Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Прасол Е.В.,
с участием прокурора
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в 8 октября 2013 года гражданское дело по иску прокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к Администрации Юргамышского района , Правительству о предоставлении жилья,
по апелляционной жалобе Правительства на решение Юргамышского районного суда от , которым постановлено:
Исковые требования прокурора в интересах - удовлетворить.
Обязать Администрацию Юргамышского района предоставить , г.р., по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории п. Юргамыш Юргамышского района , общей площадью не менее кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить на Правительство обязанность по финансированию предоставления Администрацией Юргамышского района жилого помещения специализированного жилого фонда , г.р.
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, мнение прокурора , полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в интересах лица, из числа детей-сирот - Ведерниковой Р.С., с иском к Администрации Юргамышского района о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории Юргамышского района , соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв.м.; возложить на Правительство обязанность по финансированию предоставления жилья Ведерниковой Р.С.
В обоснование иска указал, что Ведерникова Р.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - Ведерникова Ж.В. лишена родительских прав, отец Ведерников С.В. признан безвестно отсутствующим. Постановлением Администрации Юргамышского поссовета от Ведерникова Р.С. поставлена на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании помощник прокурора на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Ведерникова Р.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что с 8 лет проживала с бабушкой, после окончания ГСХА, проживает у родственников в п. Юргамыш, своего жилья не имеет.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района , в судебном заседании исковые требования признала, в части возложения обязанности по предоставлению Ведерниковой Р.С. жилого помещения из специализированного жилого фонда, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории р.п. Юргамыш Юргамышского района . Суду пояснила, что на в детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в жилье. Средняя рыночная стоимость кв.м. на территории равна коп. Решением Юргамышской поселковой Думы установлена норма для предоставления жилых помещений в количестве кв.м, на одного человека. Для обеспечения жилыми помещениями детей, указанной категории в Юргамышском районе необходимо руб. коп. Законом "Об областном бюджете на 2013 год" запланировано предоставление бюджету Юргамышского района субвенций из Федерального бюджета в сумме . руб., а также за счет средств областного бюджета в сумме . руб. Указанное финансирование является недостаточным для полного обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме того, согласно акта сверки на денежных средств по реализации указанных полномочий из областного бюджета не поступало.
Представитель ответчика Правительства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве указывал, что Правительство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, в связи с чем, они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, требования истца о возложении на Правительство обязанности по финансированию представления жилья неправомерны.
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, предоставил отзыв, согласно которому указывает, что предоставление жилых помещений по договорам найма лицам, относящимся к категории детей-сирот, осуществляется Администрацией Юргамышского района. Предоставление финансирования, а также контроль за реализацией на территории мер, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется Главным управлением образования .
Представитель третьего лица Главного управления образования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, предоставил отзыв, согласно которому в соответствии с Порядком расходования субвенций на обеспечение жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов перечисляются на основании заявок муниципальных образований в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных обязательств. Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на однократное предоставление детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма на предусмотрены субвенции областного бюджета в размере ., в том числе для администрации Юргамышского района руб.
Представитель третьего лица Органа опеки и попечительств Администрации Юргамышского района , в судебном заседании, поддержала исковые требования Ведерниковой Р.С., считает их обоснованными и законными, подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывал, что полномочия по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного фонда Законом от возложены на администрацию .
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в соответствии со вступившими с 01.01.2013 изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Ведерниковой Р.С. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета , относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации Юргамышского района по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительства прокурор выразил несогласие с доводами жалобы, полагал, что они являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Правительства в заседание судебной коллегии не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело и доводы апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Ведерникова Р.С., года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Администрации Скоблинского сельсовета Юргамышского района от "Об учреждении опеки над несовершеннолетними Ведерниковыми" учреждена опека над несовершеннолетней и закреплено право на проживание по адресу: , данное помещение принадлежит на праве собственности Ведерниковой Н.А., что подтверждается справкой Скоблинского сельсовета от (л.д.).
Отец решением Юргамышского районного суда от признан безвестно отсутствующим (л.д. ).
Решением Усть-Илимского городского суда от мать была лишена родительских прав в отношении (л.д. ).
Постановлением Администрации Юргамышского поссовета от "О принятии на учет Ведерникову Р.С. в качестве нуждающихся в жилом помещении" Ведерникова Р.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как оставшуюся без попечения родителей и включена в список очередников на внеочередное предоставление жилого помещения под N (л.д. ).
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения на , Ведерникова Р.С. значится под N (л.д. ).
Ведерникова Р.С. обучалась в муниципальном общеобразовательном учреждении Скоблинская средняя общеобразовательная школа села Скоблино Юргамышского района , что подтверждается аттестатом об основном общем образовании от (л.д. ).
Ведерникова Р.С. зарегистрирована по адресу: , что подтверждается адресной справкой от (л.д. ).
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по от следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Ведерниковой Р.С. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. ).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, истец до настоящего времени жильем не обеспечена.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм закона суд первой инстанции правильно установил, что Ведерникова Р.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Ведерникова Р.С. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации Юргамышского поссовета, свое право на получение жилья до 01.01.2013 не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором в интересах Ведерниковой Р.С. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с требованиями п.п. 1,7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Юргамышской поселковой Думы от установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, предоставляемого в муниципальном жилищном фонде муниципального образования Юргамышского поссовета , которая составляет не менее кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Законом Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Юргамышского района обязанность по предоставлению Ведерниковой Р.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования п. Юргамыш Юргамышского района в пределах нормы предоставления - не менее кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Правительство профинансировало Администрацию Юргамышского района на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточно, он пришел к правильному выводу о возложении на Правительство обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанности по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Предусмотренная пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от 26.12.2012) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в ред. от 26.12.2012), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
Таким образом, истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном ст. 6-1 Закона Курганской области N 6 (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 N 590).
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Ведерниковой Р.С. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Судебная коллегия считает также несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Ведерниковой Р.С. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19.03.1997; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 07.05.2002; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18.06.2002).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Юргамышский район", суд первой инстанции исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Ведерниковой Р.С., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда от оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Софина И.М.
Судьи: Фомина А.И.
Прасол Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.