Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Аврамовой Н.В.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 октября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах Басовой М.Ю. к Администрации Варгашинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 26 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов Басовой Милены Юрьевны к Администрации Варгашинского района Курганской области и Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области предоставить Басовой , года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории , общей площадью не менее 18 кв. м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Басовой , года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории , общей площадью не менее 18 кв. м."
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Федоровской Н.М. полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Варгашинского района Курганской области (далее по тексту - прокурор Варгашинского района) обратился в Варгашинский районный суд Курганской области в интересах Басовой М.Ю. с исковыми требованиями к Администрации Варгашинского района Курганской области, (далее по тексту - Администрация Варгашинского района), Правительству Курганской области c исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Варгашинского района проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Басова (Новицкая) М.Ю., года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать лишена родительских прав на основании решения Варгашинского районного суда Курганской области от 18 августа 2005 г., сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери. Постановлением Администрации Варгашинского поссовета от 9 сентября 2005 г. истцу отказано в закреплении за ней жилого помещения, в связи с отсутствием жилья у её матери. Постановление Администрации Варгашинского района Курганской области от 13 марта 2013 г. N 45, Басова (Новицкая) М.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. 28 марта 2012 г. истец вступила в брак с Собственного жилья истец не имеет.
Ссылаясь на нормы статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству", статьи 2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 66 "О предоставлении жилых помещений в Курганской области", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству", статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просил обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области предоставить Басовой М.Ю. благоустроенное жилое помещение на территории , площадью не менее 18 кв. м, соответствующее санитарно-техническим требованиям. Просил возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление Басовой М.Ю. указанного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Кармакулина Е.И. на заявленных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме. Пояснила, что истец в настоящее время зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем её бывшим опекунам, а проживает в квартире своего супруга, собственного жилья не имеет.
Истец Басова М.Ю. в судебном заседании не присутствовала, в письменном заявлении требования прокурора поддержала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Врагашинского района Колосова Л.Н., действующая по доверенности, оставила вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда. Не оспаривала право истца на обеспечение жильем. При этом пояснила, что Администрация Варгашинского района в течение 2012 года неоднократно направляла заявки в Главное Управление образования Курганской области о выделении средств для приобретения жилья детям-сиротам, но финансирование не было предоставлено. В 2013 году были направлены аналогичные заявки, но предоставление средств запланировано только на второе полугодие 2013 года. При этом, предполагаемый объем финансирования не позволит обеспечить жилыми помещениями всех нуждающихся.
Представитель третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора Отдела образования Администрации Варгашинского района и Отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации Варгашинского района по доверенности Едомских О.А. также оставила вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда, дала пояснения аналогичные доводам представителя Администрации Варгашинского района Курганской области.
Представитель ответчика Правительства Курганской области, представители третьих лиц без самостоятельных требований по иску Главного Управления образования Курганской области, Финансового Управления Курганской области в судебном заседании не участвовали, в представленных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия.
Варгашинским районным судом Курганской области 26 июля 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным.
В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
Ссылаясь на нормы статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настаивает, что с 1 января 2013 г. исключено внеочередное предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого, предоставление жилья лицам данной категории поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, обладающих аналогичным правом на получение жилья. Федеральным законодательством определено, что с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Со ссылкой на нормы статей 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", отмечает, что суд первой инстанции, неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Обращает внимание, что исходя из приведенных норм права, Басова М.Ю. не является участником межбюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Считает, что разрешение вопросов достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Настаивает, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, в связи с чем, суд первой инстанции не правомочен был решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений и возлагать на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья, поскольку данные вопросы не относятся к подведомственности судом общей юрисдикции. В обоснование приводит примеры правоприменительной практики Курганского областного суда.
Полагает, что установленная решением обязанность Правительства Курганской области предоставить финансирование для предоставления жилья не связана с обязанностью Администрации Варгашинского района по предоставлению жилья, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. По мнению автора жалобы, суд обязал Правительство Курганской области обеспечить предоставление жилых помещений в собственность муниципального образования, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя, хотя судебные акты должны быть ясными и точными, объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
На основании данных доводов, Правительство Курганской области считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имелось. Просит решение Варгашинского районного суда Курганской области от 26 июля 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Басова М.Ю., представители Администрации Варгашинского района Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, Финансового Управления Курганской области, Отдела образования Администрации Варгашинского района Курганской области, Отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации Варгашинского района Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от представителя Правительства Курганской области представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основополагающие принципы, содержание и перечень мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Новицкая (в браке Басова) , родилась (свидетельство о рождении, л.д. 9). Её родителями являются и При этом, мать истца решением Варгашинского районного суда Курганской области от 18 августа 2005 г. лишена в отношении дочери родительских прав (л.д. 14). Сведения об отце внесены в документы о рождении со слов матери истца.
Постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от 9 сентября 2005 г. Новицкой М.Ю. отказано в закреплении за ней жилого помещения по мотиву отсутствия такового у её матери (л.д. 21).
Постановлением Варгашинского поссовета от 19 октября 2005 г. в отношении Новицкой М.Ю. установлена опека и (л.д. 25). 8 августа 2007 г. Новицкая М.Ю. была передана на воспитание в приемную семью и (л.д. 27-30).
Распоряжением Администрации Варгашинского района Курганской области от 29 марта 2012 г. в отношении Новицкой М.Ю. прекращено попечительство и (л.д. 23).
28 марта 2012 г. Новицкая М.Ю. вступила в брак с , ей присвоена фамилия "Басова" (л.д. 12).
Постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от 13 марта 2013 г. , Басова (Новицкая) М.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 15).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, Басова М.Ю. с 15 сентября 2008 г. по 15 октября 2020 г. зарегистрирована по адресу: (л.д. 11).
Согласно информации, предоставленной Варгашинским филиалом Курганского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Управлением Росреестра по Курганской области, Басова М.Ю. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 18).
Договор социального найма жилья на территории с Басовой М.Ю. не заключался (л.д. 19).
В Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Принимая решения по существу предъявленных требований, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции верно установил принадлежность Басовой М.Ю. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством Российской Федерации с 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом, по смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 г. не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Факт нуждаемости Басовой М.Ю. в получении жилья подтверждается имеющимися материалами дела, и признан Администрацией Варгашинского района при постановке её на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья Басовой М.Ю. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она жильем не обеспечена, что нарушает её жилищные права и предоставляет прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту её прав на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ устанавливает обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Материалами дела установлено, что Басова М.Ю. принята Администрацией Варгашинского района на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном Администрацией Варгашинского района.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с этим, довод апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления Басовой М.Ю. жилого помещения несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Варгашинского района в целях предоставления жилья Басовой М.Ю., по мнению судебной коллегии является несостоятельным, основанным на неправильном, субъективном толковании ответчиком норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ0) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий Администрации Варгашинского района по приобретению жилого помещения для Басовой М.Ю. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, данные требования не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, также необоснован. Принимая решение о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в область межбюджетных отношений между ответчиками.
Из материалов дела следует, что в лимитах бюджетных обязательств Отдела образования Администрации Варгашинского района Курганской области на 2013 год предусмотрены финансовые средства в сумме . на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансирование на указанные цели в 2013 году не производилось (л.д. 132).
Таким образом, поскольку доказательств предоставления жилого помещения Басовой М.Ю. в материалы дела не представлено, обратного ответчиками не доказано (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным, соответствующим установленным обстоятельствам дела.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Варгашинской поселковой Думы от 27 марта 2008 г. N 14, установлена учетная нормы площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонда Варгашинского поссовета в размере 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи (л.д. 144).
Таким образом, с учетом наличия у Басовой М.Ю. права на получение мер социальной поддержки, признания её нуждающейся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной ответчиками переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Варгашинского районного суда Курганской области от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.