного самоуправления Курганской области, а финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из соответствующих бюджетов субъекта федерации, в связи с чем требование о финансировании предъявлено к Правительству Курганской области.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района Курганской области исковые требования признала в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения из специализированного жилого фонда, соответствующего санитарно-техническим нормам на территории д. . Пояснила, что денежных средств из областного бюджета для реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма в Юргамышский район в году не поступало, но даже запланированных на указанный год средств недостаточно для удовлетворения потребностей всех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включенных в список, в предоставлении жилья.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве исковые требования не признавал, указывал, что с федеральным законодательством определено предоставление категории граждан, к которой относится истец, жилых помещений из специализированного жилищного фонда и соответственно исключено их право на внеочередное предоставление жилых помещений. Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, и решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и о заключении с указанными лицами договоров найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органов местного самоуправления, к которым Правительство Курганской области не относится. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, исковые требования о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию представления жилья неправомерны.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления образования Курганской области, Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства по Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Директор Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства по Курганской области в адресованном суду ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела опеки и попечительства Администрации Юргамышского района по доверенности и Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района Курганской области по доверенности полагали исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Юргамышским районным судом Курганской области постановлено вышеизложенное решение, не согласившись с которым Правительством Курганской области подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в соответствии со вступившими с изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации Юргамышского района Курганской области по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
Прокурором Юргамышского района Курганской области представлены возражения на апелляционную жалобу, которые сводятся к согласию с принятым судебным решением.
В суд апелляционной инстанции представители Правительства Курганской области, Администрации Юргамышского района Курганской области, Главного управления образования Курганской области, Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства по Курганской области, отдела опеки и попечительства Администрации Юргамышского района, Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района Курганской области, а так же не явились, о времени и месте рассмотрения дела и доводов апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
От представителя поступило ходатайство о рассмотрении доводов апелляционной жалобы в его отсутствие и о поддержании доводов жалобы.
так же просил о рассмотрении дела и доводов жалобы в его отсутствие, выражая несогласие с жалобой.
Прокурор прокуратуры Курганской области полагала доводы апелляционной жалобы несостоятельными, решение суда - законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Борисовский В.Р. года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Заочным решением Юргамышского районного суда Курганской области от , вступившим в законную силу , родители - , лишены в отношении него родительских прав.
Постановлением Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района от за Борисовским В.Р., назначена опека, за несовершеннолетними закреплено право проживания у опекуна в д. .
Истец зарегистрирован и проживает в доме опекуна года рождения по адресу: , который принадлежит на праве собственности.
Согласно представленной в материалы дела информации Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района Курганской области от (л.д. 25) указанное жилое помещение не соответствует санитарно-техническим нормам.
Согласно представленной в материалы дела (л.д. 27) директором ГБОУ СПО Мишкинский профессионально-педагогический колледж" информации Борисовский В.Р. выпущен в связи с окончанием учебного учреждения досрочно в связи с призывом в Российскую армию на основании Приказа к от .
В соответствии с постановлением Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района Курганской области от Борисовский В.Р. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и по состоянию на включен в список по Юргамышскому району под номером 41 (из 72, включенных в список) в перечень детей - сирот, оставшихся без попечения родителей,лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилищного найма.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, истец до настоящего времени жильем не обеспечен, своего жилья в собственности не имеет.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм закона суд первой инстанции правильно установил, что Борисовский В.Р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Борисовский В.Р. является нуждающимся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации Юргамышского района, свое право на получение жилья до не реализовал, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.
Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором в интересах требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с требованиями п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Кислянской сельской Думы Юргамышского района от норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде муниципального образования Кислянского сельсовета Юргамышского района установлена в размере не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Законом Курганской области от "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", а также Законом Курганской области от "Об областном бюджете на год и на плановый период годов" предусмотрено выделение субвенций в году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Юргамышского района Курганской области обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории д. в пределах нормы предоставления - не менее кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от ) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Правительство Курганской области на момент рассмотрения спора не профинансировало на 2013 год Администрацию Юргамышского района Курганской области на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и запланированного на 2013 год финансирования недостаточно для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда, то соответственно пришел к правильному выводу о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении . заявительного порядка и невключение истца в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан (далее - дети-сироты), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит несостоятельными.
Предусмотренная пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от ) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в ред. от ), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до .
В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
Между тем Администрацией Юргамышского района Курганской области представлен список из 72 лиц, сформированный по состоянию на , детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилищного найма, в котором включен под номером 41.
Между тем, даже несоблюдение истцом порядка включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного ст. 6-1 Закона Курганской области (в редакции Закона Курганской области от ), не могло являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку означало бы нарушение прав , состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавшего право на обеспечение жилым помещением до по независящим от него причинам.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Судебная коллегия считает также несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения затрагивают межбюджетные отношения и не подведомственны суду общей юрисдикции, по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от ; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от ; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от ).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Юргамышский район", суд первой инстанции исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья , не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи: Н.В. Аврамова
Н.В. Шарыпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.