Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в 01 октября 2013 года гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды , ИП Глебову А.В. о признании пунктов договора аренды в части недействительными,
по апелляционной жалобе Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды на решение Курганского городского суда от , которым постановлено:
Иск Курганского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды , ИП Глебову А.В. о признании пунктов договора аренды в части недействительными удовлетворить.
1. Признать пункты 12 и 13 договора аренды лесного участка от в части слов "или через подведомственное учреждение-лесничество, действующее от имени Арендодателя - ГКУ "Шумихинское лесничество", заключенного между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды и индивидуальным предпринимателем , недействительными.
2. Признать пункт 15.15 договора аренды лесного участка от в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение", заключенного между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды и индивидуальным предпринимателем , недействительным.
Заслушав доклад судьи Фоминой А.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды , прокурора , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор , действуя в интересах Российской Федерации обратился с иском в Курганский городской суд с иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды , ИП Глебову А.В. о признании пунктов договора аренды в части недействительными.
В обоснование иска указал, что проведенной проверкой установлено, что между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды и индивидуальным предпринимателем Глебовым А.В. в соответствии с проведенным аукционом заключен договор аренды лесного участка в целях заготовки древесины. В нарушение норм ст.ст. 1, 420 Гражданского кодекса Российской Федерации данный договор содержит положения не соответствующие федеральному законодательству, что нарушает права Российской Федерации. Так как в нарушение требований гражданского и лесного законодательства обязанность по тушению лесного пожара возложена на истца, кроме того исполнение условий договора, касающихся ответчика, возложено на ГКУ "Шумихинское лесничество", не являющегося стороной вышеуказанного договора. Просил признать п.п. 12 и 13 вышеуказанного договора аренды в части слов "или через подведомственное учреждение-лесничество, действующее от имени Арендодателя - ГКУ "Шумихинское лесничество", а также п. пункт 15.15 данного договора аренды лесного участка в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение", недействительными.
В судебном заседании помощник Курганского межрайонного природоохранного прокурора на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды , действуя по доверенности, исковые требования не признал, указав, что ответчиком было предложено истцу внести изменения в договор в части указанных прокурором недостатков в добровольном порядке до рассмотрения иска судом по существу, однако истец не ответил на данное предложение.
Представитель истца ИП Глебова А.В.- оставила разрешение иска на усмотрение суда, указав, что текст соглашения о внесении изменений в договор поступил за день до рассмотрения иска в суде, истец не успел с ним ознакомиться, поэтому оно не подписано.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ГКУ "Шумихинское лесничество", в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат за необоснованностью.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом нарушена подведомственность рассмотрения дел, полагает, что иск Курганского межрайонного прокурора вытекает из имущественных отношений участников гражданского оборота, возникающих из предпринимательской деятельности, поэтому подлежит рассмотрению в Арбитражном суде . Кроме того полагает, что в удовлетворении иска должно быть отказано, поскольку ответчик принял меры к добровольному исполнению заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды доводы апелляционной жалобы поддержала, выразив несогласие с решением суда первой инстанции.
Прокурор в суде апелляционной инстанции выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды и ИП Глебовым А.В. в соответствии с проведенным аукционом заключен договор аренды лесного участка и подписан акт передачи, согласно которых Департамент представил, а Глебов А.В. принял во временное пользование в целях заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности.
Согласно представлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора Департаменту природных ресурсов и окружающей среды было предложено устранить имеющиеся нарушения федерального законодательства указанные в п.п. 12, 13, 15.15 договора аренды лесного участка.
Департаментом природных ресурсов и окружающей среды в целях приведения в соответствие с действующим законодательством договора аренды лесного участка было направлено ответчику для подписания соглашение от о внесении изменений в договор аренды лесного участка.
В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 12 раздела 3 вышеуказанного договора арендодатель (Департамент) самостоятельно или через подведомственное учреждение - лесничество (ГКУ "Шумихинское лесничество"), действующие от имени арендодателя, имеет право: осуществлять контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах в соответствии с полномочиями и компетенцией Департамента; получать от арендатора необходимые сведенья, справочные и другие материалы, касающиеся его хозяйственной деятельности об пользовании, охране и защите лесов, расположенных на арендном лесном участке, их воспроизводстве; предъявлять арендатору штрафные санкции в порядке и размерах, установленных законодательством РФ; предъявлять арендатору иски о возмещении вреда и ущерба, причиненного лесам, животному миру, окружающей природной среде в результате хозяйственной деятельности арендатора; изымать, в порядке и в случаях, предусмотренных лесным и земельным законодательством РФ, отдельные площади из переданного в аренду по настоящему Договору лесного участка для государственных и иных нужд; привлекать арендатора к тушению лесных пожаров за пределами арендованного лесного участка, с последующей компенсацией понесенных затрат арендодателем; давать арендатору указания, рекомендации в пределах свои полномочий и компетенции по вопросам осуществления лесохозяйственных, лесовосстановительных, лесоохранных и противопожарных мероприятий (работ) на арендованном лесном участке; вносить предложения по пересмотру условий настоящего договора в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ настоящим Договором; осуществлять контроль за деятельностью арендатора по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на участке, переданном в аренду; при рассмотрении лесной декларации на очередной год осуществлять уменьшение объема рубок спелых и перестойных лесных насаждений на объем незаконно вырубленной на арендуемом лесном участке древесины в текущем году; пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям действующего законодательства и условия настоящего Договора.
Согласно п. 13 раздела 3 Договора арендодатель самостоятельно или через подведомственное учреждение-лесничество, действующие от имени арендодателя - ГКУ "Шумихинское лесничество", обязан: передать лесной участок арендатору по акту приема- передачи лесного участка в аренду согласно приложению к настоящему Договору; осуществлять контроль за деятельностью арендатора по выполнения объемов и соблюдению качества лесохозяйственных, лесовосстановительных, лесоохранных и противопожарных мероприятий (работ) на арендованном лесном участке: вести учет изменения состояния лесного участка; предоставлять арендатору информацию о лесном фонде; содействовать проведению лесоустроительных и лесоинвентаризационных работ; выдавать арендатору рекомендации по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на переданном в аренду лесном участке; предоставлять арендатору, за отдельную плату, материалы лесоустройства; обеспечить контроль за осуществляемой арендатором заготовкой древесины; не позднее 15 дней с момента получения извещения от арендатора о выполнении им установленных настоящим Договором, обязанностей провести проверку соответствия выполненных мероприятий (работ) и принять их по акту; компенсировать арендатору затраты, связанные с тушением лесных пожаров на арендуемом лесном участке в порядке, установленном арендодателем; указать в плановокартографических материалах границы арендованного лесного участка; выполнять другие обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 15.15 раздела 3 Договора арендатор, т.е. ИП Глебов А.В., в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обязан обеспечивать его тушение.
В соответствии со ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в ч. 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".
Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правилами пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 30.06.2007 N 417 (с изменениями, внесенными в Правила постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 N 343) не предусмотрена обязанность предпринимателя, использующего лесной участок, тушить лесные пожары. Пунктом 13 данных Правил на лиц, использующих лесной участок для предпринимательской деятельности возложена обязанность иметь средства предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования; в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Согласно ч. 2 ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что после внесения изменений в вышеуказанные Правила постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 N 343 (с 24.05.2011) на арендаторов участков лесного фонда не может быть возложена обязанность по тушению лесных пожаров.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).
Судом первой инстанции установлено, что ИП Глебов А.В. лицензию на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров не имеет.
Согласно ст.ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора о признании п.п. 12, 13 и 15.15 договора аренды недействительными.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неподведомственности заявленного прокурором иска суду общей юрисдикции и необходимости в связи с этим прекращения производства по делу судебная коллегия также находит не заслуживающими внимания.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно ст. ст. 27 и 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в случае, если поданное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещении ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции Российской Федерации, подп. 1 п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.
К таким делам относятся дела по искам о возмещении вреда окружающей среде, дела по искам об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности, осуществляемой с нарушениями требований в области охраны окружающей среды и природопользования, дела по заявлениям прокуроров в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иные гражданские дела (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации п. 2 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Как следует из материалов дела, Курганским межрайонным природоохранным прокурором оспариваются пункты 12, 13 вышеуказанного договора аренды лесного участка, заключенного между ответчиками ИП Глебовым А.В. и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды , предусматривающие осуществление прав и обязанностей арендодателя третьим лицом - ГУ "Шумихинское лесничество", не являющимся стороной данного договора, а также п. 15.15 договора аренды, возлагающий обязанность по тушению лесных пожаров, не предусмотренную законодательством, на арендатора - ИП Глебова А.В., не имеющего достаточных средств для этого и не прошедшего лицензирование данного вида деятельности.
В данном случае имущественные отношения участников гражданского оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований не являются.
Исковые требования прокурора заявлены в интересах Российской Федерации, поскольку спорный лесной участок находится в государственной собственности, и связаны с применением ответчиками пунктов договора аренды лесного участка, противоречащих действующему законодательству.
Ответчик Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды , являясь юридическим лицом, при заключении договора выступал не субъектом экономических отношений, а осуществлял полномочия по осуществлению публичных функций как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан, в интересах которых прокурором также заявлен иск.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спор возник из нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, не носит экономического характера и в силу ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит разрешению в суде общей юрисдикции.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда от оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Софина И.М.
Судьи: Фомина А.И.
Аврамова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.