Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Богдановой О.Н., Арзина И.В.,
при секретаре Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 17 октября 2013 г. гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июля 2013 г., которым постановлено:
иск прокурора Варгашинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов":
-на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области огородить скотомогильник глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами (п. 5.6 Правил), засыпать землей яму для захоронения биоотходов с высотой кургана не менее 0,5 метра над поверхностью земли;
-на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области огородить скотомогильник глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами (п. 5.6 Правил);
-на территории сельсовета огородить скотомогильник глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами (п. 5.6 Правил).
В остальной части иска прокурору Варгашинского района Курганской области отказать.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Курганской области Богомазовой Л.В., представителя ответчика Столяровой Н.А., представителя третьего лица Управления Россельхознадзора по Курганской области Лаптевой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильники, расположенные на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области, сельсовета Варгашинского района Курганской области, сельсовета Варгашинского района Курганской области в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. (далее по тексту Ветеринарно-санитарные правила).
В обоснование иска с учетом изменения исковых требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области установлено, что на территории указанных выше сельсоветов имеются скотомогильники, содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства. Указанные скотомогильники не отвечают требованиям п.п. 5.6-5.8 Ветеринарно-санитарных правил, а именно: отсутствует глухой забор и насыпь над поверхностью земли, перекрытие ямы с плотно закрываемой крышкой, навес над ямой и помещение для вскрытия трупов животных. Данные скотомогильники на балансе Администраций сельсоветов не числятся. Скотомогильники, предназначенные для захоронения биологических отходов, не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, а их эксплуатация осуществляется с нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие граждан и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.
Просил обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников, расположенного на территории сельсовета в 800 м. от дороги Варгашинского района и на территории сельсовета в 500 м. от дороги в соответствии с п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил - огородить глухим забором с выездными воротами, сделать перекрытие ямы, плотно закрываемую крышку в отверстие перекрытия ямы, пристроить навес над ямой, построить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезосредств, инвентаря, спецодежды и инструментов; скотомогильник, расположенный на территории сельсовета Варгашинского района в 2300 м. от дороги в соответствии с п.п. 5.6, 5.7, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил -огородить глухим забором с выездными воротами, сделать перекрытие ямы, сделать насыпь высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли.
В судебном заседании прокурор Поляковская И.В. заявленные требования поддержала, дала пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заседании.
Представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Бабунова О.П. с иском не согласилась, считала Правительство Курганской области ненадлежащим ответчиком. Указала, что указанные в иске скотомогильники в собственности ответчика не находятся, земельные участки для использования скотомогильников не отводились.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) по доверенности Доможиров В.Л. исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Управления ветеринарии Курганской области Ватагин С.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Курганской области, комитета по архитектуре и строительству Курганской области, Администрации Варгашинского района Курганской области, Администрации сельсовета Варгашинского района Курганской области, Администрации сельсовета Варгашинского района Курганской области, Администрации сельсовета Варгашинского района Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает не согласие с принятым судом решением, просит его отменить и принять новое решение суда об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что скотомогильники являются объектами недвижимого имущества и объектами капитального строительства, для возведения которых производится выбор и отвод земельного участка, а также приемка построенного скотомогильника. При отсутствии доказательств отвода земельных участков и документов по созданию скотомогильников, статус объектов как скотомогильников не подтвержден. Указывает, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником скотомогильников не является, в связи с чем основания для возложения обязанности по устройству и оборудованию скотомогильников на Правительство Курганской области отсутствуют. Считает, что судом неверно истолковано действующее законодательство, не предусматривающее обязанность субъекта Российской Федерации по приведению в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами имеющихся на территории муниципальных районов мест захоронения биологических отходов. Ссылается на то, что судом не установлено нарушение прав неопределенного круга лиц. Полагает, что доказательств, подтверждающих как наступление вреда в настоящее время, так и реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате не приведения скотомогильника в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами, не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Варгашинского района Курганской области полагая решение суда законным, указала, что скотомогильники не находятся в ведении органов местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Варгашинского района просил оставить решение суда без изменения, выразил не согласие с доводами жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Курганской области по доверенности Столярова Н.А., доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель прокуратуры Курганской области Богомазова Л.В. полагала решение суда законным, доводы жалобы, не подлежащими удовлетворению.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) по доверенности Лаптева В.В. доводы апелляционной жалобы полагала несостоятельными, решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица Администрации Варгашинского района Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что специалистами Управления ветеринарии Курганской области на основании поручения прокурора Варгашинского района проведены проверки соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в отношении Администрации сельсовета Варгашинского района Курганской области, Администрации сельсовета Варгашинского района Курганской области, Администрации сельсовета Варгашинского района Курганской области.
Согласно акту проверки от , ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) , скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области в 500 м. от и 500 м. от дороги не соответствует п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил, а именно: территория скотомогильника не огорожена глухим забором с въездными воротами, отсутствуют траншея, люк перекрытия, яма не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил, над ямой не оборудован навес.
В соответствии с актом проверки от , ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую яму) , скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области в 2 000 м. северо-восточнее от , в 2000 м. от дороги не соответствует п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил, а именно: территория скотомогильника не огорожена глухим забором с въездными воротами, отсутствует траншея по периметру скотомогильника, биотермическая яма обвалилась, отсутствует крышка перекрытия и люк.
Актом проверки от , ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую яму) установлено, что скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области в 1000 м. от и 800 м. от дороги не соответствует п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил.
По сведениям указанных выше Администраций сельсоветов спорные скотомогильники на балансе сельсоветов не состоят.
В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области сведения о зарегистрированных правах на земельные участки в , в 2300 м. от дороги , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами на Правительство Курганской области верным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 1 и 2 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий- расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил к биологическими отходами относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.
Пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил определяет субъекты, которые могут нести предусмотренную законом ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы). К ним относятся местная администрация, руководители организаций, в ведении которых находятся скотомогильники (биотермические ямы). Данный пункт Правил не предусматривает возложение ответственности на местную администрацию при отсутствии установленных законом оснований.
К полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами на Правительство Курганской области, поскольку существование на территории поселений скотомогильников в условиях, когда они не находятся на чьем-либо балансе и соответственно никто не обеспечивает их надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей, в связи с чем непринятие Правительством Курганской области изложенных в исковых требованиях природоохранного прокурора мер по приведению скотомогильников в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Судебная коллегия полагает несостоятельным и изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что указанные в иске объекты захоронения биологических отходов не имеют статуса скотомогильников, поскольку сооружены на не отведенных для данных целей земельных участках, не приняты в эксплуатацию по акту приемки, вследствие чего положения вышеуказанных Правил не распространяется на данные объекты.
Так в соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правилах биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
В соответствии с п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю единственно допустимыми вариантами уничтожения биологических отходов на территориях сельских советов районов Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Материалами дела подтверждено обустройство указанных в иске объектов именно как биотермических ям (скотомогильников), но с нарушениями установленных для их обустройства требований, предусмотренных п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил, которые требуют устранения выявленных нарушений с целью эффективного и безопасного уничтожения биологических отходов.
Ссылки апелляционной жалобы на акты о закрытии скотомогильников, расположенных на территориях и сельсоветов Варгашинского района и отсутствие в связи с этим необходимости в проведении работ по приведению указанных скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами также не являются основанием для отмены решения суда.
Представленные акты от и о закрытии скотомогильников, расположенных на территории сельсовета и сельсовета Варгашинского района Курганской области, подписанные главами сельсоветов и главным государственным ветеринарным инспектором Варгашинского района Курганской области, с указанием в них на закрытие скотомогильников в связи с несоответствием разд. 5, 6 Ветеринарно-санитарных правил, а так же с отсутствием необходимости наличия указанных объектов на соответствующей территории; на производство путем сжигания дальнейшей утилизации биологических отходов в соответствии с п. 4.3 Правил и на необходимость доведения указанной информации до населения путем размещения информационного аншлага, своим содержанием подтверждает необходимость процесса дальнейшей утилизации биологических отходов в указанной местности, между тем как доказательств фактического закрытия уже существующих скотомогильников и создания сельскими советами в соответствии с требованиями п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил альтернативного способа уничтожения биологических отходов в виде оборудованных мест для их сжигания впоследствии в специальных печах или земляных траншеях (ямах) в материалы деле ответчиком не представлено.
Кроме того, акты от и от не свидетельствуют о закрытии доступа к объектам, поскольку указанные акты подтверждают лишь проведение земляных работ по заваливанию ям скотомогильников землей высотой более 1 м., однако сведений о том, что территория скотомогильников огорожена глухим забором, то есть отсутствует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ненадлежащим оборудованием запрещенной к эксплуатации биотермической ямы по указанному адресу, данные акты не содержат.
Ссылки, содержащиеся в апелляционной жалобе об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, также нельзя признать состоятельными.
Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как указано выше, нарушение Ветеринарно-санитарных правил при размещении скотомогильников достоверно установлено судом первой инстанции. Отсутствие обустройства плотно закрываемой крышкой, навеса и помещения для вскрытия трупов животных, глухого забора и насыпи над поверхностью земли скотомогильников создает беспрепятственный доступ к ним иных лиц. Скотомогильник (биотермическая яма) является имуществом, необходимым для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Кроме того, представленные в материалы дела акты Управления ветеринарии Курганской области о проведении в течение 2013 г. проверки мест захоронений биологических отходов и отсутствии в некоторых случаях необходимости в эксплуатации скотомогильников не свидетельствует, как указано выше, о закрытии доступа к объектам, а также о том, что территория скотомогильников приведена в надлежащее состояние в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами, то есть отсутствует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ненадлежащим оборудованием запрещенных к эксплуатации биотермических ям по указанным адресам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В то же время на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, не связывая себя доводами жалобы.
Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений ст. 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 4 п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", интересам законности не отвечает, в частности, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Согласно п. 3 ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судебная коллегия сочла возможным и необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции, не связывая себя доводами апелляционной жалобы, и считает его подлежащим изменению в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Варгашинского района, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, о приведении скотомогильника, расположенного на территории сельсовета Варгашинского района в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами, в связи с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права (подп. 4 п. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Отказывая в удовлетворении иска в части приведения скотомогильника, расположенного на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области в соответствие с п.п. 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил - установлении над земляной ямой для захоронения плотной закрываемой крышкой и навеса, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств размещения места захоронения в качестве биотермической ямы.
Вместе с тем, данный вывод ничем не подтвержден и не обоснован. Представленные в материалы дела акты и ветеринарно-санитарная карточка подтверждают, что скотомогильник, расположенный на территории сельсовета, существует в виде биотермической ямы, содержание которой не соответствует п.п. 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил. Население сельсовета Варгашинского района скотомогильником пользуется, в нем имеется нуждаемость.
Судом первой инстанции в принятом решении приведены требования указанных выше пунктов, предъявляемые к строительству биотермических ям, однако выводов, опровергающих наличие на территории скотомогильника иной, кроме биотермической, ямы, решение суда не содержит. Вывод суда о том, что место захоронения представлено в виде земляной ямы, также не подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Кроме того, согласно п.п. 1.5, 1.7 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируются путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживают в биотермических ямах, уничтожаются сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах; уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.
Частично удовлетворяя требования прокурора Варгашинского района и возлагая на Правительство Курганской области обязанность организовать работы по приведению скотомогильника, расположенного на территории сельсовета, суд первой инстанции разрешил требования, которые не были заявлены: прокурором изначально и впоследствии при изменении исковых требований был поставлен вопрос о приведении территории данного скотомогильника в соответствие с п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил. Однако, разрешая требования, суд первой инстанции принял решение, обязывающее ответчика засыпать землей яму для захоронения биоотходов с высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли, то есть возложил на ответчика обязанность организовать работы, предусмотренные п. 6.7 Ветеринарно-санитарных правил.
Вместе с тем, данные требования прокурором заявлены не были и вопрос относительно отсутствия насыпи или ее восстановления на территории скотомогильника, расположенного в границах Верхнесуерского сельсовета, не был предметом судебного разбирательства.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, вышел за пределы полномочий, предоставленных ему ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, однако может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что обстоятельства по делу установлены в полном объеме, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о приведении скотомогильника, расположенного на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области, в соответствие с требованиями п.п. 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил изменить и принять новое решение суда об удовлетворении иска в данной части. Решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по ограждению указанного скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами (п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил) является правильным.
Указание суда первой инстанции о возложения обязанности на Правительство Курганской области засыпать землей яму для захоронения биоотходов с высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли, расположенную на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области, подлежит исключению из резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июля 2013 г. изменить в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника, расположенного на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области, в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов".
Исключить из резолютивной части решения Курганского городского суда Курганской области от 30 июля 2013 г. указание о возложение обязанности на Правительство Курганской области засыпать землей яму для захоронения биоотходов с высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли, расположенную на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника, расположенного на территории сельсовета Варгашинского района Курганской области, в соответствии с п. 5.7 Ветеринарно-санитарных правил - сделать перекрытие ямы с плотно закрываемой крышкой в отверстии перекрытия ямы, в соответствии с п. 5.8 Ветеринарно-санитарных правил - построить навес над ямой, пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Катаев М.Ю.
Судьи: Богданова О.Н.
Арзин И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.