Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Литвиновой И.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 22 октября 2013 года гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Истюбековой А.А. к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения, к Правительству Курганской области о возложении обязанности профинансировать предоставление жилья,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г. Кургана в интересах к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения, к Правительству Курганской области о возложении обязанности профинансировать предоставление жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, отвечающее санитарно-техническим норма, общей площадью не менее квадратных метров.
Возложить на правительство Курганской области обязанность профинансировать за счет бюджетных средств предоставление Администрацией г. Кургана жилого помещения по договору специализированного найма.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора отдела прокуратуры Курганской области Богомазовой Л.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кургана обратился в Курганский городской суд Курганской области в интересах Истюбековой А.А. с исковыми требованиями к Администрации г. Кургана о предоставлении по договору специализированного найма благоустроенного жилого помещения, расположенного в черте города Кургана, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв.м, и Правительству Курганской области о возложении обязанности профинансировать предоставление жилья Истюбековой А.А.
В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой города Кургана проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в ходе которой было установлено, что Истюбекова А.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С она находилась в приемной семье у и , поскольку решением Курганского городского суда от родители истца лишены родительских прав в отношении дочери. При определении ребенка под опеку закрепление жилого помещения за ней не проводилось. Проживая в приемной семье, истец закончила Нагорскую среднюю общеобразовательную школу, в настоящее время обучается в профессиональном училище , проживает в общежитии данного училища. С августа попечительство над ней прекращено, постановлением Администрации г. Кургана от Истюбекова А.А. принята на учет в качестве сироты нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, однако жилое помещение ей до сих пор не предоставлено. Истец собственного жилья не имеет, и никогда не имела, вынуждена проживать в социальной гостинице, где имеет временную регистрацию. Прокурор полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Истюбековой А.А., ее нуждаемость в жилом помещении, она имеет право на предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения. Данные государственные полномочия Курганской области по реализации прав указанной категории лиц возложены на органы местного самоуправления Курганской области, финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из соответствующих бюджетов.
В судебном заседании прокурор Киселева А.В. на удовлетворении исковых требований настаивала, поясняла, что необходимость возложения обязанности по финансированию предоставления жилья Истюбековой А.А. на правительство Курганской области обусловлена тем, что денежных средств, выделяемых из бюджета Курганской области в качестве субвенций бюджету муниципального образования, недостаточно, о чем свидетельствует длительное неисполнение судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам, нахождение детей указанной категории в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на протяжении длительного времени. Полагала, что несмотря на изменения в законодательстве в части исключения детей-сирот из категории лиц, которым жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке, право на судебную защиту права указанная категория граждан не утратила.
Истец Истюбекова А.А. в судебном заседании заявленные требования поддерживала.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана , действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, полагая, что в связи с исключением детей-сирот из категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, у Истюбековой А.А. отсутствует право требования предоставления жилья в обход очередности на получения жилья. Также считала, что без обеспечения финансирования из областного бюджета предоставление жилого помещения Истюбековой А.А. Администрацией г. Кургана будет невозможно, поскольку средства бюджета муниципального образования ограничены, их расходование для предоставления жилья детям-сиротам будет нарушать принцип целевого расходования бюджетных денежных средств.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве против удовлетворения иска возражал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления главного образования Курганской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии изменениями, внесенными в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, кроме того, предоставление жилья детям-сиротам по договору специализированного найма поставлено в зависимость от ряда условий, в том числе от наличия или отсутствия лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что требования прокурора не подлежали разбирательству, поскольку затрагивают межбюджетные отношения и разрешение спора не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники такого финансирования. Суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу, поскольку указанное не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Просило решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Богомазова Л.В. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Истец Истюбекова А.А., представители ответчиков и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. От Правительства Курганской области поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и письменных возражениях относительно жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основополагающие принципы, содержание и перечень мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, регламентированы Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 (в редакции от 26.12.2012 N 83, от 26.12.2012 N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
В ходе рассмотрения дела по существу предъявленных требований судом первой инстанции установлено, что родилась , ее родителями являются Истюбеков А.К. и Истюбекова А.В. (л.д. 8 об).
Решением Курганского городского суда Курганской области от родители истца лишены родительских прав, несовершеннолетняя передана на попечение органам опеки и попечительства (л.д. 20 об-22).
Постановлением Администрации г. Кургана от утвержден договор о передаче Истюбековой А.А. в приемную семью и (л.д. 24). Жилье за несовершеннолетней не закреплялось.
Постановлением Администрации г. Кургана от Истюбекова А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под N (л.д. 25).
По информации, предоставленной государственным унитарным предприятием Курганской области "Кургантехинвентаризация" и Управлением Росреестра по Курганской области, Истюбекова А.А. правом собственности на жилые помещения не обладает (л.д. 9, 14). В настоящее время зарегистрирована в социальной гостинице по адресу: (л.д. 10). По данным муниципального казенного учреждения г. Кургана "Жилищная политика" за период с по договор социального найма жилого помещения не заключала (л.д. 59).
В Истюбекова А.А. окончила обучение в муниципальном общеобразовательном учреждении "Нагорская средняя общеобразовательная школа" (л.д. 52-53), в настоящее время обучается в ГБОУ НПО "Профессиональное училище ", срок обучения до (л.д. 65).
В федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Принимая решения по существу предъявленных требований, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции верно установил принадлежность Истюбековой А.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством Российской Федерации с 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом, по смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 01.01.2013 не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Факт нуждаемости Истюбековой А.А. в получении жилья подтверждается имеющимися материалами дела, и признан Администрацией г. Кургана при постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья Истюбековой А.А. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она жильем не обеспечена, что нарушает ее жилищные права и предоставляет прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту ее прав на основании ст. 45 ГПК РФ.
Пункт 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ устанавливает обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 25.12.2012 N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 (в редакции от 26.12.2012 N 83, от 26.12.2012 N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 6.1 Закона Курганской области от 31.12. 2004 N 6 (в редакции от 26.12.2012 N 83, от 26.12.2012 N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Материалами дела установлено, что Истюбекова А.А. принята Администрацией г. Кургана на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном Администрацией г. Кургана.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Представление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с этим, довод апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления Истюбековой А.А. жилого помещения несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации г. Кургана в целях предоставления жилья Истюбековой А.А., по мнению судебной коллегии, является несостоятельным, основанным на субъективном толковании ответчиком норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25.12.2012 N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ч. ч. 1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ0) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставление на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 633 (в редакции от 12.11.2012 N 534, от 12.02.2013 N 43).
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 (в редакции от 26.12.2012 N 83, от 26.12.2012 N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий Администрации г. Кургана по приобретению жилого помещения для Истюбековой А.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, данные требования не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, также необоснован. Принимая решение о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в область межбюджетных отношений между ответчиками.
Из материалов дела следует, что по состоянию на размер предоставленных г. Кургану субвенций из областного и федерального бюджета для целей обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составил руб. (л.д. 34-35).
Доказательств предоставления жилого помещения Истюбековой А.А. в материалы дела не представлено, обратного ответчиками не доказано (п. 1 ст. 56 ГПК РФ). В связи с этим, вывод суда первой инстанции о том, что по причине недостаточного финансирования на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным, соответствующим установленным обстоятельствам дела.
По смыслу пунктов 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Курганской городской Думы от 02.11.2005 N 250 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде города Кургана, установлена в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Таким образом, с учетом наличия у Истюбековой А.А. права на получение мер социальной поддержки, признания ее нуждающейся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной ответчиками переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июля 2013 года по иску прокурора г. Кургана в интересах Истюбековой А.А. к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения, к Правительству Курганской области о возложении обязанности профинансировать предоставление жилья оставить без изменения,
апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: И.В. Литвинова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.