Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Тимофеевой С.В.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 октября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах Быкова А.А. к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья, финансированию предоставления жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 15 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах Быкова - удовлетворить.
Обязать Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить Быкову жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в г. Куртамыше Куртамышского района Курганской области в пределах нормы - не менее 15 кв. м общей площади, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить обязанности по финансированию расходов Администрации Куртамышского района Курганской области на предоставление жилого помещения Быкову на Правительство Курганской области".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Кабаковой О.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куртамышского района Курганской области (далее по тексту - прокурор Куртамышского района) обратился в Курганский городской суд Курганской области в интересах Быкова А.А. с исковыми требованиями к Администрации Куртамышского района Курганской области (далее по тексту - Администрация Куртамышского района) о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Куртамышского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки было установлено, что Быков А.А. года рождения относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав, а отец умер. Постановлением Главы города Куртамыша от 17 апреля 2006 г. N 166 Быков А.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Быков А. А. окончил отбывание наказания в исправительном учреждении.
Ссылаясь на статью 40 Конституции Российской Федерации, на статьи 50, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на статьи 5, 8, 10, 50 Федерального закона от 29 декабря 1996 г. N 188-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статью 2 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству", прокурор просил возложить на Администрацию Куртамышского района Курганской области обязанность предоставить Быкову А.А. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории города Куртамыша Куртамышского района Курганской области общей площадью не менее 15 кв. м. Также просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Куртамышского района Курганской области жилого помещения специализированного жилого фонда Быкову А.А.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Худорожкова Н.В., истец Быков А.А., на заявленных исковых требованиях настаивали, просили удовлетворить их в полном объеме. Быков А.А. подтвердил отсутствие у него собственного жилья.
Представитель ответчика Администрации Куртамышского района Дуженко И.Л., действующая по доверенности, с иском согласилась. Пояснила, что обязанность Администрации Куртамышского района по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривается. При этом, обязанность по финансированию мероприятий по предоставления жилья, возложена на Правительство Курганской области. В 2013 году для этих целей в бюджет Куртамышского района было предоставлено 13424200 руб., из которых 10525200 руб. было перечислено застройщику ООО "Аруна" для приобретения 14 квартир для детей-сирот. Оставшаяся сумма в размере 2899000 руб. распределена для приобретения жилья еще 6 гражданам. Денежные средства для приобретения квартиры Быкову А.А. Администрации Куртамышского района из бюджета области не выделены.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебном заседании не участвовал, в представленном суду отзыве выразил несогласие с исковыми требованиями.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Органа опеки и попечительства Администрации Куртамышского района Курганской области по доверенности Кондакова Л.А. иск поддержала.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Главного Управления образования Курганской области в судебном заседании также не участвовал, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Куртамышским районным судом Курганской области 15 июля 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Указывает в обоснование, что статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации до внесения изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было предусмотрено внеочередное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма. После принятия указанного выше закона, внеочередное предоставление жилья указанной категории граждан исключено с 1 января 2013 г. и предусмотрено предоставления жилья по договору специализированного найма. При этом, предоставление жилья детям-сиротам и лицам, из их числа, поставлено в зависимость от ряда условий и причин, наличия либо отсутствия иных лиц обладающих аналогичными правами. Полномочия по установлению порядка предоставления жилья названным законом отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации.
Полагает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по предоставлению Быкову А.А. жилого помещения, не принял во внимание, что данное требование прокурора затрагивает межбюджетные отношения, в связи с чем, его разрешение по существу не относится к компетенции суда общей юрисдикции. При этом ответчик считает, что суд первой инстанции неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации Куртамышского района в зависимость от наличия соответствующего финансирования со стороны Правительства Курганской области.
Со ссылкой на нормы статей 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. N 326 "О бюджетном процессе в Курганской области" указывает, что Быков А.А. не является участником межбюджетных отношений и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, в связи с чем, суд первой инстанции не должен был решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений и возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
Ссылается на то, что обязанность Правительства Курганской области по предоставлению финансирования для обеспечения Быкова А.А. жилым помещением не может быть связана с обязанностью по возложению на Администрацию Куртамышского района Курганской области по предоставлению Быкову А.А. жилья, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Таким образом, суд возложил на Правительство Курганской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилых помещений, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя.
Настаивает, что исковые требования не подлежали удовлетворению в связи с тем, что внеочередное предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот законом не предусмотрено.
Просил решение Куртамышского районного суда Курганской области от 15 июля 2013 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Прокурор Куртамышского района в возражениях на апелляционную жалобу с требованиями об отмене судебного решения не согласился, полагая его законным и обоснованным. Просил в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Быков А.А., представители Администрации Куртамышского района Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, МОУО "Отдел образования Администрации Куртамышского района Курганской области", Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от представителя Правительства Курганской области представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Быков , родился , его родителями являются и (свидетельство о рождении, паспорт, л.д. 6, 8).
Согласно свидетельству о смерти от 19 апреля 2006 г. отец истца умер (л.д. 9). Мать истца на основании решения Куртамышского районного суда Курганской области от 9 февраля 2006 г. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних Быкова и Быкова (л.д. 10).
Постановлением Главы города Куртамыша от 17 апреля 2006 г. Быков А.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список на получение жилых помещений, как лицо, относящееся категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 59). Этим же постановлением Быков А.А. определен в детский дом-школу "Гренада", как не имеющий собственного жилья.
Быков А.А. освободился из исправительного учреждения по окончанию срока отбывания наказания (л.д. 7).
Распоряжением Главы Куртамышского района Курганской области от 14 февраля 2013 г. N 155-р сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в который включен Быков А.А. (л.д. 11-14).
В Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Принимая решение по существу предъявленных требований, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о принадлежности Быкова А.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. законодательством Российской Федерации предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 г. не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Быков А.А. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Куртамышского района при постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья Быковым А.А. не реализовано, поскольку как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей он не обеспечен жильем в установленном законом порядке, что нарушает его жилищные права и предоставляет прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту прав Быкова А.А. в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Быков А.А. принят Администрацией Куртамышского района на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном Администрацией Куртамышского района. С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления жилья Быкову А.А. несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Куртамышского района по предоставлению жилья Быкову А.А., судебная коллегия также считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ0) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий Администрации Куртамышского района по приобретению жилого помещения для Быкова А.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, данные требования не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, также необоснован. Принимая решение о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в область межбюджетных отношений между ответчиками.
Из материалов дела усматривается, что в 2013 года размер финансовых средств, предоставленных Куртамышскому району из бюджета Курганской области для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составил 13424200 руб., которые соответствующим образом использованы: 10525200 руб. перечислено застройщику ООО "Аруна", для покупки 14 квартир, 2899000 руб. находятся в остатке бюджета (л.д. 38-46). Сведений о приобретении жилого помещения для Быкова А.А. в материалы дела не представлено, обратного ответчиками не доказано (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, с учетом наличия у Быкова А.А. права на получение мер социальной поддержки, признания истца нуждающимся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, и представленные сторонами доказательства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, в том числе, относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной Правительством Курганской области переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.