Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Литвиновой И.В., Черновой Н.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15.10.2013 гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 29.05.2013, которым постановлено:
исковые требования Курганского природоохранного прокурора Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, зарегистрированными в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005, а именно:
- скотомогильник, площадью кв.м., расположенный на территории в 1500 м. севернее д. , с географическими координатами в соответствии с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, зарегистрированными в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005 (далее Правил);
- скотомогильник, площадью кв.м., расположенный на территории в 1000 м южнее , с географическими координатами в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 5.8 Правил построить навес, пристроить помещение для вскрытия трупов животных;
- закрытый скотомогильник, площадью кв. м., расположенный на территории в 3500 м от д. , с географическими координатами в соответствии с п.5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли;
- закрытый скотомогильник, площадью кв.м., расположенный на территории в 1000 м юго-западнее , с географическими координатами в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м над поверхностью земли;
- закрытый скотомогильник, площадью кв.м., расположенный на территории в 2000 м восточнее , с географическими координатами , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м над поверхностью земли;
- закрытый скотомогильник, площадью кв.м., расположенный на территории в 1000 м севернее , с географическими координатами , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м над поверхностью земли;
- закрытый скотомогильник, площадью кв.м., расположенный на территории в 1500 м юго-восточнее , в соответствии с п. 5.6 Правил огородить глухим забором; в соответствии с п. 6.7 Правил произвести насыпь высотой кургана не менее 0,5 м над поверхностью земли.
Заслушав доклад судьи областного суда Черновой Н.А., пояснения представителя ответчика Правительства Курганской области , поддержавшей доводы апелляционной жалобы; представителя третьего лица Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области , не согласившейся с доводами апелляционной жалобы; мнение прокурора , возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильников, расположенных на территории районов Курганской области, в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории было установлено, что на территории районов имеются скотомогильники, содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства.
Расположенный на территории района скотомогильник не отвечает требованиям п.п. 5.6, 5.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила) а именно: отсутствуют навес и помещение для вскрытия трупов животных.
Расположенный на территории района скотомогильник не отвечает требованиям указанных Правил.
Расположенный на территории района скотомогильник не отвечает требованиям п.п. 5.6, 6.7 Правил, а именно: по периметру скотомогильника отсутствует глухой забор и земляная насыпь над поверхностью ямы.
Расположенный на территории района скотомогильник не отвечает требованиям п.п. 5.6, 6.7 Правил, а именно: по периметру скотомогильника отсутствует глухой забор, отсутствует земляная насыпь над поверхностью ямы.
Расположенный на территории района скотомогильник не отвечает требованиям п.п. 5.6, 6.7 Правил, а именно: по периметру скотомогильника отсутствует глухой забор и земляная насыпь над поверхностью ямы.
Расположенный на территории района скотомогильник не отвечает требованиям п.п. 5.6, 6.7 Правил, а именно: по периметру скотомогильника отсутствует глухой забор, отсутствует земляная насыпь над поверхностью ямы.
Расположенный на территории района скотомогильник не отвечает требованиям п.п. 5.6, 6.7 Правил, а именно: по периметру скотомогильника отсутствует глухой забор, отсутствует земляная насыпь над поверхностью ямы.
Данные скотомогильники на балансе указанных сельсоветов не числятся.
Скотомогильники, предназначенные для захоронения биологических отходов, не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, а их эксплуатация осуществляется с нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие граждан и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.
В судебном заседании прокурор Кусков А.А. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Правительства Курганской области Калинина О.Л. с иском не согласилась. Полагала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора, так как скотомогильники в его ведении не находятся. Ответственность за состояние скотомогильников должны нести органы местного самоуправления и руководители организаций, в ведении которых эти объекты находятся.
Представители третьего лица Управления ветеринарии Курганской области , в судебном заседании полагали, что иск прокурора к Правительству Курганской области заявлен необоснованно.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебном заседании рассмотрение спора оставила на усмотрение суда, пояснив, что активизация почвенных очагов сибирской язвы может стать причиной распространения болезни, как среди животных, так и среди людей.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители третьих лиц: Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Администрации Петуховского района, Администрации Новогеоргиевского сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Целинного района Курганской области, Администрации Целинного сельсовета Целинного района Курганской области, Администрации Половинского района Курганской области, Администрации Новобайдарского сельсовета Половинского района Курганской области, Администрации Октябрьского сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Актабанского сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Матасинского сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Шумихинского района Курганской области, Администрации Кипельского сельсовета Шумихинского района Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что Правительство Курганской области собственником скотомогильников не является, не относится к субъектам, на которых распространяется действие "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", скотомогильники не находятся в ведении Курганской области в связи с чем Правительство области не является надлежащим ответчиком по делу. Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области, регулирует правоотношения в указанной сфере путем принятия правовых актов и не осуществляет конкретных видов работ по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил. По мнению ответчика, скотомогильник является объектом недвижимого имущества, который представляет собой сложное техническое сооружение, для строительства которого производится выбор и отвод земельного участка по представлению государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Выбор и отвод земельного участка для таких целей осуществляют ораны местной администрации. Считает, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих как наступление вреда в настоящее время, так и реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате не приведения скотомогильников в соответствие с Правилами. Решение суда не содержит выводов в отношении скотомогильника, расположенного на территории района Курганской области.
В возражениях на апелляционную жалобу Курганский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства области без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор), Управления ветеринарии Курганской области, Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Администрации Петуховского района, Администрации Новогеоргиевского сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Целинного района Курганской области, Администрации Целинного сельсовета Целинного района Курганской области, Администрации Половинского района Курганской области, Администрации Новобайдарского сельсовета Половинского района Курганской области, Администрации Октябрьского сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Актабанского сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Матасинского сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Шумихинского района Курганской области, Администрации Кипельского сельсовета Шумихинского района Курганской области, извещены надлежаще.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области в отношении района Курганской области, района Курганской области, района Курганской области, района Курганской области, района Курганской области, района Курганской области, района Курганской области проведены проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в результате которых установлены указанные выше нарушения "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 05.01.1996 N 1005.
Данные нарушения подтверждаются актами проверок Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ; от ; от ; от ; от ; от ; от ., актами обследования Управления ветеринарии Курганской области от ; от 23; от ; от ; от ; от ; от .
Согласно справкам Администрации района Курганской области от , Администрации района Курганской области от , Администрации района Курганской области от , Администрации района Курганской области от , Администрации района Курганской области от , Администрации района Курганской области от , района Курганской области от указанные скотомогильники на балансе данных сельсоветов не состоят.
В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области сведения о зарегистрированных правах на скотомогильники в в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области правильным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. ст. 1 и 2 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно п/п "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 210 устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Органы местного самоуправления, юридические или физические лица не являются собственниками скотомогильников в границах д., д. и не могут являться таковыми в силу закона.
Доказательств передачи органу местного самоуправления государственных полномочий по содержанию скотомогильников с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в материалы дела не представлено.
Пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил предусматривает возможность возложения ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Однако, указанный пункт правил говорит не об обязанностях организаций в данной сфере, а лишь об индивидуальной ответственности руководителей.
К полномочиям органов местного самоуправления, в силу п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил, отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус указанного в иске объекта захоронения биологических остатков как скотомогильника не подтвержден, поскольку он сооружен на не отведенном для данных целей земельном участке, не принят в эксплуатацию по акту приемки, не имеет биотермической ямы, в связи с чем у суда не было оснований для удовлетворения иска прокурора, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
Согласно п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю единственно допустимыми способами уничтожения биологических отходов на территории Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Материалами дела подтверждено обустройство указанных в исках объектов именно как биотермических ям (скотомогильников), но с нарушением установленных для его обустройства правил (п.п. 5.6, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил). Выявленные нарушения требуют устранения с целью эффективного и безопасного уничтожения биологических отходов.
То обстоятельство, что скотомогильники обустроены на не отведенных для этих целей земельных участках, не освобождает Правительство Курганской области от возложенной законом обязанности по решению вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Довод жалобы о том, что судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц нарушены ответчиком, судебная коллегия считает необоснованным.
Существование на территории районов Курганской области скотомогильников в условиях, когда они не находятся на чьем-либо балансе, никто не обеспечивает их надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни и здоровья людей, лишает их права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
С учетом изложенного, Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком по заявленным Курганским межрайонным природоохранным прокурором исковым требованиям.
Довод ответчика о том, что указанные в иске скотомогильники находятся в ведении администраций сельсоветов на территории районов Курганской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления не предусматривает.
При этом, ответчиком суду не были представлены доказательства, подтверждающие, что соответствующим муниципальным образованиям, в границах территорий которых находятся скотомогильники, в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передавались полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по надлежащему оборудованию скотомогильников.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, направлены на иное толкование норм материального права и оценку представленных суду доказательств.
Иные доводы ответчика о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях при составлении мотивированного решения существенными не являются и в силу положений ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда, признаны быть не могут.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 29.05.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.