Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Богдановой О.Н., Арзина И.В.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 октября 2013 г. дело по иску прокурора Звериноголовского района Курганской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 10 июля 2013 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Звериноголовского района Курганской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников, расположенных на территории Звериноголовского сельсовета, Отряд-Алабугского сельсовета, Прорывинского сельсовета Звериноголовского района Курганской области в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации, и уничтожения биологических отходов" N13-7-2/469 от 04.12.1995, а именно:
- скотомогильник, расположенный на территории Отряд-Алабугского сельсовета, возле , огородить глухим забором, выкопать траншею, поставить въездные ворота в соответствии с п. 5.6 Правил; размеры биотермической ямы скотомогильника привести в соответствие с п. 5.7 Правил;
- скотомогильник, расположенный на территории Звериноголовского сельсовета, возле огородить глухим забором, выкопать траншею, поставить въездные ворота в соответствии с п. 5.6 Правил; размеры биометрической ямы скотомогильника привести в соответствие с п. 5.7 Правил;
- скотомогильник, расположенный на территории Прорывинского сельсовета, возле огородить глухим забором, выкопать траншею, поставить въездные ворота в соответствии с п. 5.6 Правил; размеры биометрической ямы скотомогильника привести в соответствие с п. 5.7 Правил.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Катаева М.Ю., объяснения представителя ответчика Правительства Курганской области Столяровой Н.А., представителя третьего лица Управления Россельхознадзора по Курганской области Лаптевой В.В., прокурора Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Звериноголовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности. В обоснование иска, с учетом изменения ранее заявленных исковых требований, указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области было установлено, что на территории Звериноголовского района Курганской области имеется 15 скотомогильников, содержание которых не отвечает требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" N13-7-2/469 от 04.12.1995. Так, на территории Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области, а именно в на расстоянии 1 км. от , в на расстоянии 1 км. от населенного пункта, в в 2 км. от деревни; на территории Звериноголовского сельсовета имеется 2 скотомогильника, один расположен на расстоянии 1 км. от , другой в 1 км. от , на территории Отряд-Алабугского сельсовета на расстоянии 1 км. от , второй в 1 км. от и третий в 1 км. от , на территории Прорывинского сельсовета в 2 км. от , на территории Трудовского сельсовета, возле , и , на территории Озеринского сельсовета в 2 км. от , на территории Бугровского сельсовета в 1 км. от содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства. Указанные скотомогильники не отвечают требованиям п.п. 5.6, 6.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: отсутствует глухой забор с въездными воротами, отсутствует траншеи по всему периметру и насыпь над поверхностью земли. Кроме того, указанные скотомогильники на балансе нигде не числятся, ни за кем не закреплены, за их техническим состоянием фактически никто не следит. Скотомогильники, предназначенные для захоронения биологических отходов, не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, а их эксплуатация осуществляется с нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие граждан и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Просил обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению указанных выше скотомогильников в соответствие с требованиями п.п. 5.6, 6.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" - огородить скотомогильники глухим забором, выкопать траншею, поставить въездные ворота, привести в соответствие размеры биотермической ямы скотомогильников.
В судебном заседании прокурор Храмов Я.В. на исковых требованиях в отношении скотомогильников, которые закрыты, не настаивал, в отношении действующих скотомогильников иск поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заседании.
Представитель ответчика Правительства Курганской области Ларионова М.С. с иском не согласилась. Указала, что из всех скотомогильников действующих осталось только три, остальные закрыты с соблюдением действующих ветеринарно-санитарных правил.
Представители третьего лица Управления ветеринарии Курганской области Ватагин С.М., Масленникова Е.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, поддержали позицию Правительства Курганской области.
Представитель третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Курганской области Степанян Л.Н. исковые требования в отношении действующих скотомогильников поддержала.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) Доможиров В.В. исковые требования в отношении действующих скотомогильников также поддержал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что Правительство Курганской области собственником скотомогильников не является, скотомогильники не находится в ведении Курганской области, в связи с чем Правительство области не является надлежащим ответчиком по делу и основания для возложения обязанности по устройству и оборудованию скотомогильников на Правительство Курганской области отсутствуют. По мнению ответчика, скотомогильник является объектом капитального строительства, для строительства которого органом местного самоуправления производится выбор и отвод земельного участка. Доказательств, подтверждающих статус спорных объектов, как скотомогильников, не представлено. Полагает, что судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц, в защиту которых выступил прокурор, нарушены Правительством Курганской области. Кроме того, считает, что доказательств, подтверждающих как наступление вреда в настоящее время, так и реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате неприведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами, не представлено.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Курганской области Столярова Н.А. на доводах жалобы настаивала. Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора Лаптева В.В. с доводами жалобы не согласилась, полагая, что решение суда законно и обоснованно. Прокурор Кабакова О.В. полагает, что решение суда является законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Звериноголовского района Курганской области проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области.
По итогам проверки было установлено, что на территории Звериноголовского района Курганской области имеется 15 скотомогильников, содержание которых не отвечает требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" N13-7-2/469 от 04.12.1995.
Так, на территории Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области, а именно в на расстоянии 1 км. от , в на расстоянии 1 км. от населенного пункта, в в 2 км. от деревни; на территории Звериноголовского сельсовета имеется 2 скотомогильника, один расположен на расстоянии 1 км. от , другой в 1 км. от , на территории Отряд-Алабугского сельсовета на расстоянии 1 км. от , второй в 1 км. от д. и третий в 1 км. от , на территории Прорывинского сельсовета в 2 км. от , на территории Трудовского сельсовета, возле , и , на территории Озеринского сельсовета в 2 км. от , на территории Бугровского сельсовета в 1 км. от содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства. Указанные скотомогильники не отвечают требованиям п.п. 5.6, 6.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: отсутствует глухой забор с въездными воротами, отсутствует траншеи глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта по всему периметру, через траншею не перекинут мост.
Перечисленные скотомогильники на балансе ни у кого не числятся, ни за кем не закреплены, за их техническим состоянием фактически никто не следит. Данные обстоятельства подтверждены информацией о состоянии скотомогильников на территории Звериноголовского района, актами обследования Круглянского сельсовета от 29.04.2012 и от 02.10.2012, Звериноголовского сельсовета от 18.09.2012, Отряд-Алабугского сельсовета от 27.09.2012 и от 22.05.2012, Прорывинского сельсовета от 26.09.2012, Трудовского сельсовета от 25.09.2012, Озеринского сельсовета от 17.09.2012, Бугровского сельсовета от 24.09.2012 и от 22.04.2012, заключениями Главного государственного ветеринарного инспектора Звериноголовского района от 08.04.2013, справками главы Бугровского сельсовета N118, главы Прорывинского сельсовета N395 от 07.05.2013, главы Звериноголовского сельсовета N361 от 07.05.2013, главы Озеринского сельсовета N52 от07.05.2013, главы Отряд-Алабугского сельсовета N190 от 08.05.2013, главы Трудовского сельсовета N56 от 13.05.2013, главы Круглянского сельсовета N69 от 13.05.2013, актами обследования органом государственного контроля (надзора) - Управления ветеринарии Курганской области N1 от 22.04.2013, N2 от 22.04.2013, N4 от 22.04.2013, N5 от 22.04.2013, N6 от 22.04.2013, N7 от 23.04.2013, N8 от 23.04.2013, N9 от 23.04.2013, N10 от 19.04.2013, N11 от 19.04.2013, N12 от 18.04.2013, N13 от 18.04.2013, N14 от 18.04.2013, N15 от 18.04.2013; ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую яму) N1-3, 5-14.
Согласно Актам о закрытии скотомогильников судом было установлено, что все спорные скотомогильники за исключением скотомогильников, расположенных на территории Отряд-Алабугского сельсовета, возле , на территории Звериноголовского сельсовета, возле , на территории Прорывинского сельсовета, возле , закрыты, ямы для сбора и утилизации биологических отходов на закрытых скотомогильниках в соответствие с Правилами засыпаны землей и установлены таблички о запрете эксплуатации закрытых скотомогильников, в связи с чем исковые требования в отношении закрытых скотомогильников удовлетворению не подлежат. В отношении действующих скотомогильников требования прокурора удовлетворил.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению действующих скотомогильников в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области верным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 1 и 2 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее по тексту Ветеринарно-санитарные правила) к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.
Пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил определяет субъекты, которые могут нести предусмотренную законом ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы). К ним относятся местная администрация, руководители организаций, в ведении которых находятся скотомогильники (биотермические ямы). Данный пункт Правил не предусматривает возложение ответственности на местную администрацию при отсутствии установленных законом оснований.
К полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Доказательства, подтверждающие, что соответствующему муниципальному образованию, в границах территорий которого находятся спорные скотомогильники, в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передавались полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по надлежащему оборудованию скотомогильников, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению действующих скотомогильников на территории Отряд-Алабугского сельсовета, возле , на территории Звериноголовского сельсовета, возле , на территории Прорывинского сельсовета, возле в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области. Делая данный вывод, суд обоснованно учел, что существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда он не находится на чьем либо балансе и, соответственно, никто не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей, в связи с чем непринятие Правительством Курганской области изложенных в исковых требованиях прокурора Звериноголовского района мер по приведению скотомогильников в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Судебная коллегия полагает несостоятельным и изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что указанные в иске объекты захоронения биологических остатков не носят статуса скотомогильников, поскольку сооружены на неотведенных для данных целей земельных участках, не приняты в эксплуатацию по акту приемки, вследствие чего положения вышеуказанных Правил не распространяется на данные объекты.
Так в соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правилах биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
В соответствии с п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю единственно допустимыми вариантами уничтожения биологических отходов на территориях сельских советов районов Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Материалами дела подтверждено обустройство указанных в иске объектов именно как биотермической ямы (скотомогильника), но с нарушениями установленных для его обустройства правил, предусмотренных п.п. 5.6, 5.7 Ветеринарно-санитарных правил, которые требуют устранения выявленных нарушений с целью эффективного и безопасного уничтожения биологических отходов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены судебного постановления, так как основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона. Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 10 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.