Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Аврамовой Н.В.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 октября 2013 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора Курганской области в интересах Абрамова А.А. к Администрации города Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации города Шадринска на решение Шадринского районного суда Курганской области от 23 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот Абрамова к Администрации г. Шадринска и Правительству Курганской области о предоставлении жилья и возложении обязанности по финансированию его предоставления удовлетворить.
Обязать Администрацию города Шадринска предоставить Абрамову , года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории , соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией города Шадринска жилого помещения Абрамову ".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор Курганской области (далее по тексту - Шадринский межрайонный прокурор) обратился в Шадринский районный суд Курганской области в интересах Абрамова А.А. с исковыми требованиями к Администрации города Шадринска Курганской области, (далее по тексту - Администрация города Шадринска), Правительству Курганской области c исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Абрамова А.А., в ходе которой было установлено, что истец с 30 ноября 2012 г. состоит на учете в Администрации города Шадринска в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Богатовского районного суда Самарской области от 29 января 1998 г. мать истца лишена родительских прав, отец - осужден к 6 годам лишения свободы, после освобождения его место нахождения не установлено. Жилое помещение за истцом не закреплялось, в настоящее время собственного жилья Абрамов А.А. не имеет.
С 2004 года по 2007 год Абрамов А.А. обучался в ГБОУ СПО "Зауральский колледж физической культуры и здоровья", имеет специальность - педагог физической культуры.
Ссылаясь на нормы статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 1, 3, 4, 6, 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству", статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просил обязать Администрацию города Шадринска предоставить Абрамову А.А. благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска Курганской области, площадью не менее 15 кв. м, соответствующее санитарно-техническим требованиям, возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление Абрамову А.А. указанного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Половников И.Н., истец Абрамов А.А. на заявленных исковых требованиях настаивали, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора отдела опеки и попечительства Администрации города Шадринска Шаврина Н.Ф., действующая по доверенности, оставила вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.
Представитель ответчика Администрации города Шадринска, представитель ответчика Правительства Курганской области, в судебном заседании не участвовали, в представленных суду письменных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, с исковыми требованиями не согласились.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований по иску Главного Управления образования Курганской области, Финансового Управления Курганской области в судебном заседании не участвовали, извещались судом надлежащим образом, в представленных суду заявлениях просили рассмотреть дело без их участия.
Шадринским районным судом Курганской области 23 июля 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области и об изменении которого в части просит Администрация города Шадринска, считая его незаконным.
Правительство Курганской области в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
Ссылаясь на нормы статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настаивает, что с 1 января 2013 г. исключено внеочередное предоставление жилья лицам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого, предоставление жилья лицам данной категории поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, обладающих аналогичным правом на получение жилья. Федеральным законодательством определено, что с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Со ссылкой на нормы статей 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" отмечает, что суд первой инстанции неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования с их стороны.
Обращает внимание, что исходя из приведенных норм права, Абрамов А.А. не является участником межбюджетных отношений, и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Считает, что разрешение вопросов достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Настаивает, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, в связи с чем, суд первой инстанции не правомочен был решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений в рамках данного гражданского дела и возлагать на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья истцу, поскольку данные вопросы не относятся к подведомственности суду общей юрисдикции.
Полагает, что установленная решением обязанность Правительства Курганской области предоставить финансирование для предоставления жилья истцу не связана с обязанностью Администрации города Шадринска по предоставлению жилья Абрамову А.А., поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. По мнению автора жалобы, суд обязал Правительство Курганской области обеспечить предоставление жилого помещения в собственность муниципального образования, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя, хотя судебные акты должны быть ясными и точными, объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
На основании данных доводов, Правительство Курганской области считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имелось. Просит решение Шадринского районного суда Курганской области от 23 июля 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Администрация города Шадринска в обоснование доводов апелляционной жалобы также указывает на то, что до 1 января 2013 г. обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производилось посредством заключения договоров социального найма во внеочередном порядке. С 1 января 2013 г. внеочередной порядок предоставления жилья исключен федеральным законодательством и установлено, что обеспечение жильем лиц, из указанных категорий, осуществляется посредством заключения договоров найма жилых помещений специализированного жилого фонда. Предоставление жилья в таком случае производится немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности и пр.). Для этой цели органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц, в который включаются лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претендующие на получение жилья. В силу Закона Курганской области от 5 июля 2007 г. N 288, органы государственной власти Курганской области, в том числе, наделены правом однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однократное предоставление жилья должно осуществляться в строгом соответствии с данным списком.
Таким образом, поскольку внеочередной порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей с 1 января 2013 г. отменен, автор жалобы считает, что единственным вариантом получения жилья является его предоставление органом местного самоуправления согласно сформированному списку в порядке очередности.
Просит решение Шадринского районного суда Курганской области от 23 июля 2013 г. изменить в части, указав в резолютивной части решения на предоставление Абрамову А.А. жилья в соответствии с установленной списком очередностью.
Шадринский межрайонный прокурор в возражениях на апелляционные жалобы Правительства Курганской области и Администрации города Шадринска с требованиями об отмене и изменении судебного решения не согласился, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным. Просил в удовлетворении требований апелляционных жалоб отказать.
Абрамов А.А., представители Администрации города Шадринска Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, Финансового Управления Курганской области, Отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации города Шадринска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от представителя Правительства Курганской области представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для их удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституцией Российской Федерации на государство возложена обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство Российской Федерации, отнесены подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основополагающие принципы, содержание и виды мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе порядок обеспечение жильем, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Абрамов родился , его родителями являются и (свидетельство о рождении, л.д. 15).
Решением Богатовского районного суда Самарской области от 8 сентября 1995 года, мать истца - лишена родительских прав в отношении сына (л.д. 18-20). Отец - осужден к наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет, после освобождения его местонахождение не установлено (л.д. 18-20).
Правом собственности на жилые помещения на территории Самарской области истец и его родители не обладали (л.д. 24).
Постановлением Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 23 июля 1998 г. , Абрамов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 21-22).
Постановлением Администрации города Шадринска от 3 июня 2005 г. , Абрамову А.А. назначен опекун - , проживающая в .
В связи с переездом Абрамова А.А. на постоянное место жительства в город Шадринск Курганской области, постановлением Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 10 октября 2011 г. Абрамов А.А. был снят с учета, как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилья на территории Самарской области (л.д. 17).
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 21 сентября 2012 г. на Администрацию города Шадринска возложена обязанность поставить Абрамова А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств областного бюджета по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (л.д.26-30).
Постановлением Администрации города Шадринска от 30 ноября 2012 г. , Абрамов А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" (л.д. 10).
Абрамов А.А. зарегистрирован и проживает по адресу: , принадлежащем на праве собственности (л.д. 23,25).
Согласно представленному диплому ФГОУ СПО "Зауральский колледж физической культуры и здоровья", Абрамов А.А. имеет специальность: педагог по физической культуре и спорту (л.д. 16).
По информации, представленной Шадринским отделением Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Шадринским отделом Управления Росреестра по Курганской области, Абрамов А.А. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 21, 60).
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, регламентированы общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Принимая решения по заявленным исковыми требованиям,, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность Абрамова А.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством Российской Федерации с 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
В силу статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 г. не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Нуждаемость Абрамова А.А. в получении жилья установлена судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела по существу и не оспаривалась ответчиками. Факт нуждаемости признан Администрацией города Шадринска при постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья Абрамовым А.А. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он не обеспечен жильем, что нарушает его жилищные права, предоставляет прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту прав Абрамова А.А. в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Абрамов А.А. принят Администрацией города Шадринска на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном Администрацией города Шадринска.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления Абрамову А.А. жилого помещения несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
По этому же основанию несостоятельны требования апелляционной жалобы Администрации города Шадринска об изменении судебного решения путем указания на предоставление жилого помещения согласно очередности, установленной списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации города Шадринска по предоставлению жилья Абрамову А.А., судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на ошибочном, субъективном толковании со стороны ответчика норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ0) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий Администрации города Шадринска по приобретению жилого помещения для Абрамова А.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, данные требования не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, также необоснован. Принимая решение о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в область межбюджетных отношений между ответчиками.
Из дела следует, что по состоянию на 30 июля 2013 г. денежные средства из областного бюджета для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в бюджет Администрации Шадринского района не поступали. В связи с дефицитом собственных средств районного бюджета, Администрация Шадринского района не имеет возможности приобрести жилье для Абрамова А.А. (справка, л.д. 134).
Из представленного информационного письма Отдела опеки и попечительства Администрации города Шадринска следует, по состоянию на июнь 2013 г. Абрамову А.А. жилое помещение не предоставлено (л.д. 61).
Доказательств предоставления жилого помещения Абрамову А.А. в материалы дела не представлено, обратного ответчиками не доказано (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, с учетом наличия у Абрамова А.А. права на получение мер социальной поддержки, признания истца нуждающимся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Правительства Курганской области относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной ответчиками переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 23 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Администрации города Шадринска Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.