Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Голубь Е.С.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15.10.2013 гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах Ломаевой И.В. к Администрации Шадринского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 23.07.2013, которым постановлено: исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот к Администрации Шадринского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилья и возложении обязанности по финансированию его предоставления удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского района предоставить , года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Шадринского района жилого помещения .
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения прокурора Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах Ломаевой И.В. с иском к Администрации Шадринского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилья и возложении обязанности по финансированию его предоставления.
В обоснование иска указал, что Ломаева И.В., года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец умер , мать решением Каргапольского районного суда от лишена родительских прав. Жилое помещение за Ломаевой И.В. не закреплялось, в собственности жилья она не имеет. На основании постановления Администрации Шадринского района от N Ломаева И.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района. Просил обязать Администрацию Шадринского района предоставить Ломаевой И.В. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории Шадринского района Курганской области, площадью не менее 18 кв.м, соответствующее санитарно-техническим требованиям, обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление указанного жилья.
В судебном заседании помощник Шадринского межрайонного прокурора Половников И.Н. и истец Ломаева И.В. исковые требования поддержали. Прокурор пояснил, что в Шадринскую межрайонную прокуратуру поступило заявление от Ломаевой И.В. о нарушении ее жилищных прав, по которому была проведена проверка. В ходе проверки были установлены указанные в исковом заявлении обстоятельства. В остальном дал пояснения согласно исковому заявлению. Ломаева И.В. дополнительно пояснила, что ее мать была лишена родительских прав, отец умер. Родители своего жилья не имели, за ней жилое помещение не закреплялось. В августе она была поставлена на учет в Администрации Шадринского района в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В закончила обучение в , в настоящее время работает, проживает в доме опекуна, прав на это жилье не имеет, нуждается в жилом помещении. Обращалась в Администрацию Шадринского района с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, но ей было отказано по причине отсутствия жилищного фонда.
Представитель ответчика Администрации Шадринского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, оставил разрешение спора на усмотрение суда. В письменном отзыве указал, что в соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 6 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Субвенция из областного бюджета по данному целевому направлению расходов не поступала (л.д. 32).
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что полномочия Курганской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам переданы органам местного самоуправления. Необходимые для осуществления этих полномочий субвенции в бюджете Курганской области на 2013 год предусмотрены. На Главному управлению образования Курганской области перечислено рублей. Ссылался на то, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Ссылался на то, что в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда. Полагал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком (л.д. 27-29).
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления, к которым Правительство Курганской области не относится. Субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Курганской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений. Физические лица не являются участниками бюджетного процесса (л.д. 59-62).
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что с 01.01.2013 право детей-сирот на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует в связи с тем, что пункт 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) утратил силу. С 2013 обеспечение жилыми помещениями осуществляется в порядке, установленном законом, порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен статьей 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6. Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. Предоставление жилья из специализированного жилищного фонда осуществляется по сформированным спискам. Истец обратилась с заявлением в уполномоченный орган на включение ее в список, следовательно, воспользовалась своим правом. Прокурор, обращаясь в суд с иском, не указал, в чем именно выражено нарушение, какие права и законные интересы истца нарушены. Требование о возложении на Правительство Курганской области обязанности финансирования мероприятий по предоставлению жилого помещения заявлено за пределами подведомственности суда общей юрисдикции, поскольку касается межбюджетных отношений. Просил отказать в удовлетворении иска за необоснованностью (л.д. 64-68).
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что Ломаева И.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. постановлением Администрации Шадринского района N была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района. В собственности жилья Ломаева И.В. не имеет, что свидетельствует о необходимости предоставления ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилья (л.д. 35).
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области.
В обоснование жалобы Правительство Курганской области указывает, что с 01.01.2013 действующее законодательство предусматривает заявительный порядок включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Судом не принято во внимание то, что в статью 57 ЖК РФ внесены изменения, исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. В связи с чем полагает, что у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Указывает, что вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Отмечает, что судом не применены нормы материального права, из которых следует, что Правительство Курганской области не принимает участия в реализации Закона Курганской области N 288 и Порядка расходования субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 633 "Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству".
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор указывает, что на основании постановления Администрации г. Шадринска Ломаева И.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена, соответственно, право на получение жилья в установленном законом порядке Ломаевой И.В. не реализовано. Отмечает, что новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями. Считает правомерным возложение обязанности на Правительство Курганской области по финансированию расходов, связанных с предоставлением жилья Ломаевой И.В., поскольку финансирование города Шадринска осуществлено недостаточно.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Истец Ломаева И.В., представители ответчиков и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. От Правительства Курганской области поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и письменных возражениях относительно жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
С 01.01.2013 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Ломаева И.В., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
Согласно свидетельству о смерти N от отец Ломаевой И.В. - умер , решением Каргапольского районного суда Курганской области от мать истца - лишена родительских прав (л.д. 18, 41).
Постановлением Администрации Шадринского района N от Ломаева И.В. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на территории Шадринского района (л.д. 38).
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма Ломаева И.В. не имеет. Из пояснений Ломаевой И.В. в судебном заседании следует, что в собственности жилья она не имеет, проживала в доме, который принадлежит ее опекуну - дальней родственницы отца, в последующем пять лет проживала в общежитии института, в настоящее время вернулась в г. Шадринск, никаких прав на жилье опекуна не имеет, проживать ей негде (л.д. 78).
Постановлением Администрации Шадринского района N 266 от 11.02.2013 Ломаева И.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района (л.д. 44).
28.05.2013 Ломаева И.В. обратилась в Администрацию Шадринского района с заявлением о предоставлении ей как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории Шадринского района (л.д. 8).
Нуждаемость Ломаевой И.В. в жилом помещении подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривалась.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Ломаева И.В. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, и обоснованно удовлетворил требования прокурора, заявленные в ее интересах.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, принимая во внимание следующее.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Из дела следует, что минимальный размер площади жилых помещений по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, на территории города Шадринска установлен не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению перечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно возложил на Администрацию Шадринского района обязанность по предоставлению Ломаевой И.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту ее жительства, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
С учетом вышеизложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Отклоняя довод жалобы Правительства Курганской области о том, что финансирование предоставления детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и данный вопрос не должен разрешаться судом, судебная коллегия исходит из того, что межбюджетные отношения в Курганской области не являются предметом рассмотрения по делу. Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше законодательными нормами в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обоснованно проверил соблюдение Правительством Курганской области социальных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц.
Отклоняя довод жалобы о том, что федеральным законодательством с 01.01.2013 исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, судебная коллегия исходит из того, что ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Кроме того, Ломаева И.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с года как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако данное право ею не было реализовано до 01.01.2013 по причинам, не зависящим от ее воли.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 23.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Е.В. Прасол
Судьи: О.Н. Богданова
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.