Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Богдановой О.Н.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 октября 2013 года гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах Колташева А.А. к Администрации города Кургана о предоставлении жилого помещения, к Правительству Курганской области о предоставлении финансирования для предоставления жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Кургана в интересах Колташева к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения, к Правительству Курганской области о возложении обязанности профинансировать предоставление жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Колташеву по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать за счет бюджетных средств предоставление Администрацией г. Кургана Колташеву по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать за счет бюджетных средств предоставление Администрацией г. Кургана Колташеву жилого помещения по договору специализированного найма".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Кабаковой О.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кургана обратился в Курганский городской суд Курганской области в интересах Колташева А.А. с исковыми требованиями к Администрации города Кургана о предоставлении жилого помещения и Правительству Курганской области о финансировании предоставления жилья Колташеву А.А.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства о дополнительных гарантиях прав из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части обеспечения жильем, было установлено, что Колташев А.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, а отец - признан без вести пропавшим. С 1996 года истец находился в Курганском детском доме. При определении его в детский дом, за ним закреплялось жилое помещение по адресу: , признанное впоследствии, непригодным для проживания. По достижению 18-летнего возраста Колташев А.А. поступил в ФГБОУ ВПО "Курганский государственный университет", где обучается в настоящее время. Постановлением Администрации города Кургана от 9 августа 2011 г. Колташев А.А. принят на учет в качестве сироты, нуждающегося во внеочередном получении жилья, но до настоящего времени жилье ему не предоставлено. Собственного жилья Колташев А.А. не имеет.
Со ссылкой на нормы статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 2 Закона Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 132 Конституции Российской Федерации, статей 19, 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор г. Кургана просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность предоставить Колташеву А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, площадью не менее 15 кв. м. Также просил возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление Колташеву А.А. благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Киселева А.В. на заявленных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Истец Колташев А.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Администрации города Кургана Митина Т.В., действующая по доверенности, с иском не согласилась. Право Колташева А.А., как лица, имеющего статус ребенка-сироты, на получение жилого помещения не оспаривала, но полагала, что реализация данного права должна осуществляться в порядке очередности. При этом пояснила, что средства городского бюджета ограничены и без соответствующего финансирования со стороны Правительства Курганской области обеспечение истца жильем невозможно.
Представитель ответчика Правительства Курганской области, в судебном заседании не участвовал, в представленном отзыве выразил несогласие с исковыми требованиями, просил рассмотреть дело без его участия
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Главного Управления образования Курганской области в судебном заседании также не участвовали, извещались надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Курганским городским судом Курганской области 30 июля 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным.
В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
Приводит нормы статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настаивает, что с 1 января 2013 г. исключено внеочередное предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого, предоставление жилья лицам данной категории поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, обладающих аналогичным правом на получение жилья. Федеральным законодательством определено, что с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Ссылаясь на нормы статей 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" отмечает, что суд первой инстанции неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Настаивает, что исходя из приведенных норм права Колташев А.А. не является участником межбюджетных отношений, в связи с чем, определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для данного дела.
Считает, что разрешение вопросов достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Утверждает, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации неприменимы к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, в связи с чем, суд первой инстанции не правомочен был решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений и возлагать на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья, поскольку данные вопросы не относятся к подведомственности судом общей юрисдикции. В обоснование приводит примеры правоприменительной практики Курганского областного суда.
Полагает, что установленная решением обязанность Правительства Курганской области предоставить финансирование для предоставления жилья не связана с обязанностью Администрации города Кургана по предоставлению жилья Колташеву А.А., поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. По мнению автора жалобы, суд обязал Правительство Курганской области обеспечить предоставление жилых помещений в собственность муниципального образования, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя, хотя судебные акты должны быть ясными и точными, объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
На основании приведенных доводов, Правительство Курганской области считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имелось.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июля 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Колташев А.А., представители Администрации города Кургана, Главного Управления образования Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили. Представитель Правительства Курганской области просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Колташев родился года, его родителями являются и (свидетельство о рождении, л.д. 9).
Согласно свидетельству о смерти, мать истца умерла , а отец признан безвестно отсутствующим на основании решения Курганского городского суда Курганской области от 2 сентября 1999 г. (л.д. 16, 22).
Постановлением Администрации города Кургана от 3 июня 1996 г. несовершеннолетний Колташев А.А. был определен в детское государственное учреждение - Курганский детский дом. При этом за ним закреплено жилое помещение по адресу: (л.д. 11).
Распоряжением Мэра города Кургана от 27 июля 1998 г. в отношении закрепленного за Колташевым А.А. жилым помещением, установлена опека приходящейся истцу бабушкой (л.д. 12).
Заключением межведомственной комиссии г. Кургана от 19 июня 2009 г., жилой дом признан непригодным для проживания (л.д. 23-24, 25).
Постановлением Администрации города Кургана от 9 августа 2011 г. , Колташев А.А. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в список для получения жилья под (л.д. 30,48-52).
По данным регистрирующих органов - ГУП Курганской области "Кургантехинвентаризация" и Управления Росрестра по Курганской области, Колташев А.А. собственником жилых помещений не является (л.д. 7, 19).
В настоящее врем Колташев А.А. является студентом 5 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО "Курганского государственного университета" (л.д. 32).
В федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность Колташева А.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством Российской Федерации с 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 г. не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Колташев А.А. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией города Кургана при постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья истцом не реализовано, поскольку в установленном законом порядке, он, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, чем нарушаются его жилищные права. Данные обстоятельства предоставляют прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту прав Колташева А.А. в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Колташев А.А. принят Администрацией города Кургана на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном Администрацией города Кургана.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления Колташеву А.А. жилого помещения несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации города Кургана по предоставлению жилья Колташеву А.А., судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на ошибочном, субъективном толковании со стороны ответчика норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ0) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий Администрации города Кургана по приобретению жилого помещения для Колташева А.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, данные требования не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, также необоснован. Принимая решение о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в область межбюджетных отношений между ответчиками.
Из информационного письма Департамента финансов Администрации города Кургана следует, что по состоянию на 1 июля 2013 г. на предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей городу Кургану предусмотрены ассигнования из областного бюджета в сумме 79116,1 тыс. руб., из которых 18655 тыс. руб. - субвенции на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам, из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета. При этом, данные денежные средства в бюджет города не поступали. Для обеспечения жильем всех нуждающихся лиц, указанной категории, необходимы денежные средства в сумме 127735,9 тыс. руб. (л.д. 40).
Таким образом, доказательств наличия финансирования для решения вопроса Администрацией города Кургана предоставления жилого помещения Колташеву А.А., в материалы дела не представлено, обратного ответчиками не доказано (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, с учетом наличия у Колташева А.А. права на получение мер социальной поддержки, признания истца нуждающимся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Правительства Курганской области относительно неподведомственности рассмотрения суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья истцу, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной ответчиками переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.