Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Тимофеевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 1 октября 2013 года гражданское дело по иску Усольцевой О.А. к Администрации города Шадринска о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Усольцевой О.А. на решение Шадринского районного суда Курганской области от 12 июля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Усольцевой к Администрации г. Шадринска и Администрации Шадринского района о предоставлении жилого помещения отказать".
Заслушав доклад судьи Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Усольцева (до брака Игнатьева) О.А. обратилась в Шадринский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации города Шадринска Курганской области о предоставлении жилого помещения. Впоследствии исковые требования изменила, предъявив их, в том числе, к Администрации Шадринского района Курганской области.
В обоснование требований истец указала, что относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать была лишена в её отношении родительских прав по решению суда, сведений об отце не имеется. В период с по и с г. по истец воспитывалась в ГКОУ "Варгашинский детский дом". С по она воспитывалась и обучалась в Далматовской санаторной школе-интернате и находилась в группе детского дома на государственном обеспечении. С по истец обучалась в Шадринском ПУ N 15.
Истец настаивала, что в период её нахождения в детских воспитательных учреждениях и в период её обучения в Шадринском ПУ N 15, со стороны должностных лиц данных учреждений ей не было разъяснено её право на получение жилого помещения, как лица, оставшегося без попечения родителей, а также она не была включена в списки лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Реализовать данное право по собственной инициативе истец не могла, так как доступ к средствам массовой информации в период её нахождения в воспитательных учреждениях для неё был ограничен. В период её обучения в Шадринском ПУ N 15 она была на личном приеме у Главы Администрации города Шадринска, с требованием о постановке на учет, в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, но её нарушенное право не было восстановлено. Данные обстоятельство подтверждается свидетельскими показаниями. истец вступила в брак и сменила фамилию с "Игнатьева" на "Усольцева". у Усольцевой О.А. родилась дочь.
Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", правоприменительную практику Верховного Суда Российской Федерации, истец просила возложить на ответчиков солидарную обязанность по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда.
В судебном заседании истец Усольцева О.А. и её представитель по доверенности Овчинникова Т.Н. на заявленных исковых требованиях настаивали по доводам искового заявления. Овчинникова О.А. пояснила, что с вопросом о постановке её на учет по предоставлению жилого помещения, истец обращалась в Отдел опеки и попечительства Администрации Шадринского района. На учет она не была поставлена, документы для постановки на учет у неё не приняли.
Представители ответчиков Администрации города Шадринска и Администрации Шадринского района Курганской области в судебном заседании не участвовали, в представленных суду заявлениях просили рассмотреть дело без их участия. Ранее, в ходе рассмотрения дела представители ответчиков иск не признавали в связи с тем, что до достижения 23-летнего возраста, Усольцева О.А. не реализовала свое право на постановку на учет в органах местного самоуправления в целях получения жилья. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Шадринским районным судом Курганской области 12 июля 2013 г. постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Усольцева О.А., считая его незаконным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы вновь приводит доводы искового заявления, указывая на ограниченный доступ к средствам массовой информации в период её нахождения в воспитательных детских учреждениях, вследствие чего, она не имела возможности своевременно узнать о своем праве на получение жилья.
Настаивает, что должностные лица воспитательных детских учреждений, не исполнили обязанность по своевременной постановке истца и других лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей на учет, в качестве нуждающихся в получении жилья. В том числе, данную обязанность не исполнил Глава Администрации города Шадринска, к которому истец обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. В момент данного обращения истцу уже исполнилось 23 года, факт обращения может быть подтвержден свидетельскими показаниями и зафиксирован в журнале приема граждан за указанный период времени.
Отмечает, что Глава города Шадринска разъяснил ей, что обязанность по постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на администрацию воспитательных или учебных заведений, на обеспечении которых находятся такие дети и у которых находятся все необходимые для постановки на учет документы. Истец добросовестно полагала, что для реализации права на получение жилья достаточно факта её обращения к Главе Администрации города Шадринска.
Ссылается на то, что в том, что ею не было реализовано предоставленное ей право на получение жилья до достижения ею возраста 23 лет нет её вины, поскольку её заблуждение было добросовестным, она считала, что поставлена на очередь для получения жилья и ожидала, когда ей придет сообщение о предоставлении жилья.
Тот факт, что она не была поставлена на учет для получения жилья администрацией воспитательного учреждения, истец считает нарушением её прав, допущенным по вине органов местного самоуправления. В связи с этим полагает, что гарантированное ей законом право на жилье не может быть утрачено и на неё распространяется положение, предусмотренное для граждан старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет на внеочередное предоставление жилья до 23 лет. Срок исковой давности к данным правоотношениям, по мнению истца, не должен применяться.
Указывает, что право на получение жилья возникло у неё еще в 1996 году, когда она окончила обучение в Шадринском ПУ N 15, соответственно, она имеет право на получение жилого помещения на территории города Шадринска
Просит решение Шадринского районного суда Курганской области от 12 июля 2013 г. отменить, исковые требования удовлетворить.
Администрация города Шадринска Курганской области в возражениях на апелляционную жалобу выражает несогласие с её доводами, просит в удовлетворении требований жалобы отказать.
Усольцева О.А., представители Администрации города Шадринска, Администрации Шадринского района Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, пунктом 3 данной статьи возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 4 июня 2013 г. N 39) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" установлено, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями формируется на основании заявлений, подаваемых в уполномоченные органы местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Из материалов дела следует, что Усольцева (Игнатьева) родилась года, её родителями являются паспорт, свидетельство о рождении, л.д. 25, 26).
Решением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 10 декабря 1992 г. мать истца лишена в отношении дочери родительских прав (л.д. 9). Иных сведений об отце, кроме записи в свидетельстве о рождении истца, в материалах дела не имеется.
С по и с по истец находилась в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Варгашинский детский дом" (л.д. 12, 13). Затем, с по истец воспитывалась и обучалась в Далматовской санаторной школе-интернате (л.д. 15). С по истец обучалась в Шадринском ПУ N 15 (л.д. 16). С по истец обучалась в ГБОУ "Шадринский политехнический колледж" (л.д. 89).
истец заключила брак с Усольцевым А.И., ей была присвоена фамилия "Усольцева" (свидетельство, л.д. 10). у Усольцевой О.А. родилась дочь (свидетельство, л.д. 17).
В соответствии с имеющимися материалами дела, Усольцева О.А. на территории Курганской области не имеет собственности жилых помещений (л.д. 14, 28, 37). На момент рассмотрения дела судом первой инстанции истец проживала по адресу: состав семьи 7 человек (л.д. 27).
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных положений гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами возраста 23 лет, и указанный срок является пресекательным, истечение которого прекращает право лица на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законодательным актом. Пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения лишь в случае, когда указанные лица были поставлены на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
Усольцева О.А. достигла 23-летнего возраста в 2003 году.
Как следует из информационного письма Администрации города Шадринска Курганской области от 13 июня 2013 г., Усольцева О.А. в период с 1996 года по 1999 год с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в Администрацию города Шадринска не обращалась, необходимые для постановки на учет документы не предоставляла (л.д. 66).
По данным Отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации города Шадринска Курганской области, Усольцева О.А. на учете в отделе опеки и попечительства, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состояла (л.д. 78).
Таким образом, поскольку материалами дела установлено, что с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе и до достижения возраста 23 лет, Усольцева О.А. в компетентные органы местного самоуправления не обращалась, судебная коллегия находит верным вывод суда о том, что после достижения 23-летнего возраста истец утратила статус лица, имеющего право на внеочередное получение жилого помещения, как ребенок-сирота. Обратного из материалов дела не следует, истцом не доказано (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии, основаны на субъективном толковании норм права со стороны истца, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 12 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Усольцевой - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.