Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Богдановой О.Н., Арзина И.В.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 октября 2013 г. гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 29 мая 2013 г., которым постановлено:
иск Курганского природоохранного прокурора Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 г. N 13-7-2/469, зарегистрированными в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005 (далее Правил), а именно:
-скотомогильник площадью 450 кв.м., расположенный на территории сельсовета Сафакулевского района Курганской области в 2500 м. западнее , с географическими координатами , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 5.7 обустроить плотно закрываемой крышкой, в соответствии с п. 5.8 Правил построить навес, пристроить помещение для вскрытия трупов животных;
-закрытый скотомогильник площадью 350 кв.м., расположенный в 1500 м. восточнее д. сельсовета Сафакулевского района Курганской области, с географическими координатами , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли;
-закрытый скотомогильник площадью 300 кв.м, расположенный на территории сельсовета Лебяжьевского района в 2000 м северо-восточнее с. Лебяжьевского района Курганской области, с географическими координатами , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли;
-закрытый скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный на территории сельсовета Петуховского района в 1000 м. юго-восточнее с. Петуховского района Курганской области, с географическими координатами , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли;
-закрытый скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный на территории сельсовета в 1000 м. от с. Варгашинского района Курганской области, в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли;
-закрытый скотомогильник (сибиреязвенное захоронение) площадью 300 кв.м., расположенный на территории сельсовета в 1400 м. северо-восточнее д. Альменевского района Курганской области, с географическими координатами , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли;
-закрытый скотомогильник площадью 400 кв.м., расположенный на территории сельсовета в 4000 м. южнее с. Петуховского района Курганской области, с географическими координатами , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли;
-закрытый скотомогильник площадью 300 кв.м., расположенный на территории сельсовета Шумихинского района в 1000 м. юго-восточнее с. Шумихинского района Курганской области, с географическими координатами , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., пояснения представителя ответчика Столяровой Н.А., представителя третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) Лаптевой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильники, расположенные на территории сельсовета Сафакулевского района Курганской области, д. сельсовета Сафакулевского района, сельсовета Лебяжьевского района, сельсовета Петуховского района, сельсовета в 1000 м. от с. Варгашинского района Курганской области, сельсовета в 1400 м. северо-восточнее д. Альменевского района Курганской области, сельсовета Петуховского района Курганской области, сельсовета Шумихинского района в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование иска, с учетом изменения ранее заявленных исковых требований, указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области было установлено, что на территории указанных выше сельсоветов имеются скотомогильники, в том числе на территории сельсовета сибиреязвенное захоронение, содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства. Указанные скотомогильники не отвечают требованиям п.п. 5.6 - 5.8, 6.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: отсутствуют обустройство плотно закрываемой крышкой, навес и помещение для вскрытия трупов животных, глухой забор и насыпь над поверхностью земли. Данные скотомогильники на балансе Администраций соответствующих сельсоветов не числятся. Скотомогильники, предназначенные для захоронения биологических отходов, не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, а их эксплуатация осуществляется с нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие граждан и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Просил обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению указанных выше скотомогильников в соответствие с требованиями п.п. 5.6, 6.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" - огородить скотомогильник глухим забором, произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли, в отношении скотомогильника площадью 450 кв.м., расположенного на территории сельсовета Сафакулевского района Курганской области в 2500 м. западнее , с географическими координатами , просил в соответствии с требованиями п. 5.6, 5.7, 5.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" - огородить глухим забором, обустроить плотно закрываемой крышкой, построить навес, пристроить помещение для вскрытия трупов животных.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заседании.
Представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Калинина О.Л. с иском не согласилась. Указала, что статус скотомогильника определяется наличием отведенного земельного участка, а также наличием акта приемки скотомогильника и ветеринарно-санитарной карточки. Правительство Курганской области имеет право самостоятельно избирать способ решения вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) по доверенности Доможиров В.Л. исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области Степаньян Л.Н. разрешение требований оставила на усмотрение суда.
Представители третьего лица Управления ветеринарии Курганской области Ватагин С.М., Масленикова Е.П., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причине неявки не уведомил.
Представители третьих лиц Администрации Сафакулевского района Курганской области, Администрации сельсовета Сафакулевского района Курганской области, Администрации Петуховского района Курганской области, Администрации сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Лебяжьевского района Курганской области, Администрации сельсовета Лебяжьевского района Курганской области, Администрации сельсовета Варгашинского района Курганской области, Администрации Варгашинского района Курганской области, Администрации сельсовета Альменевского района, Администрации Альменевского района, Администрации Шумихинского района, Администрации сельсовета Шумихинского района в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает не согласие с принятым судом решением, просит его отменить и принять новое решение суда об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что скотомогильник является объектом капитального строительства, для возведения которого органом местного самоуправления производится выбор и отвод земельного участка. При отсутствии доказательств отвода земельных участков и документов по созданию, статус объектов как скотомогильников не подтвержден. Указывает, что Правительство Курганской области собственником скотомогильников не является, скотомогильники не находятся в ведении Курганской области, в связи с чем основания для возложения обязанности по устройству и оборудованию скотомогильников на Правительство Курганской области отсутствуют. Ссылается на то, что судом не установлено нарушение прав неопределенного круга лиц. Полагает, что доказательств, подтверждающих как наступление вреда в настоящее время, так и реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате не приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами, не представлено. Кроме того указывает, что Правительство Курганской области не является собственником земельного участка сельсовета в 2500 м. западнее , где расположен скотомогильник, право владения, пользования и распоряжения спорным объектом и земельным участком у Правительства Курганской области отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Варгашинского района, Администрация Сафакулевского района, Курганский межрайонный природоохранный прокурор просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства области без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Курганской области по доверенности Столярова Н.А., доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. полагала решение суда законным, доводы жалобы, не подлежащими удовлетворению.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) по доверенности Лаптева В.В. доводы апелляционной жалобы полагала несостоятельными, решение суда законным и обоснованным.
Представители третьих лиц Администрации Варгашинского района Курганской области, Администрации Уральского сельского совета Варгашинского района Курганской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Курганской области проведены проверки в отношении Администрации сельсовета Шумихинского района Курганской области, Администрации сельсовета Лебяжьевского района Курганской области, Администрации сельсовета Варгашинского района Курганской области, Администрации сельсовета Сафакулевского района Курганской области, Администрации сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации сельсовета Альменевского района Курганской области, Администрации сельсовета Петуховского района Курганской области для выявления и предупреждения нарушений действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, ветеринарии.
Согласно акту проверки от скотомогильник площадью 300 кв.м., расположенный на территории сельсовета Шумихинского района Курганской области в 1 000 м. юго-восточнее не соответствует п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. (далее по тексту Ветеринарно-санитарные правила), а именно: территория скотомогильника не огорожена глухим забором с въездными воротами, отсутствует люк с запираемой крышкой, на скотомогильнике рядом с навесом нет помещения для вскрытия трупов животных.
В соответствии с актом проверки от скотомогильник площадью 300 кв.м., расположенный на территории сельсовета Лебяжьевского района Курганской области в 1 200 м. северо-восточнее с координатами не соответствует п.п. 5.6, 4.1.2 Ветеринарно-санитарных правил, а именно: обвалился ров оканавливания скотомогильника, над местом захоронения не насыпан земляной курган высотой 1 м.
Согласно акту проверки от скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области в 1 000 м. от с. Варгашинского района Курганской области не соответствует п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил - скотомогильник частично огорожен забором, въездные ворота отсутствуют, над биотермической ямой не оборудован навес и помещение для трупов животных и хранения дезосредств.
Актом проверки от установлено, что на территории сельсовета Сафакулевского района Курганской области находятся два скотомогильника вблизи и д. . Территория скотомогильника, расположенного вблизи на расстоянии 2500 м. от населенного пункта, с координатами , в нарушение п.п. 5.6, 5.7,5.8 Ветеринарно-санитарных правил не огорожена глухим забором, отсутствуют въездные ворота, отсутствует траншея по периметру скотомогильника, края биотермической ямы обсыпаны землей, отсутствует перекрытие и отверстие с плотно закрываемой крышкой, отсутствует навес и помещение для вскрытия трупов животных.
На территории скотомогильника, расположенного вблизи д. на расстоянии 1500 м. от населенного пункта, с координатами отсутствует ограждение и въездные ворота, по периметру отсутствует траншея с устройством вала, над ямой отсутствует навес и помещение для вскрытия трупов животных (п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил).
Согласно акту проверки от скотомогильник площадью 400 кв.м., расположенный в пределах административной границы администрации сельсовета Петуховского района Курганской области в 4 000 м. южнее с координатами не соответствует п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил, а именно: отсутствует ограждение с запираемыми воротами, ров оканавливания выполнен снаружи ограждения, не установлен навес и отсутствует помещение для хранения дезосредств, инвентаря и вскрытия трупов животных.
Согласно акту проверки от скотомогильник, расположенный в 1 400 м. северо-восточнее д. Вишняково Альменевского района с координатами , на котором в г. произведено сибиреязвенное захоронение, не соответствует п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил - территория сибиреязвенного захоронения не огорожена глухим забором.
В соответствии с актом проверки от , проведенном в пределах административной границы сельсовета, скотомогильник площадью 600 кв.м. в 1000 м. юго-восточнее с координатами , в нарушение 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил не огорожен глухим забором с оборудованием запираемыми воротами, стены и дно биотермической ямы не облицованы гидроизоляционным материалом, над перекрытием ямы отсутствует земляная отмостка, не оборудован люк с запираемой крышкой, не установлен навес, отсутствует помещение для хранение инвентаря, дезосредств, вскрытия трупов павших животных.
По сведениям указанных выше Администраций сельсоветов спорные скотомогильники на балансе сельсоветов не состоят.
В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области сведения о зарегистрированных правах на земельные участки в с. Шумихинского района, с. Лебяжьевского района, с. Варгашинского района, с. Петуховского района, с. Альменевского района, с. Петуховского района в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами на Правительство Курганской области верным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 1 и 2 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, к биологическими отходами относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.
Пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил определяет субъекты, которые могут нести предусмотренную законом ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы). К ним относятся местная администрация, руководители организаций, в ведении которых находятся скотомогильники (биотермические ямы). Данный пункт Правил не предусматривает возложение ответственности на местную администрацию при отсутствии установленных законом оснований.
К полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Ссылку в апелляционной жалобе об отсутствии у Правительства Курганской области права осуществления каких-либо действий на земельных участках, собственником которых Правительство Курганской области не является, в том числе в отношении скотомогильника, расположенного на территории сельсовета Сафакулевского района Курганской области, судебная коллегия считает несостоятельной.
Доказательства, подтверждающие, что соответствующим муниципальным образованиям, в границах территорий которых находятся спорные скотомогильники, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передавались полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по надлежащему оборудованию скотомогильника, в материалы дела не представлено.
Кроме того, представленные в материалы дела документы о передаче земель в ведение сельского Совета народных депутатов Сафакулевского района Курганской области от 1991 г., сведений о передаче в пользование и иное законное владение указанному сельсовету земель, на которых расположен скотомогильник, также не содержат.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами на Правительство Курганской области. Делая данный вывод, суд обоснованно учел, что существование на территории поселения скотомогильников в условиях, когда они не находятся на чьем-либо балансе и соответственно никто не обеспечивает их надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей, в связи с чем непринятие Правительством Курганской области изложенных в исковых требованиях природоохранного прокурора мер по приведению скотомогильников в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Судебная коллегия полагает несостоятельным и изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что указанные в иске объекты захоронения биологических остатков не носят статуса скотомогильников, поскольку сооружены на не отведенных для данных целей земельных участках, не приняты в эксплуатацию по акту приемки, вследствие чего положения вышеуказанных Правил не распространяется на данные объекты.
Так в соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правилах биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
В соответствии с п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю единственно допустимыми вариантами уничтожения биологических отходов на территориях сельских советов районов Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Материалами дела подтверждено обустройство указанных в иске объектах именно как биотермических ям (скотомогильников), но с нарушениями установленных для их обустройства правил, предусмотренных п.п. 5.6, 5.7, 5.8, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил, которые требуют устранения выявленных нарушений с целью эффективного и безопасного уничтожения биологических отходов.
Ссылки апелляционной жалобы об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц также нельзя признать состоятельными.
Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как указано выше, нарушение Ветеринарно-санитарных правил при размещении скотомогильников достоверно установлено судом первой инстанции. Отсутствие обустройства плотно закрываемой крышкой, навеса и помещения для вскрытия трупов животных, глухого забора и насыпи над поверхностью земли скотомогильников создает беспрепятственный доступ к ним иных лиц. Скотомогильник (биотермическая яма) является имуществом, необходимым для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Кроме того, представленные в материалы дела акты Управления ветеринарии Курганской области о проведении в течение 2013 г. проверки мест захоронений биологических отходов и отсутствии в некоторых случаях необходимости в эксплуатации скотомогильников не свидетельствует о закрытии доступа к объектам, а также о том, что территория скотомогильников приведена в надлежащее состояние в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами, то есть отсутствует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ненадлежащим оборудованием запрещенных к эксплуатации биотермических ям по указанным адресам.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены судебного постановления, так как основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 29 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Катаев М.Ю.
Судьи: Богданова О.Н.
Арзин И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.