Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Литвиновой И.В., Черновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22.10.2013 гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов к Администрации Варгашинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 04.07.2013, которым постановлено:
исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах удовлетворить.
Обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области предоставить , года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление , года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
Заслушав доклад судьи областного суда Черновой Н.А., мнение прокурора Богомазовой Л.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Варгашинского района Курганской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с иском в интересах к Администрации Варгашинского района, Правительству Курганской области о возложении на Администрацию Варгашинского района обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, соответствующего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м., возложении на Правительство Курганской области обязанности профинансировать предоставление указанного жилого помещения.
В обоснование исковых требований прокурор указывал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей: ее мать - и отец решениями Куртамышского районного суда Курганской области от и от соответственно, лишены родительских прав. До года находилась на воспитании в детском государственном учреждении, за нею закреплено жилое помещение по адресу: . Межведомственной комиссией Администрации Куртамышского района указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. Собственного жилья не имеет. В соответствии с постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от она был принята на учет граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Поскольку дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Курганской области переданы органам местного самоуправления в качестве отдельных государственных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, то обязанность по финансированию предоставления жилого помещения прокурор просил возложить на Правительство Курганской области.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивал.
Истец в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении дела без её участия, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации Варгашинского района Курганской области Колосова Л.Н., действующая на основании доверенности, разрешение спора по настоящему делу оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве с исковым заявлением прокурора не согласился, просил в его удовлетворении отказать.
Представитель третьих лиц Отдела образования Администрации Варгашинского района и органа опеки и попечительства Варгашинского района , действующая на основании доверенности, рассмотрение иска по существу оставила на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Варгашинским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе прокурору в иске, поскольку с 01.01.2013 законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения данным категориям граждан и отсутствием правового основания возложения на Правительство Курганской области обязательств по финансированию предоставления жилья истцу. Указанное требование не подлежало разбирательству в данном споре, так как касается межбюджетных отношений.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились истец , представители ответчиков и третьих лиц, извещены надлежаще, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, указанных в апелляционной жалобе.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается, что , года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Родители - и решениями Куртамышского районного суда от и от соответственно, были лишены родительских прав в отношении дочери (л.д. 10-13).
Заключением органов опеки и попечительства Куртамышского района была определена в детское государственное учреждение (л.д. 15).
Постановлением главы муниципального образования Пушкинского сельсовета Куртамышского района Курганской области от за несовершеннолетней было закреплено жилье по адресу: (л.д. 14).
Межведомственной комиссией Администрации Куртамышского района указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, что подтверждается актом от и заключением от (л.д. 16-17).
своего жилья не имеет, с зарегистрирована по месту пребывания: (л.д. 9).
Постановлением Администрации Варгашинского поссовета от внесена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 130).
До настоящего времени жильем не обеспечена, по сведениям Управления Росреестра по Курганской области жилых помещений в собственности она не имеет (л.д. 23).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации Варгашинского поссовета Курганской области. Право на получение жилья она не реализовала в установленном законом порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах исковых требований о предоставлении ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Варгашинской поселковой Думы от 27.03.2008 N 14 установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, предоставляемого в муниципальном жилищном фонде муниципального образования Варгашинского поссовета, составляющая 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 99).
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" - предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным Законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Варгашинского района Курганской области обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее 18 кв.м. общей площади, соответствующего санитарно-техническим нормам.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу являются необоснованными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования Варгашинского района, суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья , не вторгаясь, при этом, в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Варгашинского районного суда Курганской области от 04.07.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.