Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Аврамовой Н.В., Голубь Е.С.,
при секретаре Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22.10.2013 гражданское дело по иску прокурора Щучанского района Курганской области в интересах Старчака А.Н., Шапкиной (Ловковой) Е.Ю., Травинской М.Н., Худякова М.Ю., Горбуновой Е.В., Гагарина В.В., Самохвалова М.С., Ладановского И.Н., Лазарева В.Н., Коняхиной Н.В. к Администрации Щучанского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Щучанского районного суда Курганской области от 05.08.2013, которым постановлено: исковые требования прокурора Щучанского района Курганской области в интересах , , , , , , , - удовлетворить.
Обязать Администрацию Щучанского района Курганской области предоставить: года рождения, года рождения, года рождения, года рождения, года рождения, года рождения, года рождения, года рождения, - по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенные жилые помещения применительно к условиям , соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории , не менее 15 кв.м каждому из них.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Щучанского района Курганской области жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, благоустроенных применительно к условиям , соответствующих санитарно-техническим нормам, расположенных на территории , не менее 15 кв.м каждому: , года рождения; , года рождения; , года рождения; , года рождения; , года рождения; , года рождения; , года рождения; , года рождения.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения прокурора Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Щучанского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с исками в интересах Старчака А.Н., Шапкиной (Ловковой) Е.Ю., Травинской М.Н., Худякова М.Ю., Коняхиной Н.В., Горбуновой Е.В., Гагарина В.В., Самохвалова М.С., Лазарева В.Н., Ладановского И.Н. к Администрации Щучанского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении вне очереди по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенных жилых помещений применительно к условиям , соответствующих санитарно-техническим нормам, расположенных на территории , общей площадью не менее 15 кв.м, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья.
В обоснование заявленных требований указал, что Старчак А.Н., года рождения, Шапкина (Ловкова) Е.Ю., года рождения, Травинская М.Н., года рождения, Худяков М.Ю., года рождения, Горбунова Е.В., года рождения, Самохвалов М.С., года рождения, Ладановский И.Н., года рождения, Лазарев В.Н., года рождения, Коняхина Н.В., года рождения, относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Старчака А.Н. - решением Щучанского районного суда от лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери. Мать Шапкиной (Ловковой) Е.Ю. - решением Шадринского городского суда от лишена родительских прав, отца нет. Родители Травинской М.Л. - и также лишены родительских прав. Отец Худякова М.Ю. - умер , мать решением Щучанского районного суда от лишена родительских прав. Родители Горбуновой Е.В., Гагарина В.В. - мать и отец лишены родительских прав решением Щучанского районного суда от . Мать Самохвалова М.С. - лишена родительских прав решением Щучанского районного суда от , в умерла, отец умер в . Родители Ладановского И.Н. - и лишены родительских прав решением Щучанского районного суда от . Мать Коняхиной Н.В. - лишена родительских прав, отец умер . Мать Лазарева В.Н. - ограничена в родительских правах решением Щучанского районного суда от , умерла, отца нет. Указал, что жилые помещения за Старчаком А.Н., Травинской М.Н., Горбуновой Е.В., Гагариным В.В., Ладановским И.Н. не закреплялись, в собственности жилья они не имеют. Закрепленные за Шапкиной (Ловковой) Е.Ю., Худяковым М.Ю., Самохваловым М.С., Лазаревым В.Н. жилые помещения признаны непригодными для проживания или снесены. Старчак А.Н. на основании постановления Главы Песчанского сельсовета Щучанского района от , Шапкина (Ловкова) Е.Ю., Худяков М.Ю., Самохвалов М.С., Ладановский И.Н. на основании постановлений Главы Щучанского района от , , от , от , Травинская М.Н. на основании распоряжения Главы Нифанского сельсовета Щучанского района от , Горбунова Е.В., Гагарин В.В. на основании распоряжения Петровского сельсовета Щучанского района от -р, Лазарев В.Н. на основании постановления Главы Каясанского сельсовета Щучанского района от поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении вне очереди жилых помещений. До настоящего времени жилые помещения им не предоставлены. Полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус указанных лиц, они имеют право на предоставление по месту жительства жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления на территории Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области, просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья названным лицам.
Определением суда от гражданские дела по искам прокурора Щучанского района в интересах Старчака А.Н., Шапкиной (Ловковой) Е.Ю., Травинской М.Н., Худякова М.Ю., Горбуновой Е.В., Гагарина В.В., Самохвалова М.С., Ладановского И.Н., Лазарева В.Н., Коняхиной Н.В. к Администрации Щучанского района, Правительству Курганской области объединены в одно производство (л.д. 68-69, том 1).
В последующем прокурор от заявленных требований в интересах Лазарева В.Н., Коняхиной Н.В. отказался в связи с отказом истцов от предоставления жилья на территории . Определением суда от производство по делу по иску прокурора в интересах Лазарева В.Н. и Коняхиной Н.В. прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Щучанского района Бронников А.Ю. и истцы Шапкина (Ловкова) Е.Ю., Травинская М.Н., Горбунова Е.В., Ладановский И.Н. исковые требования поддержали. Прокурор пояснил, что Старчак А.Н., Шапкина (Ловкова) Е.Ю., Травинская М.Н., Худяков М.Ю., Горбунова Е.В., Гагарин В.В., Самохвалов М.С. относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственным жильем не обеспечены. В остальном дал пояснения согласно исковому заявлению. Шапкина (Ловкова) Е.Ю., Травинская М.Н., Горбунова Е.В., Ладановский И.Н. дополнительно пояснили, что в собственности жилья не имеют, нуждаются в жилье. Истцы Старчак А.Н., Худяков М.Ю. в судебное заседание не явились, извещались в установленном процессуальным законом порядке, сведений об уважительных причинах неявки не представили. Истцы Гагарин В.В., Самохвалов М.С. в судебное заседание не явились, извещались в установленном процессуальным законом порядке, находятся в местах лишения свободы, представили заявления о рассмотрении дела без их участия (л.д. 31, 33, том 3).
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Щучанского района по доверенности Бабушкина А.Я. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что Администрация Щучанского района обязана предоставить жилье детям-сиротам. По мере поступления денежных средств из областного бюджета в бюджет Щучанского района жилые помещения будут приобретены. В 2013 году на приобретение либо строительство жилья для указанной категории лиц денежные средства из областного бюджета еще не поступили.
В судебном заседании представитель третьего лица сектора опеки и попечительства отдела народного образования Администрации Щучанского района Шакирова А.Р. с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что истцы состоят в списке на внеочередное получение жилья как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Заявки о необходимости предоставления им жилья своевременно были направлены в Главное управление образования Курганской области.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменных отзывах указал, что истцами Худяковым М.Ю., Старчаком А.Н., Горбуновой Е.В., Лазаревым В.Н. не представлены документы, свидетельствующие об их включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Отметил, что детям-сиротам не предоставлено внеочередное право на предоставление жилых помещений. Ссылался на то, что полномочия Курганской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам переданы органам местного самоуправления. Необходимые для осуществления этих полномочий субвенции в бюджете Курганской области на 2013 год предусмотрены. Ссылался на то, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Ссылался на то, что в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда. Полагал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком (л.д. 34-36, 94-96,138-140, 209-211, том 1, 1-3, 188-196, 206-207, 247-249, том 2).
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменных отзывах указал, что решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления, к которым Правительство Курганской области не относится. Субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Курганской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений. Физические лица не являются участниками бюджетного процесса (л.д. 41-44, 90-93, 133-136, 180-183, 231-234, том 1, 168-171, 174-181, 183-186, 230-245, том 2).
Третьи лица: Администрация Песчанского сельсовета Щучанского района Курганской области, Администрация Каясанского сельсовета Щучанского района Курганской области, Администрация Нифанского сельсовета Щучанского района Курганской области, Администрация Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещались в установленном процессуальным законом порядке. Главы Каясанского и Нифанского сельсоветов представили письменные заявления о рассмотрении дела без их участия (л.д. 198, 211, том 2), остальные представители третьих лиц сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Суд требования прокурора удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание то, что в статью 57 ЖК РФ внесены изменения, исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. В связи с чем полагает, что у истцов отсутствует право на внеочередное получение жилья. Указывает, что вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор ссылается на то, что новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями. Считает правомерным возложение обязанности на Правительство Курганской области по финансированию расходов, связанных с предоставлением жилья истцам, поскольку финансирование Щучанского района на цели обеспечения переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот осуществлено недостаточно.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Указала, что истцы имеют право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, однако жильем не обеспечены.
Истцы Старчак А.Н., Шапкина (Ловкова) Е.Ю., Травинская М.Н., Худяков М.Ю., Горбунова Е.В., Гагарин В.В., Самохвалов М.С., Ладановский И.Н., представители ответчиков и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении, телефонограммами, факсограммами. От Правительства Курганской области поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и письменных возражениях относительно жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
С 01.01.2013 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Старчак А.Н., года рождения, Шапкина (Ловкова) Е.Ю., года рождения, Травинская М.Н., года рождения, Худяков М.Ю., года рождения, Самохвалов М.С., года рождения, Горбунова Е.В., года рождения, Ладановский И.Н., года рождения, Гагарин В.В., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей.
Решением Щучанского районного суда от мать Старчака А.Н. - лишена в отношении него родительски прав (л.д. 19-20, том 1), сведения об отце Старчака А.Н. - в книге записей сельсовета записаны со слов матери (л.д. 11, том 1).
Мать Шапкиной (Ловковой) Е.Ю. - решением Шадринского городского суда от лишена родительских прав, отца нет (л.д. 99, том 1).
Решением Щучанского районного суда от родители Травинской М.Н. - и лишены родительских прав (л.д. 120-122, том 1).
Решением Щучанского районного суда от мать Худякова М.Ю. - лишена родительских прав, отец умер (л.д. 164, 165, том 1).
Родители Горбуновой Е.В., Гагарина В.В. - и решением Щучанского районного суда от лишены родительских прав (л.д. 221, том 1).
Мать Самохвалова М.С. - решением Щучанского районного суда от лишена родительских прав (л.д. 61-62, том 2), умерла, отец умер (л.д. 63, 64, том 2).
Родители Ладановского И.Н. - и лишены родительских прав решением Щучанского районного суда от (л.д. 115-116, том 2).
Постановлением Администрации от , Шапкина (Ловкова) Е.Ю. определена в детское государственное учреждение для детей (л.д. 79, том 1).
Постановлением Администрации Травинская М.Н. определена в детское воспитательное учреждение для детей (л.д. 118, том 1).
Постановлением Администрации от над Худяковым М.Ю. установлено попечительство, попечителем назначена (л.д. 166, том 1).
Распоряжением Администрации от -р Самохвалов М.С. помещен под надзор в (л.д. 66, том 2).
Ладановский И.Н. зачислен на полное государственное обеспечение в (л.д. 117, том 2).
Истцы поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения: Старчак А.Н. согласно постановлению Администрации Песчанского сельсовета от (л.д. 15 том 1); Шапкина (Ловкова) Е.Ю. согласно постановлению Администрации от (л.д. 80, том 1); Травинская М.Н. - распоряжением Администрации Нифанского сельсовета от , в связи с тем, что жилье, закрепленное за ней по адресу: непригодно для проживания (л.д. 116, 123, том 1); Худяков М.Ю. - постановлением Администрации от (л.д. 168, том 1); Гагарин В.В. и Горбунова Е.В. - постановлением Администрации Петровского сельсовета от -р (л.д. 222, том 1); Самохвалов М.С. - постановлением Администрации от (л.д. 65, том 2), поскольку закрепленное за ним жилое помещение по адресу: , признано непригодным для проживания (л.д. 67-70, том 2).
Постановлением Администрации от истцы включены в утвержденный Администрацией список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 173-175, том 1).
Старчак А.Н. обучается на 2 курсе очной формы обучения , что подтверждается справкой от (л.д. 16, том 1).
Травинская М.Н. обучается на 3 курсе очной формы обучения , что подтверждается справкой от (л.д. 148, том 1).
Шапкина (Ловкова) Е.Ю. в 2008 году закончила (л.д. 81, том 1). Ловкова Е.Ю. заключила брак с , после заключения брака ей присвоена фамилия Шапкина (л.д. 102, том 1).
Худяков М.Ю. обучается на 2 курсе очной формы (л.д. 179, том 1).
Горбунова Е.В. обучается в , переведена в 10 класс (л.д. 213, том 2).
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма истцы не имеют (л.д. 18, 50, 84, 85, 125, 126, 169, 171, 225, 226, том 1, 72, 73, 119, 120, 141, 142, том 2). Из пояснений Шапкиной (Ловковой) Е.Ю. в судебном заседании следует, что в собственности жилья она не имеет, проживает в доме свекрови. Аналогичные пояснения относительно наличия в собственности жилья дали Травинская М.Н., Горбунова Е.В., Ладановский И.Н. (л.д. 35, том 3).
Нуждаемость Старчака А.Н., Шапкиной (Ловковой) Е.Ю., Травинской М.Н., Худякова М.Ю., Горбуновой Е.В., Гагарина В.В., Самохвалова М.С., Ладановского И.Н. в жилом помещении подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривалась.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Старчак А.Н., Шапкина (Ловкова) Е.Ю., Травинская М.Н., Худяков М.Ю., Горбунова Е.В., Гагарин В.В., Самохвалов М.С., Ладановский И.Н. имеют статус лиц, на которых распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, и обоснованно удовлетворил требования прокурора, заявленные в их интересах.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, принимая во внимание следующее.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно Правилам учета граждан в качестве нуждающихся в жилы помещениях и предоставления жилых помещений в г. Щучье норма предоставления в жилищном фонде Курганской области равна 15 кв.м общей площади на одного члена семьи (л.д. 13, том 1).
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению перечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно возложил на Администрацию Щучанского района обязанность по предоставлению Старчаку А.Н., Шапкиной (Ловковой) Е.Ю., Травинской М.Н., Худякову М.Ю., Горбуновой Е.В., Гагарину В.В., Самохвалову М.С., Ладановскому И.Н. жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту их жительства, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцам жилого помещения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 28.06.2013) предусмотрено выделение субвенций из федерального бюджета бюджету муниципального образования Щучанского района в 2013 году на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета в размере рублей.
Доказательств того, что на 2013 год Администрации Щучанского района на указанные цели бюджета Администрации Щучанского района денежные средства перечислялись, в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязательства по финансированию переданных государственных полномочий органу местного самоуправления на указанные цели не исполнены.
С учетом вышеизложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцам жилого помещения.
Отклоняя довод жалобы Правительства Курганской области о том, что финансирование предоставления детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и данный вопрос не должен разрешаться судом, судебная коллегия исходит из того, что межбюджетные отношения в Курганской области не являются предметом рассмотрения по делу. Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше законодательными нормами в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обоснованно проверил соблюдение Правительством Курганской области социальных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц.
Отклоняя довод жалобы о том, что федеральным законодательством с 01.01.2013 исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, судебная коллегия исходит из того, что ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Кроме того, Старчак А.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с (л.д. 15, том 1), Травинская М.Н. - с (л.д. 116, том 1), Худяков М.Ю. - с (л.д. 168, том 1), Гагарин В.В. и Горбунова Е.В. - с (л.д. 222, том 1), Самохвалов М.С. - с (л.д. 65, том 2), Ладановский И.Н. - с (л.д. 122 оборот, том 2), указанные лица имеют право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, однако данное право ими не было реализовано до по причинам, не зависящим от их воли. Шапкина (Ловкова) Е.Ю., состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с (л.д. 80, том 1), также имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, данное право ей не было реализовано.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 05.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи: Н.В. Аврамова
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.