Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 17.10.2013 гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Григорьева С.В. к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 28.05.2013, которым постановлено: исковые требования прокурора г. Кургана, действующего в интересах лица из числа детей-сирот к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить , года рождения, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Кургана, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией города Кургана жилого помещения .
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения прокурора Богомазовой Л.В., представителя ответчика Администрации г. Кургана Яковлевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кургана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах Григорьева С.В. с иском к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения в черте г. Кургана, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья.
В обоснование иска указал, что Григорьев С.В., года рождения, относится к категории детей-сирот, поскольку его родители умерли: мать умерла , отец - . С мая 2007 над Григорьевым С.В. установлена опека, опекуном назначен , жилое помещение не закреплялось. Проживая в семье опекуна в г. Кургане, Григорьев С.В. окончил общеобразовательное учреждение, в 2010 попечительство над ним прекращено. В 2011 году истец окончил ФГОУ СПО "". Согласно постановлению Администрации г. Кургана от N Григорьев С.В. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как сирота, однако жилое помещение ему не предоставлено. Григорьев С.В. собственного жилья не имеет, вынужден проживать у бывшего опекуна, где в настоящее время и зарегистрирован.
Поскольку финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления на территории Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области, просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Григорьеву С.В. жилого помещения.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры г. Кургана Киселева А.В. исковые требования поддержала, пояснила, что в ходе проведенной прокуратурой проверки были установлены указанные в исковом заявлении обстоятельства. В остальном дала пояснения согласно исковому заявлению.
Истец Григорьев С.В. в судебное заседание не явился, извещался в установленном процессуальным законом порядке, просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 8).
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Митина Т.В. исковые требования не признала. Пояснила, что в связи с исключением детей-сирот из категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, у Григорьева С.В. отсутствует право требования предоставления жилья во внеочередном порядке.
Ответчик Правительство Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя Правительства Курганской области по доверенности Лескевича А.И. поступил письменный отзыв, в котором он просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве указал, что истцом не представлены документы, свидетельствующие о включении Григорьева С.В. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Отметил, что детям-сиротам не предоставлено внеочередное право на предоставление жилых помещений. Ссылался на то, что полномочия Курганской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам переданы органам местного самоуправления. Необходимые для осуществления этих полномочий субвенции в бюджете Курганской области на 2013 год предусмотрены. Ссылался на то, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Ссылался на то, что в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда. Полагал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком (л.д. 49-52).
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления, к которым Правительство Курганской области не относится. Субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Курганской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений. Физические лица не являются участниками бюджетного процесса. В 2013 году Администрации г. Кургана направлены средства в сумме рублей (л.д. 54-57).
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание то, что в статью 57 ЖК РФ внесены изменения, исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. В связи с чем полагает, что у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Указывает, что вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Яковлева Е.С. поддержала доводы апелляционной жалобы и позицию Администрации г. Кургана, выраженную в судебном заседании первой инстанции, пояснив, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилья. Дополнительно указала, что в текущем году Администрацией г. Кургана получены разрешения на строительство жилья специализированного жилого фонда для указанной категории лиц, денежные средства выделяются частями.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Богомазова Л.В. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Указала, что доводы об исключении права на внеочередное получение жилья не имеют значения, так как очередность получения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, законом не определена. Григорьев С.В. жилым помещением не обеспечен.
Истец Григорьев С.В., представители ответчика Правительства Курганской области и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении, телефонограммой. От Правительства Курганской области поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
С 01.01.2013 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Григорьев С.В., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его мать умерла , отец умер (л.д. 12-13).
Распоряжением Администрации района Курганской области от N попечителем над несовершеннолетним Григорьевым С.В. назначен , при этом закрепить жилое помещение за Григорьевым С.В. не представилось возможным ввиду его непригодности вследствие пожара (л.д. 21).
Постановлением Администрации г. Кургана N 01.02.2010 Григорьев С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения (л.д. 35).
Жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма Григорьев С.В. не имеет, зарегистрирован по адресу: (л.д. 10, 37-38).
Приведенные выше обстоятельства, в том числе нуждаемость Григорьева С.В. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать вывод о том, что Григорьев С.В. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Исходя из изложенного, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора г. Кургана о предоставлении Григорьеву С.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 66 "О предоставлении жилых помещений в Курганской области" и п. 2 решения Курганской городской Думы от 02.11.2005 N 250 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде города Кургана, составляет не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению перечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению Григорьеву С.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту его жительства, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 28.06.2013 N 47) предусмотрено выделение субвенций из федерального бюджета и областного бюджета бюджету муниципального образования г. Курган в 2013 году на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета в размере рублей, за счет средств областного бюджета в размере рублей, а также межбюджетные трансферты в размере рублей.
Доказательств того, что на 2013 год Администрации г. Кургана на указанные цели бюджета г. Кургана денежные средства перечислялись, в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязательства по финансированию переданных государственных полномочий органу местного самоуправления на указанные цели не исполнены.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением Григорьеву С.В. жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Отклоняя довод жалобы Правительства Курганской области о том, что финансирование предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и данный вопрос не должен разрешаться судом, судебная коллегия исходит из того, что межбюджетные отношения в Курганской области не являются предметом рассмотрения по делу. Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше законодательными нормами в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обоснованно проверил соблюдение Правительством Курганской области социальных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц.
Отклоняя довод жалобы о том, что федеральным законодательством с 01.01.2013 исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, судебная коллегия исходит из того, что ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Кроме того, Григорьев С.В. с состоит на учете нуждающихся в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако данное право им не было реализовано до 01.01.2013 по причинам, не зависящим от его воли.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 28.05.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Е.В. Прасол
Судьи: Е.С. Голубь
Ж.А. Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.