Курганский областной суд в составе
председательствующего судьи Богдановой О.Н.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 19 апреля 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Курганской области о признании противоречащим закону и недействующим нормативного правового акта положения таблиц 1-6 Раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от ,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Курганской области обратился в Курганский областной суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия нормативного правового акта положения таблиц 1-6 Раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от , в части установления норматива стоимости 1 вызова скорой медицинской помощи в 2013-2015 годах в размере 1129,98 руб.; норматива стоимости 1 посещения для оказания амбулаторной медицинской помощи в 2013 году в размере 296,99 руб., в 2014 году - 304,28 руб., в 2015 году - 304,51 руб., в том числе: с профилактической целью в 2013 году в размере 377,60 руб., в 2014 году - 387,32 руб., в 2015 году - 388,98 руб., для оказания неотложной помощи в 2013 году в размере 306,83 руб., в 2014 году - 305,03 руб., в 2015 году - 305,40 руб., по заболеваниям в 2013 году в размере 768,88 руб., в 2014 году - 783,55 руб., в 2015 году - 782,51 руб.; норматива стоимости 1 койко-дней лечения в условиях стационара в 2013 году в размере 1655,73 руб., в 2014 году - 1650,47 руб., в 2015 году - 1658,95 руб.; норматива стоимости 1 пациенто-дня в условиях дневных стационаров всех типов в 2013 году в размере 646,58 руб., в 2014 году - 666,51 руб., в 2015 году - 631,90 руб., а также утвержденной стоимости программы на 1 человека в 2013 году в сумме 8775,4 руб., в 2014 году - 8842,7 руб., в 2015 году - 8842,3 руб.; возложении на Правительство Курганской области опубликовать решение суда в областной общественно-политической газете "Новый мир".
В обоснование своих требований прокурор указал, что постановлением Правительства Курганской области от , официально опубликованным в газете "Новый мир" , утверждена Территориальная программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов.
Считает, что отдельные нормы Территориальной программы противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", установившей средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013 год и на 2014-2015 годы. Однако, в таблицах 1-6 раздела VI Региональной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в Курганской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и стоимость программы на 1 человека в год ниже нормативно финансовых затрат на медицинскую помощь, предусмотренных Федеральной программой. Полагал, что установление заниженных нормативов финансовых затрат на оказание медицинской помощи ограничивает права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Курганской области, на получение медицинской помощи в объеме нормативов, определенных Федеральной программой государственных гарантий.
В судебном заседании прокурор Богомазова Л.В. поддержала заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области Жернаков А.С., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что предусмотренные обжалуемым постановлением объемы медицинской помощи по видам соответствуют требованиям Федеральной программы, следовательно, нормативный правовой акт Правительства Курганской области соответствует государственной гарантии равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, установленной федеральным законодательством. Кроме того, Министерством здравоохранения Российской Федерации даны разъяснения о том, что при формировании территориальной программы государственных гарантий и установлении территориальных нормативов объема медицинской помощи должны учитываться особенности половозрастного состава населения субъекта Российской Федерации, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций. Региональная программа сформирована с учетом указанных разъяснений. Считает, что отсутствует причинно-следственная связь между установленными оспариваемым постановлением Правительства Курганской области нормативами финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и невозможностью получения гражданами медицинской помощи в пределах нормативов объема медицинской помощи, установленных Федеральной программой.
Представители заинтересованного лица Департамента здравоохранения Курганской области Тютрина Н.В., Шулиманова Т.В., действующие на основании доверенностей, с доводами представителя Правительства Курганской области согласилась.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области Белов Н.Г., действующий на основании доверенности, выразил не согласие с заявленными требованиями, пояснил, что оспариваемая территориальная программа, в том числе и в части утвержденных нормативов и стоимости медицинской помощи на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов, рассчитана в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации исходя из размера бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленных законом о бюджете территориального фонда на 2013 год и на плановый период. Полагал, что получателями средств программы обязательного медицинского страхования являются медицинские организации, участвующее в ее реализации, а не граждане, в защиту которых выступает заявитель.
Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации, привлеченный к участию в деле определением Курганского областного суда от 8 апреля 2013 года, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе
предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу части 4 статьи 80 Федерального закона N323-ФЗ утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства РФ.
На основании пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N326-ФЗ) территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи.
Статьей81 Федерального закона N323-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Как указано в пункте 9 статьи 35 Федерального закона N326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 (далее Программа).
В соответствии с положениями раздела I Программы ею определяются перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании разрабатывают и утверждают органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральной Программой.
При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи; особенности половозрастного состава населения субъекта Российской Федерации; уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики; климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций; сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (раздел 111 Программы).
Разделом V Программы установлены средние нормативы объема медицинской помощи, которые рассчитываются по ее видам в целом по Программе в единицах объема на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо.
Разделом VI указанной Программы предусмотрены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013 год составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1435,6 рубля;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 271 рубль, за счет средств обязательного медицинского страхования - 266,3 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 771,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 772,3 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 340,9 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 508,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)) - 570 рублей;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 106253,9 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1657 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1756,2 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1537,1 рубля.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, на 2014 и 2015 годы составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования 1507,4 рубля на 2014 год, 1582,8 рубля на 2015 год;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов 360 рублей на 2014 год, 448,9 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования 318,4 рубля на 2014 год, 348,4 рубля на 2015 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов 1044 рубля на 2014 год, 1256,9 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования 923,4 рубля на 2014 год, 1010,3 рубля на 2015 год;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования 407,6 рубля на 2014 год, 445,9 рубля на 2015 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов 559,4 рубля на 2014 год, 610,5 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)) 590 рублей на 2014 год, 620 рублей на 2015 год;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования 113109 рублей на 2014 год, 119964,1 рубля на 2015 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов 1714,8 рубля на 2014 год, 2231,1 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования 2034,2 рубля на 2014 год, 2428,8 рубля на 2015 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов 1654,3 рубля на 2014 год, 2137 рублей на 2015 год.
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Средние подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных разделом V Программы и настоящим разделом, с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
в 2013 году - 9032,5 рубля, в 2014 году - 10294,4 рубля, в 2015 году - 12096,7 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году - 5942,5 рубля, в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля.
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления органом государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в указанных случаях осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.
Анализ приведенных положений федерального законодательства свидетельствует о том, что территориальные программы должны соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, возможность определения Территориальной программой дополнительных условий, видов и объемов оказания медицинской помощи не позволяет снижать гарантированный на федеральном уровне объем бесплатной медицинской помощи населению субъекта.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на территории Курганской области на получение бесплатной медицинской помощи, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 постановлением Правительства Курганской области от утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013год и на плановый период 2014 и 2015годов. Утвержденная территориальная программа является нормативно-правовым актом, поскольку отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к нормативно-правовым актам (далее Территориальная программа).
В разделе VI Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в Курганской области на 2013 год, плановый 2014-2015 годы, подушевые нормативы финансового обеспечения.
Так, согласно таблицам 4-6 раздела VI территориальной программы, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи на 2013 год - 1 129,98 рублей, на 2014 год - 1 129,98 рублей, на 2015 год - 1 129,98 рублей;
на 1 посещение для получения амбулаторной медицинской помощи на 2013 год - 296,99 рублей, в том числе с профилактической целью - 377,60 рублей, для оказания неотложной помощи - 306,83 рублей, для обращения по заболеваниям - 768,88 рублей; на 2014 год: для получения амбулаторной медицинской помощи - 304,28 рубля, в том числе с профилактической целью - 387,32 рублей, для оказания неотложной помощи - 305,03 рублей, для обращения по заболеваниям - 783,55 рубля; на 2015 год: для получения амбулаторной медицинской помощи - 304,51 рубля, в том числе с профилактической целью - 388,98 рублей, для оказания неотложной помощи - 305,40 рублей, для обращения по заболеваниям - 782,51 рубля;
норматив стоимости 1 койко-дня стационарной медицинской помощи на 2013 год - 1 655,73 рублей, на 2014 год - 1 650,47 рублей, на 2015 год - 1 658,95 рублей.
норматив стоимости 1 пациенто-дня в условиях дневных стационаров всех типов на 2013 год - 646,58 рублей, на 2014 год - 666,51 рублей, на 2015 год - 631,90 рублей.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные территориальной программой, установлены в расчете на 1 человека в год и составляют 8 775,4 рублей в 2013 году, 8 842,7 рублей - в 2014 году, 8 842,3 рублей - в 2015 году (таблицы 1-3).
Сопоставив оспариваемые прокурором положения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013год и на плановый период 2014 и 2015 годов с соответствующим нормами федеральной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на указанные периоды, суд приходит к выводу, что предусмотренные в оспариваемых нормах значения ниже, чем в федеральной программе, и, как следствие, стоимость Территориальной программы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, определенная в таблицах N 1-3, занижена, что противоречит требованиям федерального законодательства.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку, несмотря на то, что территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, однако, в территориальной программе не может быть предусмотрен меньший по сравнению с федеральной программой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемый гражданам Российской Федерации.
Поскольку нормативы Территориальной программы в таблицах 1-6 раздела VI ниже аналогичных нормативов, предусмотренных федеральной Программой, оспариваемые положения Территориальной программы противоречат федеральному законодательству.
Доводы представителя заинтересованного лица Правительства Курганской области, что установление в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы средних нормативов свидетельствует о наличии у субъектов Российской Федерации права корректировать эти нормативы с учетом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, особенностей половозрастного состава населения, климатических и географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций основаны на неверном толковании закона.
Предусмотренные федеральной программой нормативы рассчитаны как средние, следовательно, они, являясь государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации.
Федеральная программа устанавливает средние нормативы оказания медицинской помощи бесплатно, которые как государственная гарантия равного права на получение всеми гражданами в Российской Федерации такой помощи не могут быть уменьшены субъектом Российской Федерации.
Нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой, не обеспечивают предоставление медицинской помощи населению Курганской области в том объеме, в котором он предусмотрен федеральной программой государственных гарантий.
Доводы представителя заинтересованного лица Правительства Курганской области об отсутствии причинно-следственной связи между установленными оспариваемым постановлением нормативами финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и невозможностью получения гражданами медицинской помощи в пределах нормативов объема медицинской помощи, установленных федеральной Программой, суд расценивает как основанные на неверном толковании норм права, в связи с тем, что, конструкция части 2 статьи 253 ГПК РФ связывает недействительность оспариваемого нормативного правового акта с его несоответствием нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не требует, в данном случае, выявления причинно - следственной связи между оспариваемым прокурором нормативами финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и возможностью получения гражданами медицинской помощи.
Поскольку установленные в Территориальной программе нормативы меньше установленных федеральным законодательством, суд признает оспариваемые нормы противоречащими закону и недействующими.
Довод представителя заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования о том, что в соответствии с частью 11 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда, не может служить поводом к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку территориальная программа обязательного медицинского страхования является согласно пункту 9 статьи 3 этого же Федерального закона составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, определяющей права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующей единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Ссылка представителей заинтересованных лиц Правительства Курганской области и Департамента здравоохранения Курганской области на разъяснения от 20.12.2012 Министерства здравоохранения Российской Федерации "По Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов", опубликованные на сайте http://www.rosminzdrav.ru и данные в форме вопросов и комментариев к ним, также не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора Курганской области, поскольку Министерство здравоохранения Российской Федерации, действуя в пределах полномочий, указанных в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1074 и давая разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, правом толкования закона не наделено.
Кроме того, названное письмо, не содержит указания на возможность установления территориальными программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи нормативов финансовых затрат на единицу объема оказываемой в соответствии с нею медицинской помощи в меньшем размере, чем это установлено федеральной Программой, указывая, что в случае невозможности установления территориальных нормативов, соответствующих установленным Программой государственных гарантий, возможно установление территориальных нормативов в соответствии со спецификой региона, но с учетом положений ст. 80 Федерального закона N323-ФЗ,
В силу положений части 2 статьи253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспаривая некоторые положения таблиц 1-6 Раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013год и на плановый период 2014 и 2015годов, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от , прокурор Курганской области просил признать его противоречащим закону и недействующим со дня принятия, однако суд, учитывая, что данное требование, являясь производным от оспаривания нормативного правового акта, полагает, что оспариваемый прокурором в части названный выше нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения, поскольку данный нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в рамках, в том числе оспариваемых разделов, Территориальной программы были реализованы права граждан и организаций на бесплатное оказание медицинской помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Поскольку положения таблиц 1-6 Раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013год и на плановый период 2014 и 2015годов, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от , по указанным выше основаниям признаны судом противоречащим закону, сообщение о решении суда должно быть публиковано в общественно-политической газете "Новый мир", в которой был официально опубликован нормативный правовой акт, после вступления настоящего решения суда в законную силу.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 указанного кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Таким образом, с Правительства Курганской области подлежит взысканию в доход бюджета Муниципального образования город Курган госпошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 252, 253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
заявление прокурора Курганской области о признании противоречащим закону и недействующим нормативного правового акта положения таблиц 1-6 Раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013год и на плановый период 2014 и 2015годов, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от , удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения положения таблиц 1-6 Раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013год и на плановый период 2014 и 2015годов, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от , в части установления норматива стоимости 1 вызова скорой медицинской помощи в 2013-2015 годах в размере 1129,98 руб.; норматива стоимости 1 посещения для оказания амбулаторной медицинской помощи в 2013 году в размере 296,99 руб., в 2014 году - 304,28 руб., в 2015 году - 304,51 руб., в том числе: с профилактической целью в 2013 году в размере 377,60 руб., в 2014 году - 387,32 руб., в 2015 году - 388,98 руб., для оказания неотложной помощи в 2013 году в размере 306,83 руб., в 2014 году - 305,03 руб., в 2015 году - 305,40 руб., по заболеваниям в 2013 году в размере 768,88 руб., в 2014 году - 783,55 руб., в 2015 году - 782,51 руб.; норматива стоимости 1 койко-дней лечения в условиях стационара в 2013 году в размере 1655,73 руб., в 2014 году - 1650,47 руб., в 2015 году - 1658,95 руб.; норматива стоимости 1 пациенто-дня в условиях дневных стационаров всех типов в 2013 году в размере 646,58 руб., в 2014 году - 666,51 руб., в 2015 году - 631,90 руб., а также утвержденной стоимости программы на 1 человека в 2013 году в сумме 8775,4 руб., в 2014 году - 8842,7 руб., в 2015 году - 8842,3 руб.
Взыскать с Правительства Курганской области государственную пошлину в доход Муниципального образования город Курган 200 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Курганский областной суд.
Судья
Курганского областного суда Богданова О.Н.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2013 года уточнена резолютивная часть настоящего решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.